Папа Франциск мне
сказал: «Самое большое зло, которое распространилось в мире в последние
годы - это безработица среди молодежи и одиночество стариков. Старые
люди нуждаются в уходе и в общении; молодежь - в работе и надежде, но
она не имеет ни того, ни другого, а самая большая беда заключаются в
том, что молодые люди перестали искать работу и потеряли надежду. Они
придавлены настоящим. Скажите мне: можно ли жить, будучи придавленным
настоящим? Без памяти о прошлом и без желания планировать свое будущее,
создать свой жизненный проект, свою семью? Разве можно продолжать так
жить дальше? По моему мнению, это самая насущная проблема, которая стоит
перед церковью».
Скальфари: Ваше Святейшество, это
проблема в основном политическая и экономическая, она касается
государств, правительств, партий, профсоюзов.
Папа
Франциск: Конечно, вы правы, но она касается и церкви тоже, даже прежде
всего церкви, потому что нынешняя ситуация ранит не только тела, но и
души. Церковь должна чувствовать ответственность как за души, так и за
тела.
– Ваше Святейшество, вы говорите, что церковь
должна чувствовать ответственность. Должен ли я заключить из ваших слов,
что церковь не вполне осознает эту проблему, и вы призываете ее
действовать в направлении ее решения?
– В целом эта
проблема понята церковью, но в недостаточной степени. Я хотел бы, чтобы
церковь больше сосредоточилась на ее решении. Это не единственная
проблема, которая перед ней стоит, но она наиболее срочная и
драматическая.
Встреча с Папой Франциском состоялась в прошлый
вторник в его резиденции в гостинице Святой Марты, в маленькой, почти
пустой комнате, где стояли только стол и пять или шесть стульев, а на
стене висела картина. Встрече предшествовал телефонный разговор, который
я не забуду до конца своей жизни. Было 14.30, когда прозвенел звонок, и
раздался взволнованный голос моей секретарши: «Папа на линии, я вас
немедленно соединю».
Я был потрясен, но уже слышал голос Его
Святейшества с другого конца провода: «Добрый день! Это Папа Франциск».
«Добрый день, Ваше Святейшество, я взволнован, я не ждал вашего звонка»,
– ответил я. «Почему же? Вы мне написали письмо с пожеланием
познакомиться лично. У меня появилось такое же желание, и вот я хочу
договориться с вами о встрече. Я смотрю свое расписание. В среду я не
могу, в понедельник – тоже. Вы можете во вторник?»
«Да-да, могу», – ответил я.
– Час немного неудобный. В три часа вы сможете? Если нет, то назначим на другой день.
– Ваше Святейшество, я смогу в это время встретиться с Вами.
– Итак, договорились: во вторник, 24 сентября в 15 часов в гостинице Святой Марты. Вы должны войти через дверь канцелярии.
Я
не знал, как закончить этот телефонный разговор и отважился сказать:
«Могу я обнять вас по телефону?» «Конечно, я вас тоже обнимаю. Мы еще
обнимемся при встрече. До свиданья», – ответил он.
И вот я в
Ватикане. Вошел Папа и подал мне руку. Мы сели. Папа улыбнулся и
заметил: «Некоторые из моих сотрудников, которые меня знают, сказали
мне, что вы попытаетесь обратить меня».
«Это шутка, – ответил я
ему. – Мои друзья тоже думают, что вы хотите обратить меня». Папа
улыбнулся еще раз и сказал: «Прозелитизм – это большая глупость. Он не
имеет смысла. Нужно постараться узнать и выслушать друг друга, понять
мир, который нас окружает. Бывает так, что после первой встречи мне
хочется увидеться еще раз, потому что рождаются новые идеи и понимание
новых стоящих перед нами задач. Вот что важно: узнать, услышать друг
друга, расширить круг своих мыслей. В мире много дорог, которые сближают
и разводят нас, но важно, чтобы всего они вели к Добру».
– Ваше Святейшество, существует ли единое понимание Добра? Кем оно установлено?
–
Каждый из нас имеет свое понятие о Добре и Зле. Мы должны побуждать
человека двигаться в направлении того, что он считает Добром.
–
Ваше Святейшество, вы уже писали об этом в адресованном мне письме. Вы
сказали, что у каждого человека есть совесть, и он должен следовать ей. Я
думаю, что это одна из самых смелых мыслей, когда-либо высказанных
Папой.
– Я могу ее подтвердить. У каждого из нас есть
своя идея Добра и Зла, и нужно идти по дороге Добра и бороться со Злом в
своем понимании. Уже одного этого было бы достаточно, чтобы изменить
мир к лучшему.
– Церковь идет по этому пути?
–
Да, наша миссия в этом и состоит: понять материальные и духовные нужды
людей и попытаться удовлетворить их по мере возможностей. Вы знаете, что
такое «агапе»?
– Да, знаю.
– Это слово
означает любовь к другим, как проповедовал Господь. Это не прозелитизм,
это любовь к ближнему своему, это дрожжи для общего блага.
– Возлюби ближнего, как себя самого.
– Именно так.
– Иисус в своей проповеди говорил, что агапе, любовь к другим – это только способ любить Бога. Поправьте меня, если я ошибаюсь.
–
Вы не ошибаетесь. Сын Божий воплотился, чтобы внести в души людей
чувство братства. Все мы братья, и все мы - сыны Божии. Отца он звал
Авва. Он говорил, что укажет нам путь. Идите за мной и обретете Отца и
будете все его сынами. Агапе, любовь каждого из нас по отношению к
другим – от самых ближних до самых дальних – это тот способ, который нам
указал Иисус, чтобы найти путь к спасению и блаженству.
–Тем
не менее, как мы говорили раньше, любовь к ближнему равна любви,
которую мы испытываем к себе самому. Следовательно, то, что многие
называют нарциссизмом, признается имеющим право на существование,
позитивным. Мы долго спорили по этому вопросу.
– Мне не
нравится слово нарциссизм, потому что оно указывает на исключительную
самовлюбленность, а это нехорошо, может нанести тяжелый урон не только
душе самовлюбленного человека, но и его отношениям с другими людьми, с
обществом, в котором он живет. Беда в том, что зачастую люди, страдающие
нарциссизмом, представляющим собой что-то вроде болезни сознания, имеют
много власти. Часто руководители самого высокого ранга страдают этой
болезнью.
– Эта болезнь не обошла стороной и многих глав церкви.
–
Знаете, что я об этом думаю? Церковные иерархи часто были нарциссами,
которым неумеренно льстили их придворные. Двор – это проказа Папства.
– Вы сказали «проказа Папства». Но каков же двор? Вы намекаете на Римскую курию?
–
Нет. В курии есть придворные, но в целом курия - это иное заведение. В
армии его называют интендантским управлением. Курия управляет службами,
необходимыми Святому Престолу. Но у нее есть недостаток: она
сконцентрирована на проблемах Ватикана. Она рассматривает и защищает
интересы Ватикана, которые большей частью являются преходящими. При этом
она обходит стороной окружающий мир. Я не разделяю это направление и
сделаю все, чтобы его изменить. Церковь есть или должна опять стать
сообществом людей Бога, а пресвитеры, священники, епископы должны
заботиться о душах людей, служить им. Вот что такое церковь, недаром она
обозначается другим термином, отличным от Святого Престола, который
играет важную роль, но он на службе у церкви. Я никогда бы не мог
обрести полную веру в Бога-Отца и Сына, если бы не сформировался в лоне
церкви. Мне повезло: в Аргентине я вырос в церковном сообществе, без
которого я не смог бы полностью осознать себя и свою веру.
– Вы почувствовали свое призвание с юности?
–
Нет, не с самых юных лет. Моя семья считала, что я должен был выбрать
себе другую профессию, работать и зарабатывать. Я закончил университет. У
меня была учительница, к которой я испытывал уважение и чувство дружбы.
Она была убежденной коммунисткой. Часто она читала мне сама или давала
почитать документы Коммунистической партии. Так я познакомился с
материалистической теорией. Помню, что она дала мне обращение
американских коммунистов в защиту Розенбергов, которых осудили на
смерть. Женщина, о которой я вам говорю, была потом арестована, ее
пытали. Она была убита диктаторским режимом, который тогда правил в
Аргентине.
– Вы соблазнились коммунистической теорией?
–
Нет, материалистическая теория на меня никак не повлияла. Но я узнал ее
от честной и смелой женщины. Теория была мне полезна, я многое понял, в
особенности – социальный аспект, с которым я потом столкнулся в
социальной доктрине церкви.
– Теология освобождения, которую Папа Войтыла осудил, была очень распространена в Латинской Америке.
– Да, многие теологи освобождения были аргентинцами.
– Вы считаете, что Папа справедливо их преследовал?
–
Конечно они примешивали политику к теологии, но многие представители
этого течения были верующими и придерживались очень человечной
концепции.
– Ваше Святейшество, вы позволите и мне
рассказать о моем культурном воспитании? Меня воспитывала мать, которая
была ревностной католичкой. В 12 лет я даже выиграл соревнование по
катехизису среди приходов Рима и получил премию от Викариата. Я
исповедывался в первую пятницу каждого месяца, ходил на мессы и веровал.
Все изменилось, когда я поступил в лицей. Среди разных философских
текстов, которые мы изучали, я прочел «Рассуждение о методе» Декарта.
Меня поразила одна фраза, ставшая теперь общеизвестной: «Я мыслю,
следовательно, я существую». Таким образом, «я» становится основой
человеческого существования, автономным вместилищем мысли.
– Тем не менее, Декарт никогда не отвергал веру в Бога вездесущего.
–
Это так, но он заложил во мне базу для иного мировоззрения. Я пошел по
другому пути после чтения различных теорий, что привело меня совсем к
другим берегам.
– Насколько я понял, вы – неверующий, но не антиклерикал. Это две очень разные вещи.
– Это правда, я – не антиклерикал, но становлюсь им, когда встречаю клерикала.
–
Со мной это тоже случается. Перед клерикалом я тоже вдруг становлюсь
антиклерикалом. Клерикализм не должен бы иметь ничего общего с
христианством. Первым преподал нам этот урок апостол Павел, который
обращался с Посланиями к язычникам и иноверцам.
– Ваше Святейшество, могу я спросить, какие святые наиболее близки вашей душе и как они повлияли на ваш религиозный опыт?
–
Святой Павел заложил основы нашей религии, нашей веры. Нельзя быть
сознательным христианином, не зная учения апостола Павла. Он придал
проповедям Христа структуру доктрины, которая с различными добавлениями
огромного числа мыслителей, теологов, духовных пастырей устояла и
держится, хотя прошло уже две тысячи лет. Назову еще Блаженного
Августина, святых Бенедикта, Фому и Игнатия. Разумеется, Франциска. Надо
ли объяснять, почему?
Франциск – я позволил себе в этот момент
так назвать Папу, потому что он сам подталкивал к этому всем своим
поведением, улыбками, восклицаниями удивления и сопереживания – смотрит
на меня так, как будто поощряет задать ему самые смелые вопросы о тех,
кто возглавлял церковь.
– Вы объяснили важность роли апостола Павла, но я хотел бы знать, кто из упомянутых святых наиболее близок вашей душе?
–
Вы хотите от меня классификации, но классификации уместны в спорте и
аналогичных вещах. Я мог бы назвать вам имена лучших футболистов
Аргентины. Но святые...
Однако я не хочу обойти ваш вопрос,
потому что вы спросили не о классификации их культурного и религиозного
значения, а о том, кто наиболее близок моей душе. Итак, говорю вам:
Августин и Франциск.
– А Игнатий, глава вашего ордена?
–
По понятным причинам я знаю о деяниях этого святого больше, чем о жизни
других святых. Он – основатель нашего ордена. Напоминаю вам, что из
этого ордена происходил и Карло Мария Мартини, который дорог как мне,
так и Вам. Иезуиты были и остаются до сих пор «дрожжами» католичества,
не единственными, но, может быть, самыми эффективными: в культуре,
преподавании, миссионерской деятельности, в верности понтифику. Но
Игнатий Лойола, основавший Общество Иисуса, был также реформатором и
мистиком. В особенности – мистиком.
– Вы думаете, что мистики важны для церкви?
– Чрезвычайно важны. Религия без мистиков - это философия.
–У вас есть мистическое призвание?
– А вам как кажется?
– Мне кажется, что нет.
–
Возможно, вы правы. Я очень люблю мистиков. Многие аспекты жизни
Франциска Ассизского дают основание считать его мистиком, но я не думаю,
что у меня есть к этому склонность, а потом нужно уточнить глубокий
смысл этого слова. Мистик прозревает глубинный смысл действий, фактов,
целей, миссионерского служения. Он возвышается до блаженства. Эти
короткие моменты наполняют всю жизнь.
– С вами что-то подобное случалось?
–
Очень редко. Например, после того как Конклав избрал меня Папой. Прежде
чем дать согласие, я попросил предоставить мне возможность уединиться
на несколько минут в комнате рядом с балконом, что выходит на площадь. В
голове не было никаких мыслей, только огромная тревога меня
переполняла. Чтобы унять ее и расслабиться, я закрыл глаза, и все
прошло, даже желание отказаться от назначения понтификом, что
предусмотрено литургической процедурой. Я закрыл глаза и избавился от
всех тревог и волнений. В какой-то момент меня пронзил яркий свет, это
длилось всего мгновение, которое мне показалось долгим. Потом свет
рассеялся, я резко поднялся и направился в комнату, где меня ожидали
кардиналы и стоял стол с лежащим на нем актом о принятии назначения. Я
его подписал, кардинал-камерленго тоже поставил свою подпись. Я вышел на
балкон, с которого было провозглашено "Habemus Papam” («У нас есть
Папа»).
Мы немного помолчали, потом я сказал: «Мы говорили о
святых, которые наиболее близки вашей душе. Вы назвали Блаженного
Августина. Вы можете сказать мне, почему он вам так близок?»
–
Для моего предшественника Блаженный Августин тоже был светочем. Этот
святой прожил сложную жизнь и не раз менял свою доктринальную позицию.
Он также очень резко высказывался против евреев, чего я никогда не
разделял. Он написал много книг, но мне кажется, что его «Исповедь»
наиболее полно отражает его духовную и интеллектуальную сущность. Многие
считают, что в его книгах есть проявления мистицизма, но это не так.
Другие рассматривают его как продолжателя дела Святого Павла. Однако, он
относился к церкви и вере не так как Апостол Павел, может быть, потому
что их разделяли четыре столетия.
– В чем отличие, Ваше Святейшество?
–
Я вижу здесь два существенных аспекта. Августин чувствовал свое
бессилие перед величием Бога и задачами, которые христианин и епископ
должен выполнить. Он вовсе не был бессильным, но в душе он всегда
чувствовал себя ниже того уровня, которого он хотел достигнуть. А потом
надо не забывать о милости Божьей как о существенном элементе веры,
жизни, смысла жизни. Тот, кого не коснулась благодать Божья, может быть
незапятнанным и бесстрашным человеком, но он никогда не будет как тот,
на ком милость Божья. В этом прозрение Блаженного Августина.
– Чувствуете ли вы себя человеком, которого коснулась Божья благодать?
–
Этого никто не может знать. Благодать не является частью сознания, это
тот свет, который есть в душе, это не знание и не разум. Ведь и вас
могла коснуться милость Божья, хотя вы этого и не знаете.
– Меня, неверующего?
– Благодать Божья касается души.
– Я не верю в существование души.
– Не верите, но имеете ее.
– Ваше Святейшество, вы сказали, что у вас нет никакого намерения обратить меня в свою веру. Думаю, что вам это и не удастся.
–Это никому не известно, но во всяком случае такого намерения у меня нет.
– А что вы скажете о Франциске?
–
Он велик во всем. Этот человек хотел действовать и строить, он основал
Орден и создал его устав, он и миссионер, и поэт, и пророк. Он боролся
со злом в себе и победил его. Он любил природу, животных, каждую
травинку на лугу и птиц, кружащих в небе, но в особенности – людей,
детей, стариков, женщин. Он являет собой самый светлый пример агапе, о
чем мы говорили в начале беседы.
– Ваше Святейшество,
ваше описание превосходно. Но почему никто из ваших предшественников не
избрал это имя? Я думаю, что и после вас никто его не выберет.
–
Этого мы не знаем, не будем предрекать будущее. Но действительно до
меня никто не выбирал это имя. Здесь мы сталкиваемся с проблемой
проблем. Хотите что-нибудь выпить?
– Спасибо, может быть, стакан воды.
Папа
поднялся, открыл дверь и попросил своего помощника принести два стакана
воды. Папа спросил, не хочу ли я кофе. Я отказался. Принесли воду. В
конце нашей беседы я осушил свой стакан, а его стакан остался полным.
Папа откашлялся и продолжил свою речь.
– Франциск хотел создать
нищенствующий и странствующий орден миссионеров, которые бы встречали
людей, выслушивали, вели диалог, помогали, распространяли веру и любовь.
Любовь – в особенности. Он хотел бедной церкви, которая бы заботилась о
других, получала бы материальную помощь для поддержки других, не думая о
себе. С тех пор прошло 800 лет, и времена переменились, но идея бедной и
миссионерской церкви остается насущной до сих пор. В любом случае это
та церковь, о которой проповедовали Иисус и его ученики.
–
Христиане сейчас представляют собой меньшинство даже в Италии, которую
называют садом Папы. Практикующих католиков, по некоторым опросам,
осталось от 8 до 15%. Те, кто называют себя католиками, составляют около
20%. В мире насчитывается миллиард католиков и более полутора
миллиардов христиан, включая другие конфессии, а на планете живет 6-7
миллиардов человек. Конечно, вас много, особенно в Африке и в Латинской
Америке, но вы – в меньшинстве.
– Мы всегда были в
меньшинстве, но сегодняшняя тема не касается этого вопроса. Я лично
считаю, что в меньшинстве заключается сила. Мы должны представлять собой
«дрожжи» жизни и любви, а подобной основы надо неизмеримо меньше по
сравнению с массой плодов, цветов и деревьев, которые от нее
зарождаются. Мне кажется, я уже говорил прежде, что нашей целью является
не прозелитизм, но умение прислушаться к нуждам, желаниям,
разочарованиям, отчаянию, надеждам людей. Мы должны дать надежду
молодежи, помочь старикам, уповать на лучшее будущее, сеять любовь.
Беднейшие среди бедных. Мы должны принять отверженных и проповедовать
мир. Второй Ватиканский собор, открытый по инициативе Папы Иоанна XXIII и
закончившийся при Павле VI, решил, что церковь должна смотреть в
будущее, должна проникнуться духом современности, стать открытой
современной культуре. Участники собора понимали, что открытость
современной культуре означает религиозный экуменизм и диалог с
неверующими. После собора было очень мало сделано в этом направлении. Я
смиренно хотел бы продолжить это дело.
– Позволю себе
заметить, что современное общество на всей земле переживает глубокий
кризис, не только экономический, но социальный и духовный. Вы в начале
нашей встречи определили современное поколение как придавленное
настоящим. Мы, неверующие тоже ощущаем эти страдания. Поэтому мы ищем
диалога с верующими и их лучшими представителями.
– Не
знаю, принадлежу ли я к числу лучших представителей, но провидение
поставило меня во главе церкви и епархии апостола Петра, и я сделаю все
возможное, чтобы оправдать доверенный мне мандат.
– Иисус, как вы напомнили, сказал: «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Как вам кажется, это произошло?
– К сожалению, нет. Правит эгоизм, а проявления любви к другим уменьшились.
–
Итак, нас объединяет одна цель: по крайней мере, уравнять интенсивность
этих двух типов любви. Ваша церковь готова идти к этой цели?
– А как вы считаете?
–
Я думаю, что любовь к земной власти все еще очень сильна в стенах
Ватикана и институтах церкви, и она превалирует над вашим проектом
создания бедной и миссионерской церкви.
– Дело обстоит
именно так, и здесь чудес ожидать трудно. Я хочу вам напомнить, что в
свое время Франциск Ассизский должен был вести долгие переговоры с
римскими церковными иерархами и Папой, чтобы они признали устав его
ордена. В конце концов он получил их одобрение, но со значительными
поправками и компромиссами.
– Вам придется идти по той же дороге?
–
Я, конечно, не Франциск Ассизский, у меня нет его силы и святости. Но я
– епископ Рима и Папа католиков. Прежде всего я решил создать группу из
восьми кардиналов-советников. Они не придворные, а мудрые люди,
разделяющие мои чувства и устремления. Это начало церкви, имеющей не
только вертикальную, но и горизонтальную структуру. Когда кардинал
Мартини об этом говорил, делая акцент на советы и синоды, он прекрасно
знал, как трудна и длинна предстоящая нам дорога в этом направлении, по
которой надо идти осторожно, но твердо и упорно.
– А политика?
– Почему вы меня об этом спрашиваете? Я ведь уже сказал, что церковь политикой не занимается.
– Однако, всего несколько дней тому назад вы призвали католиков действовать цивилизованно и политически корректно.
–
Я обращался не только к католикам, но ко всем людям доброй воли. Я
сказал, что политика – это гражданская активность, и у нее свое поле
деятельности, а у религии – свое. Политические институты являются
светскими по определению и действуют в независимой сфере. То же самое в
течение многих лет говорили и все мои предшественники, хотя они
по-разному расставляли акценты. Я думаю, что католики, занимающиеся
политикой, сохраняют в душе религиозные ценности, а также зрелое
сознание и опыт в деле их применения на практике. Церковь никогда не
выйдет за отведенные ей рамки в деле выражения и распространения своих
ценностей, по крайней мере, пока я остаюсь Папой.
– Но не всегда церковь была такой.
–
Она почти никогда такой не была. Очень часто институт церкви занимался
преходящими временными задачами, многие католические иерархи до сих пор
действуют подобным образом. А теперь позвольте и мне задать вам вопрос:
вы - светский человек, не верите в Бога. А во что вы верите? Вы
писатель и мыслитель. Следовательно, вы должны во что-то верить. Не
отвечайте мне словами «честность, поиск, стремление к общему благу». Все
эти принципы и ценности важны, но это не то, о чем я спрашиваю. Я
спрашиваю, что вы думаете о сущности мира, о вселенной. Ведь вы, как все
мы, задавали себе вопрос: кто мы, откуда пришли, куда идем. Даже
ребенок ставит такие вопросы. А вы?
– Я благодарен вам за этот вопрос. Ответ таков: я верю в существование, то есть в материю, которая рождает формы, организации.
–
А я верю в Бога, не в католического Бога, потому что не существует
католического Бога, а есть Бог. Я верю в Иисуса Христа, Его воплощение.
Иисус - мой учитель и мой пастырь, но Бог, Отец, Авва – это свет и
создатель. Вот мое бытие. Вы думаете, мы слишком далеки друг от друга?
–
Мы далеки по способу мышления, но мы близки как человеческие личности,
бессознательно управляемые нашими инстинктами, которые преобразуются в
порывы, чувства, волю, мысли. В этом мы подобны.
– Но тому, что вы назвали существованием, вы можете дать определение?
–
Существование – это энергетическая материя. Хаотическая неразрушаемая
энергия, пребывающая в вечном хаосе. Из этой энергии рождаются формы,
когда она готова взорваться. Формы имеют свои законы, свои магнитные
поля, свои химические элементы, которые вступают в случайные комбинации,
эволюционируют, наконец, прекращают свое существование, но их энергия
не исчезает. Человек, вероятно, – это только мыслящее животное, по
крайней мере, на нашей планете и в нашей Солнечной системе. Я сказал,
что человек действует в соответствии со своими инстинктами и желаниями,
но добавлю, что внутри него есть резонанс, эхо, призвание к хаосу.
–
Хорошо. Я не хотел, чтобы вы излагали мне свою философию, и вы мне
сказали достаточно. Со своей стороны скажу, что Бог - это свет,
пронизывающий сумерки, хотя и не разгоняющий их, а искра этого
божественного света есть внутри каждого из нас. В письме, которое я вам
написал, я упоминал о том, что род человеческий пресечется, но не будет
конца свету Божьему, который в этот момент наполнит все души, и все
будет во всех.
– Да, я хорошо помню. Вы сказали: «Весь
свет будет во всех душах». Но это, если позволите, говорит скорее об
имманентности, чем о трансцендентности.
–
Трансцендентность остается, потому что этот свет, весь во всех
превосходит вселенную и все сущее. Но вернемся к настоящему. Мы сделали
шаг вперед в нашем диалоге. Мы согласились друг с другом, что в
обществе и в мире, где мы живем, эгоизм растет в гораздо большей
степени, чем любовь к другим, и люди доброй воли должны действовать,
каждый по мере своих сил и возможностей, с целью добиться того, чтобы
любовь к ближнему хотя бы сравнялась, а по возможности превысила любовь к
себе самому.
– Но здесь Вы примешиваете политику.
–Безусловно.
Я лично считаю, что дикий экономический либерализм делает сильных еще
более сильными, а слабых еще более слабыми и отверженных еще более
отверженными. Требуется большая свобода, никакой дискриминации и
демамогии и много любви. Нужны правила поведения и, когда это
необходимо, прямое вмешательство государства для исправления самого
вопиющего неравенства.
– Ваше Святейшество, вы,
несомненно, человек огромной веры, на вас благодать Божья. Вы жаждете
воссоздать миссионерскую, пастырскую церковь. Из того, что вы говорили, я
могу заключить, что вы есть и будете Папой-революционером. Вы
наполовину иезуит, наполовину последователь Франциска Ассизского, такого
сочетания, возможно, ни в ком прежде не наблюдалось. Потом, вам
нравятся «Обрученные» Мандзони, Гельдерлин, Леопарди и в особенности -
Достоевский, фильмы «Дорога» и «Репетиция оркестра» Феллини, «Рим,
открытый город» Росселини, а также фильмы Альдо Фабрици.
– Они мне нравятся, потому что я их смотрел вместе с родителями, когда был ребенком.
–
Могу я посоветовать вам посмотреть два недавно вышедших фильма? «И да
здравствует свобода» и фильм Этторе Скола о Феллини. Я уверен, что они
вам понравятся.
А по поводу власти я вам скажу следующее. Вы
знаете, в двадцать лет я в течение полутора месяцев занимался духовными
упражнениями у иезуитов. В Риме были нацисты, и я уклонился от воинской
службы. Нас могли осудить на смерть. Нас укрыли иезуиты с условием, что
мы будем заниматься духовными упражнениями все время, пока мы прятались в
их доме. Так это и было.
«Но невозможно полтора месяца
выдерживать занятия духовными упражнениями», – сказал приятно удивленный
Папа. «Как это было, я расскажу вам в следующий раз», – ответил я. Мы
обнялись. Потом поднялись по короткой лестнице, ведущей ко входу. Я
попросил Папу не провожать меня, но он жестом дал понять, что это
исключено: «Мы поговорим также о роли женщин в церкви. Ведь церковь –
женского рода». И поговорим, если вы захотите, о Паскале. Мне хотелось
бы знать, что вы думаете об этой великой душе.
–
Передайте всем своим близким мое благословение и попросите, чтобы они
помолились обо мне. А вы вспоминайте меня, вспоминайте почаще.
Мы
пожали друг другу руки. Он стоял неподвижно, подняв два пальца в знак
благословения. Я помахал ему из окошка автомобиля. Таков папа Франциск.
Если церковь станет такой, какой он ее мыслит и желает видеть, то
произойдет смена эпох.
Опубликовано: 04/10/2013 21:31
Источник:
ИноСМИ.Ru