Сегодня, мы сосредоточим наше внимание на поучении святого Апостола Павла, столь богатом в богословском отношении. Святой Павел, напомнив колоссянам, что они «облеклись во Христа», и стали новой тварью, ныне призывает их к последовательной жизни, согласующейся с той новизной, какую они приняли. Однако Апостол настаивает на том, что они не должны забывать о первенстве, воздаваемом благодати Божией, ясно выражающемся в Божественном избранничестве: «Братия, вы избранные Божие, святые и возлюбленные» - обращается Апостол к верующим. Избранничество указывает не на качество или особую заслугу избранных, но на любовь Божию, производящую его. Святость же обладает не нравственным, а богословским значением: святые суть те, которых Бог отделил от мира в виду особого служения и определенной задачи, а именно: для свидетельства Евангелия. Быть же «возлюбленными» означает быть способными признавать, что любовь Божия лежит в основе избранничества и освящения христиан. Из этого возникают все благие чувства: милосердие, нежность, благость, смиренномудрие, кротость, великодушие, долготерпение, снисхождение друг к другу и взаимное прощение.
Обратим особое внимание на эти два последних аспекта, столь важных в семейной жизни. Что подразумевает святой Павел под «снисхождением друг к другу»? Если в глазах мира сего снисхождение представляет собою нечто отрицательное, но, к сожалению, необходимое в жизни общества, то для христианина оно уже не является отвратительной необходимостью для человеческого сосуществования, но представляет собою действенный способ для ответственного обращения с порученными ему братьями и сестрами. Снисхождение и терпеливое перенесение друг друга становятся, таким образом, видимым признаком подлинного братства, проистекающего из принадлежности ко Христу. Далее, Апостол говорит о взаимном прощении , имеющем основное значение для человеческого сосуществования. Но, что значит «прощать»? Простить означает не только стереть или забыть нанесенную нам обиду или причиненное зло; это не только чисто словесный и отвлеченный акт, но это гораздо больше: прощение, это, прежде всего и, главным образом, - дар, т.е. принесение в дар самого себя, своей жизни. Не случайно Апостол призывает: «Как Христос простил вас, так и вы». Верующий христианин знает, что прощение происходит от Креста Господня, от таинства крайней любви и преданности Божиих. Следовательно, снисхождение друг к другу в любви и взаимное прощение порождают мир и согласие между людьми. Приветствие «шалом» выражает как раз полноту радости и спасения не только в будущем, но уже и в настоящем, к чему христианин призван в святом Крещении.
Говоря о христианской семье, об обязанностях супругов, родителей и детей, святой апостол Павел употребляет слова «послушаться» и «повиноваться», непосредственно ссылаясь на Слово Божие: «Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью». Чем же характеризуется христианская семья, и прежде всего, община верующих? Их характеризует Евангелие Господа нашего Иисуса Христа, от которого семья заимствует новый язык и благодатные слова, как отмечает Апостол: «Слово ваше да будет всегда с благодатью». Так, семья учится жить мудро, делая всё во имя Христово и всегда благодаря через Иисуса Бога и Отца. Итак, почитаемое и исполняемое Слово Божие является источником новых межличностных отношений, основанных на послушании, повиновении и любви. В своем поучении об обязанностях семьи, Апостол уделяет особое внимание отношениям между супругами, между родителями и детьми и между рабами и их господами. То, что характеризует эти три группы, это не столько их взаимоотношения, сколько то, чем они вдохновляются и определяются: т.е. Сам Господь. И не случайно, что святой Апостол Павел настойчиво призывает верующих делать всё «в Господе», дабы угодить Ему во всем: «И всё, что вы делаете, словом или делом, всё делайте во имя Господа Иисуса Христа».
Следовательно, Апостол призывает христиан к последовательности в их жизни, т.е. призывает их жить согласно вере. Более того, он указывает, что верность Господу конкретно выражается в послушании своим братьям, в милосердном служении друг другу и во взаимной любви. Христианин не может жить для самого себя, но он призван жить в Господе для своих братьев, ибо такова воля Божия. Такая жизнь угодна Господу и освящает человека.
Итак, мы видим, что святой евангелист Матфей и святой Апостол Павел указывают на то, что в центре и основе семейной жизни должно лежать Слово Божие, которое следует внимательно слушать и претворять в жизнь. Воистину, на Слове построена вся наша жизнь, от него мы черпаем силу, столь необходимую для преодоления всех испытаний. Слово Божие освещает не только нашу собственную жизнь, но и всю историю. Семья же, основная ячейка общества, имеет свою структуру (муж-жена-дети), в которой различные элементы призваны к плодотворному и творческому взаимодействию. Отметим, что в сегодняшних литургических чтениях особо выделяются две крайности этой структуры, которые суть «ребенок» и «старец». Эти два крайних этапа человеческой жизни требуют особого внимания и заботы. Если ребенка следует воспитывать и готовить к будущему, то престарелому человеку необходимо помогать, дабы он достиг мудрого синтеза всего им прожитого. Наряду с этим, следует напомнить, что все члены семьи должны рассматриваться как главные действующие лица, ибо все важны, хотя и по разному. В связи с этим, прослушаем слова Пророка Иоиля (2,28): «Излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут снится сны, и юноши ваши будут видеть видения».
Это означает, что младшее поколение (сыны и дочери) должно быть «пророческим» т.е. способным к созидательной критике. Если взрослые достаточно мудры, то они будут прислушиваться к ним. Среднее поколение, т.е. взрослые и зрелые люди должны иметь «видения». т.е. уметь смотреть в будущее и строить планы как для себя, так и для других; ставить перед собою определенные цели и быть ответственными. Старшее же поколение, т.е. престарелые люди, также призвано исполнять важную роль: старцы должны быть способными «видеть сны», т.е. «провидеть» и иметь откровения, всегда храня надежду и внимая знамениям Духа Святого. Будем же и мы взирать на Святое Семейство, вдохновляясь его примером и стараясь подражать ему в нашей жизни.
В заключение нашего размышления о Святом Семействе прослушайте читающийся сегодня Псалом 127( 1-5), воспевающий блаженство благочестивой семьи: «Блажен всякий, боящийся Господа, ходящий путями Его! Ты будешь есть от трудов рук твоих; блажен ты, и благо тебе! Жена твоя, как плодовитая лоза, в доме твоем; сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей. Так благословится человек, боящийся Господа! Благословит тебя Господь с Сиона, и увидишь благоденствие Иерусалима во все дни жизни твоей». Аминь.
Коста Лоренцо «Святое семейство»
http://ru.radiovaticana.va