Храм Гроба Господня. Его и не сразу-то найдешь среди узких улочек
старого города, заполоненных малюсенькими лавками голосистых арабов.
Даже с картой в руках можно долго блуждать среди вывешенных вперемежку
пестрых футболок, литургических одеяний и безделушек на память, пока
вдруг, почти внезапно, перед тобой не вырастет стоящий на небольшой
площадке немного кособокий храм — центр притяжения христиан всего мира. Когда мне случается бывать в Иерусалиме, люблю приходить сюда ранним
утром или уже вечером, перед закрытием храма. Туристов почти нет. Храм
почти пуст. Каждый твой шаг гулко отдается в священном пространстве. И —
забываешь, что эта святыня, как пирог, поделена между разными
конфессиями. Суетливая многоголосая, многоязыкая и многоликая толпа не
мешает вглядываться в пространство, где поразительна каждая деталь,
каждая мелочь. Справа от входа в святыню — ступени, ведущие вверх, к Голгофе. Чуть
дальше — часовня Адама: рядом с алтарем видна часть расколотой скалы.
Несколько метров вперед, и справа — ступени, но уже ведущие вниз, в
крипту, часто и ошибочно называемую часовней святой Елены. (Впрочем, об
этом потом.) Нельзя сказать, чтобы это место пустовало, но даже в самые
людные часы большинство паломников‑туристов проходят мимо. Не лишайте
себя возможности сделать удивительные открытия. Сделайте шаг в сторону
от проторенных израильскими гидами маршрутов. В полутьме тускло светящих лампочек, спускаясь по 29 отполированным
веками ступеням, легко не заметить рисунки на стенах. Впрочем, это и не
рисунки вовсе, а выбитые на каменных боках подземелья кресты. По самым
скромным подсчетам, их здесь около двух с половиной тысяч. Есть среди
них современные, но большинство относится к Средневековью, их легко
отличить — они самые аккуратные и глубокие. Существует предание, что это
крестоносцы, отбившие из рук мусульман Храм Гроба Господня, спускаясь
вниз, к месту обретения Креста, в восторге оставляли знаки на память об
этом событии. Это не так. Скорее всего, в те времена спуск в крипту имел
совсем иной вид. Нынешний облик его сложился лишь в середине XII века.
Кресты, вероятнее всего, вырезали позднейшие паломники, хотя, может
быть, их выбивали средневековые строители во время ремонтных работ.
Ученые до сих пор бьются над загадкой о том, как именно были выбиты эти
кресты. Специальными зубилами, клинками из прочной стали, алмазными
резцами? Нет ответа. Да и не это главное. На этих стенах нет ни одной надписи, ни одного имени. Лишь
восьмиконечные кресты, которые у нас называют мальтийскими. Тысячи
крестов, сопровождающих путь к месту обретения Креста Господня. Что они
значат? Четыре луча — это добродетели (благоразумие, справедливость,
умеренность и мужество), а их раздвоенные концы олицетворяли для рыцарей
восемь заповедей блаженства из Нагорной проповеди. Может быть, только
так, забывая свое имя, свое «я», вооружившись этим «запасом» из
добродетелей и блаженств, мы и можем дойти до цели, обрести суть нашей
веры?
Проходя сквозь строй благочестивых знаков древних паломников, мы
спускаемся в удивительную часовню святого Григория Просветителя. Обычно
экскурсоводы, да и многие путеводители тоже, называют ее часовней святой
Елены: с XI века считается, что именно здесь мать императора
Константина нашла Древо Креста, на котором был распят Спаситель. Однако с
XV века этой частью базилики владеют представители Армянской
Апостольской Церкви, и уже тогда престол часовни был освящен ими во имя
святого Григория Просветителя, который, согласно преданию, в IV веке жил
в этой самой пещере и удостоился лицезреть схождение Благодатного Огня.
Впрочем, во времена крестоносцев, когда была построена часовня,
центральный придел был посвящен Честному Кресту и святой Елене, один из
соседних алтарей — Благоразумному разбойнику, покаявшемуся на кресте, а
еще один — еврею Иуде, который, согласно преданию, показал царице место
захоронения крестов, а впоследствии стал епископом Иерусалима. Но это
было давно. Уже долгие века часовня носит имя святого Григория.
Во второй половине ХХ века в крипте был сделан ремонт — стены увешаны
картинами, а на полу выложена мозаика в византийском стиле. Сплошной
«новодел», увы. Однако, есть в ней интересное место.
С древних времен ходит поверье, что в этой часовне сокрыт вход в
преисподнюю. Еще в XIX веке архимандрит Леонид (Кавелин), опровергая
этот домысел, писал: «В левой стене есть выемка, замечательная по своему
акустическому устройству. Как бы тихо при ней не было произнесено
слово, — идет страшный гул. Это подало повод к суеверным рассказам, что
под этим местом кроется ад, куда сходил Спаситель по воскресении из
мертвых». Русский монах считал, что рядом с выемкой находится колодезь.
Но во время ремонтных работ, в конце прошлого века, оказалось, что за
выемкой есть еще одна крипта, превращенная затем в часовню святого
Вардана. Попасть в нее нелегко: надо договориться об этом со служителями
Армянской Церкви. А посмотреть есть на что. И это не богатые убранства,
часовня бедна. Однако именно здесь исследователи обнаружили фрагменты
каменоломни, которой пользовались до того, как на этом месте были
построены языческий храм императора Адриана и христианская базилика
императора Константина.
Что это значит? Согласно Евангелиям, Христос был погребен в новом
гробе, вырубленном в скале, то есть на месте каменоломен. Мы видим
очередное подтверждение того, что Храм возведен именно на том самом
месте, где был погребен Господь. На одном из каменных блоков в этой
крипте было обнаружено изображение парусно-весельного суденышка с
надписью на латыни, которую некоторые исследователи расшифровывают как
фрагмент фразы «Пойдем в дом Господень» и относят изображение к первой
половине IV века. А другие ученые относят этот рисунок, выцарапанный на
иерусалимском известняке, даже ко II веку. Вот тебе и «вход в
преисподнюю»!
Но давайте продолжим наше путешествие. Из часовни святого Григория
около двух десятков ступеней ведут еще ниже. Это место издревле
называется местом обретения Креста Господня. Рядом со ступенями видно
окно, прорубленное в стене. Паломническая традиция гласит, что тут
стояла святая Елена во время раскопок. Стоит ли говорить, что это не так
и что нынешний вид часовня приобрела лишь во времена крестоносцев?
Итак, спустившись вниз, мы попадаем в часовню Обретения Креста,
разделенную на два придела. Ближайший ко входу — католический, а тот,
что поодаль, — православный. У латинян стоит алтарь и скульп-турное
изображение царицы Елены с крестом. Православный придел паломническая
традиция связывает с местом обретения Креста. Место это выложено
разноцветным мрамором с изображением креста посередине. И снова мы видим
здесь часть скалы, составляющей одно целое с Голгофой. Между двумя
приделами, под стеклом, можно рассмотреть блеклый фрагмент фрески XI
века, изображающий Распятие.
Пожалуй, и хорошо, что сюда не заглядывает массовый турист,
«пробегающий» Храм в рамках обзорных экскурсий. Здесь редко увидишь
зевак. Чаще тут безлюдно. И в гулкой тишине средневековых сводов вдруг
начинаешь понимать что-то такое, что сложно выразить словами… Вернее,
нет, — выразить можно, губы сами начинают шептать: «Кресту Твоему
поклоняемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим».