Четверг, 02.05.2024, 09:31 Вы вошли как Гость · Группа "Гости" · RSS
Новости Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость

Основное меню
Категории новостей
Святой Престол. Мир
Украина СНГ
Литургические чтения Толкование литургических чтений
Воскресная школа для детей Евангелизация
Новости сайта Публикации
Архив новостей
Мини - чат
Помогите ребёнку
Facebook



добавить на Яндекс
 
Главная » 2010 » Август » 13 » За несколько лет до смерти Матисс построил капеллу
21:26
За несколько лет до смерти Матисс построил капеллу
Замысел принадлежал доминиканской монахине, которая в молодости была моделью художника

В конце 2010 года в Ватикане будет открыт зал, посвященный творчеству французского художника Анри Матисса (1869-1954), и, прежде всего – капелле Розария во французском городе Вансе, над украшением которой Матисс трудился незадолго до смерти. Замысел этой капеллы принадлежал доминиканской монахине Жак-Мари, которая в ранней молодости, еще до принесения обетов, позировала художнику.

В зале Матисса будут представлены планы и эскизы капеллы, в 1970-1980-х годах переданные музею одним из сыновей Матисса и доминиканскими монахинями. Кроме того, посетители смогут увидеть шелковое литургическое облачение, сшитое по эскизам художника. Наконец, в Ватикане находится переписка Матисса с настоятельницей монастыря и, конечно, с сестрой Жак-Мари, без которой капеллы Розария просто не было бы. В 1993 году эта монахиня еще была жива, и, встретившись в Бидаре (неподалеку от Биарицца) с корреспондентом «Apic», рассказала ему о своей дружбе с художником.

«Я и правда сыграла в этом деле роль посредницы, – призналась сестра Жак-Мари. – Без меня бы капеллы не было». Так все и началось, и продолжается по сей день, вплоть до открытия зала Матисса в Ватикане.

Рассказывая о Матиссе, монахиня вспоминала, как возник замысел часовни. По ее словам, тут сошлось сразу множество обстоятельств. Сначала – эскиз витража, который сестра Жак-Мари набросала, сидя у гроба одной из сестер. Затем – воодушевление самого Матисса, «Крестный путь», «Богоматерь с Младенцем», первые витражи. Наконец, в конце 1947 года, художник решился: «Ну что же, я построю вашу капеллу». Откуда взять денег? «Найдем, – был уверен Матисс. – Будем устраивать выставки, продавать литографии…» 25 июня 1951 года епископ Ниццы освятил капеллу.

«Лучшие свои рисунки и картины я писал с вами», – признавался Матисс молодой медсестре Монике Буржуа. В 1942 году Моника стала позировать знаменитому художнику, непревзойденному мастеру цвета. Их дружба продолжалась до самой смерти Матисса в 1954 году.

В реабилитационном центре для жертв автокатастроф в Бидаре сестра Жак-Мари рассказывала все новые подробности о «месье Матиссе». Видно было, что воспоминания о художнике вызывают в пожилой монахине множество чувств – она их не скрывала, да и все равно не смогла бы скрыть. Ей было уже 72 года. «Столько было месье Матиссу, когда мы с ним познакомились», – монахиня вздохнула, вспоминая о том, как ухаживала за Анри Матиссом в госпитале Ниццы.

«Я хорошо помню тот день, когда первый раз увидела месье Матисса, – рассказала сестра Жак-Мари. – Это было в 1942 году. Месье Матисс поглядывал на меня краем глаза – он казался равнодушным и холодным. На самом-то деле, он был совсем другим. Как бы он иначе рисовал такие картины? Вскоре взаимное недоверие удалось преодолеть, и я увидела в Матиссе теплоту и глубокую человечность». Целый месяц Моника дежурила у постели художника. Вскоре после выписки он ей позвонил и попросил позировать. «Я ожидала чего угодно, но только не этого, – призналась сестра Жак-Мари. – Мне тогда еще никто не говорил, что я красива». Художник настаивал: у Моники тот овал лица, который ему нужен. С 1942 по 1943 год создаются четыре шедевра: «Моника», «Идол», «Зеленое платье и апельсины», «Королевский табак». Для всех них позировала молодая медсестра. Матисс создаст еще множество портретов Моники Буржуа – вплоть до 1946 года, когда девушка принесет вечные обеты.

В юности Моника ощущала сразу множество призваний – к творчеству, к работе медсестры. Наконец, она понимает, что призвана уйти в монастырь. «Я долго сомневалась, – рассказала сестра Жак-Мари нашему корреспонденту, – но в конце концов сделала свой выбор». Труднее всего было сообщить о своем решении «месье Матиссу». Моника долго выбирала день, просила секретаршу Матисса «ничего ему не говорить». Наконец, она рассказала художнику о своем выборе. Разговор оказался трудным: «И как вам такое могло прийти в голову? – неудомевал Матисс. – А я-то собирался учить вас рисунку. Мне нравятся ваши работы, у вас талант». По словам сестры Жак-Мари, после ее ухода в монастырь художник несколько месяцев ничего не рисовал. Монахиня узнала об этом только позже.

Сестра Жак-Мари показала большую папку – о такой мечтает любой музей. В папке – письма Матисса, кто знает, показывала ли монахиня их кому-нибудь еще. Многие из писем были украшены рисунками и орнаментами. Еще в папке оказались две литографии Матисса, одна подарена на принесение обетов, другая – незадолго до смерти художника, и разрисованная Матиссом керамическая плитка.

Рассказывая о Матиссе, сестра Жак-Мари вспоминала о его встречах с Шагалом и Пикассо. «Первый все время витал в облаках, второй был постоянно в движении. Они часто спорили, иногда горячо. Пикассо был очень недоволен, когда Матисс решил строить капеллу. «Твоя капелла станет овощным складом», – заявил он. Монахиня рассказывала об этом эпизоде, и во взгляде ее читался укор.

Затем взгляд смягчился – она перешла к рассказу о Шагале, о том, как тот переживал развод с женой и расставание с дочерью.

А вот еще один забавный случай про Пикассо: «Однажды Матисс подарил Пикассо белых голубей. Именно с них Пикассо рисовал своего голубя мира. Так Матисс при любой ссоре кричал: «Твой голубь мира – это всего-навсего мои голуби!». Монахиня рассказала о том, как сердился Матисс, если кто-нибудь из его друзей обращался неуважительно с юной натурщицей: «Когда он представлял меня Арагону, Арагон отвернулся. Матисс просто бушевал».

При входе в бидарский реабилитационный центр «Облака» в глаза бросилась яркая керамическая скульптура, выполненная в манере Матисса. Автор ее – сестра Жак-Мари: дружба с художником принесла свои плоды. Глядя на эту скульптуру, монахиня повторила, что не жалеет о своем выборе. «Грусто лишь то,– продолжала она, – что я не могла быть рядом с месье Матиссом в последние годы его жизни, когда ему больше всего была нужна моя поддержка. Незадолго до его смерти я видела его во сне».

Матисс умер 3 ноября 1954 года в Ницце. «Я не смогла исполнить того, о чем он просил в своих последних письмах, – призналась сестра Жан-Мари. – Всю жизнь об этом жалею». И снова вздохнула. Она хранила память о многом: о капелле в Вансе, о садах, солнце и красках, о необычных формах и портретах. И о художнике Анри Матиссе.

Пьер Ротте

11 августа 2010

Перевод «Благовест-инфо»

Источник: Apic


Категория: Мир | Просмотров: 1189 | Добавил: Andrii40 | Пожалуйста проголосуйте за эту новость  Рейтинг: 0.0/0
Copyright Сatholic-info. © 2024
Поиск
...
Опрос
Какой праздник для вас самый главный?
Всего ответов: 530
Мы на You Tube
Радио Мария ОнЛайн
Праздники
НАША КНОПКА


...
Block contentТелебачення Віковічного Слова
eXTReMe Tracker Маранафа: Библия, словарь, каталог сайтов, форум, чат и многое другое. Твоя Библия: Библия, ответы на вопросы, христианская библиотека. Рейтинг Francis.ru
 

Бесплатный хостинг uCoz