«Kто любит Меня, тот соблюдёт слово Моё, говорит Господь; и Отец Мой
возлюбит его, и Мы придём к нему» - так поётся в антифоне к Евангелию от
Матфея, которое прозвучит в следующее, 30-е рядовое воскресенье.
Сегодня мы проанализируем главу 22-ю, стихи с 34-го по 40-й. Это очень
короткий и несложный отрывок. Он заключает в себе вопрос, с которым один
законник (сегодня мы бы сказали «богослов») обращается к Иисусу: «Какая
наибольшая заповедь в законе?». Иисус ему отвечает. Причем Его ответ не
является чем-то не слыханным для иудеев. Ещё раввин Хиллель говорил,
что всё Священное Писание можно рассказать, стоя на одной ноге. Для
демонстрации этого высказывания он вставал на одну ногу и говорил:
«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и
всем разумением твоим». Этой же фразой, как прекрасно известной истиной,
Иисус отвечает законнику. Эта заповедь заключена в шестой главе
Второзакония. Стихи с 4-го и далее являются центральной частью
иудейского закона, и благочестивый еврей произносит эту фразу минимум
три раза в день. Эта фраза также описывает главные, центральные понятия
действительности. С ее помощью можно объяснить человека: его сердце,
душу, разум. Эти слова использует евангелист Матфей, а Второзаконие
говорит о сердце, душе и силах (Втор 6,5).
Но кроме всего этого
необходимо понять, что в центре всего нашего бытия находятся наши
отношения с Богом, причем эти отношения должны быть искренними,
правдивыми («всем твоим сердцем, всей душой, всем разумением). И как
может быть иначе? Представьте себе такую сцену: молодой человек
признается девушке в своей любви: «Дорогая, я люблю тебя, но не всем
сердцем. Думаю о тебе, но и о других девушках тоже». Этой бедняжке никто
не позавидует. И с тем, что любовь не может быть половинчатой,
согласятся все. То, о чем законник не спросил, но услышал в ответ от
Иисуса – это вторая заповедь.
Законник спросил, какова наибольшая
заповедь в законе. И Иисус ему на это ответил, добавив, что вторая
заповедь очень схожа с первой. Этим самым Христос хочет сказать, что эти
две заповеди неразделимы, что они едины, что исполнять первую заповедь -
значит исполнять и вторую: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя.
На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки». И здесь
кроется новшество: раввины зависели от одной заповеди, а здесь их
становится две. Если прежде всё внимание было сосредоточено на
отношениях с Богом, то здесь указывается на важность отношений и с твоим
ближним. Причем одно вытекает из другого, отношения с Богом и с ближним
представляются Иисусом, как единая, неразделимая суть.
И если мы
поразмыслим над высказыванием Иисуса, то полностью согласимся с Ним.
Можно ли любить Бога, но при этом ненавидеть людей, которые являются Его
чадами? Человек, который не любит видимых ему людей, может ли любить
невидимого Бога? Таким вопросом задается и евангелист Иоанн. К
сожалению, мы, христиане, рискуем ограничиваться ритуальным благочестием
и забываем о нашем призвании, как только выходим за порог церкви. Мы
рискуем жить по отдельности отношения с Богом и с окружающими нас
людьми. Мы также заблуждаемся, если думаем, что христианство можно
вогнать в рамки частного верования. Если человек любит Бога, то он это
делает всегда, а не по четным дням. И как проявляется эта любовь? Любовь
к Богу проявляется именно в любви к ближнему. Отношение к Богу и
отношение к людям подобны сообщающимся сосудам: если убыло в одном, то
же самое происходит и во втором. Мы все – творения одного Творца, дети
одного Отца Небесного. И более того, мы сами в себе едины, а не являемся
двумя различными личностями. (Это правило надо взять на заметку всем
женихам и невестам: если ваш избранник/избранница ведет себя ужасно со
своими родителями, а с вами пока мил и внимателен, то помните, что через
какое-то время всю любезность с него смоет, и вы получите то капризное и
орущее чудовище, которое так хорошо известно его родным. Ведь перед
родными ему не надо казаться лучше того, что он есть).
Евангелие
также говорит: «Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом
неверен и во многом» (Лк 16,10). Если человек действительно верен Богу,
то он верен и ближнему своему. И наоборот. Так соединяются в человеке
небо и земля. Кто любит Бога, любит и людей. И если кто-то неверен в
одном из этих отношений, значит он неверен в обоих отношениях.
Вернёмся к фразе «возлюби как самого себя». Мы часто слышим, что для
исполнения этой заповеди необходимо сначала любить самого себя. Но это
неверно. Во-первых, любить самих себя очень непросто. Мы всегда найдем,
за что себя ненавидеть. Во-вторых, мы рождены не для того, чтобы любить
себя, а для того, чтобы любить другого. Более того, здесь имеется в
виду, что любовь к ближнему оказывает и на самого меня положительное
влияние, врачует мои раны. В Святом Писании говорится: «Прощайте, и
прощены будете; давайте, и дастся вам» (Лк 6, 37-38). Будьте милосердны,
и обретете милосердие.
Дело в том, что от моего отношения с другими
зависит и мое отношение с самим собой. От моего отношения с Богом также
зависит мое отношение с самим собой. Я не могу понять, кто я, если не
вступаю в отношения с другими людьми. Так Тургенев всегда показывал,
чего стоит его герой-мужчина, описывая его отношения с женщиной. Так и
мы, поняв, кем мы являемся для Бога, создавшего нас, можем, наконец,
понять, кто мы такие. Человек не существует вне отношений. И эти слова
Иисуса, прекрасно знавшего человека: «Возлюби ближнего своего, как
самого себя» поменяли ход истории, совершили революцию в человеческом
мышлении, задали направление к созданию гуманного общества, плодами
которого мы пользуемся до сих пор даже в тех странах, которые так
стараются отказаться от своих христианских корней.
Сердце человека
создано для любви. Тема воскресного евангелия – самая главная заповедь.
Что самое важное в нашей жизни? – Учиться любить. Любить Бога и любить
ближнего. Всё остальное – второстепенно.