МОСКВА – Такое заявление сделал российский церковный
историк, специалист по каноническому церковному праву Павел Парфентьев.
По словам ученого, Украина и так является канонической территорий
греко-католической Цркви, поэтому Папе Римскому Бенедикту XVI
«испрашивать разрешения посетить Украину у митрополита Украинской
Православной Церкви не имеет никакого смысла». Слова историка приводит
"Сerkva.od.ua" .
«Украинская Греко-Католическая Церковь является прямой
правопреемницей древнерусской Киевской митрополии, и униатские
митрополиты до 18 века включительно носили титул "митрополит Киевский,
Галицкий и всея Руси", — говорит Павел Парфентьев. — На определенный
момент все православные иерархи Киевской митрополии были
греко-католиками — два епископа, не принявших Унию умерли, не оставив
преемников — и вновь созданная через 24 года после Брестской унии
православная иерархия, фактически, стала параллельной по отношению к
канонической иерархической структуре Западной Руси. Если следовать
логике православных, то испрашивать разрешение на посещение Украины
следовало бы, прежде всего, самому патриарху РПЦ Кириллу, причем
обращаться с подобным прошением он должен был бы ни к кому иному, как к
верховному архиепископу УКГЦ Любомиру Гузару», — считает российский
историк.
«Но вообще, понятие "каноническая территория" в том значении, которое
вкладывают в этот термин православные, отсутствует в древней
канонической традиции и появилось совсем недавно — когда православная
сторона стала использовать этот термин для обоснования своих притязаний,
— отметил российский богослов. — В свое время, кардинал Вальтер Каспер
справедливо подверг стоящий за этим термином подход богословской
критике, указав на то, что он граничит с экклесиологической ересью».
«В действительности, каноническое деление на "территории" может
существовать лишь внутри определенной Церкви, но никак не между
Церквями, не пребывающими в полном общении — а значит, бессмысленно
говорить о посягательстве на чужую каноническую территорию.
Согласовывать свои пастырские путешествия должны друг с другом только
епископы одной и той же Церкви, католические же церковные структуры не
имеют ничего общего со структурой православных церквей, а потому просить
разрешения друг у друга на посещение той или иной страны нет абсолютно
никакой необходимости», — считает Павел Парфентьев.
«Скажем, православных на Западе, среди которых очень много и
верующих, и священников местного происхождения, когда они окормляют
верных, учреждают приходы, когда их иерархи наносят визиты друг другу,
Католическая Церковь в нарушении канонических территорий никогда не
упрекает», — подчеркнул Павел Парфентьев.
Справка
Украинская Греко-Католическая Церковь берет начало со времени
Крещения Руси святым равноапостольным князем Владимиром, когда в Киеве
была основана Киевская митрополия Константинопольского патриархата.
В 1596 году на соборе в Бресте русские епископы во главе с Киевским
митрополитом приняли решение перейти в юрисдикцию патриарха Рима, став с
того времени частью Католической Церкви. Через 24 года после заключения
Унии православные в нарушение всех канонов поставили новых епископов и
митрополита, создав тем самым неканоническую параллельную иерархию на
территории Руси-Украины. Однако после присоединения Украины к Московской
державе даже эта иерархия была заменена московскими епископами.
Таким образом, Украинская Греко-Католическая Церковь осталась на
сегодняшний день единственной прямой преемницей древнерусской Киевской
митрополии, — соответственно Украина и Беларусь являются законной
исторической территорией греко-католиков.
http://risu.org.ua/ru/index