Суббота, 27.04.2024, 05:32 Вы вошли как Гость · Группа "Гости" · RSS
Новости Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость

Основное меню
Категории новостей
История наших храмов [9]
Мифы о Католической Церкви [5]
История Католической церкви [28]
Мини - чат
Помогите ребёнку
Facebook



добавить на Яндекс
 Каталог статей
Главная » Статьи » История и мифы » История Католической церкви

"Петр здесь". Чудесный смысл базилики св. Петра

Не все знают, что огромный купол   и «распростертые объятия» колоннады Бернини, знакомые в наши дни, наверное, любому человеку, благодаря развитию туризма и телевидения, - не что иное, как величественное обрамление скромного подземного погребального помещения: обретенной заново могилы апостола Петра.

Грандиозный храм стоит на земле, бесценной для всех христиан. В увлекательной «экскурсии» по самому главному католическому храму нас сопровождает архиепископ Анджело Комастри...

- Ваше Высокопреосвященство, очевидно, что спустя пятьсот лет базилика Св. Петра все больше привлекает внимание людей всего мира. Вы, как непосредственный и квалифицированный наблюдатель, согласитесь с этим мнением?

- Да. Пятьсот лет назад, 18 апреля 1506 года, Папа Юлий II заложил первый камень в основание новой базилики, той, что мы с вами видим сегодня. Возможно, в те времена строящаяся базилика казалась чрезмерно огромной. Однако минувшие с тех пор столетия доказали правоту интуиции понтифика, и сегодня наш собор нередко кажется... слишком маленьким.

Собор Св. Петра все больше и больше привлекает внимание человечества, можно сказать, становится стержнем этого мира. Итак, спустя полтысячелетия мы видим в базилике воистину великий дар Господа, и сегодня она становится домом для всего человечества.

- Разве нельзя было построить собор иначе, сохранив древнюю базилику времен императора Константина?

- Древняя базилика Константина, начатая в 320 году, к тому времени почти превратилась в руины, и это угрожало жизни людей. Было необходимо принять срочные меры и построить новый храм. И Папа упрямо, я бы сказал - со святым упрямством, хотел построить его там же, ведь здесь - место погребения и мученичества апостола Петра.

Оглядываясь назад, мы с трепетом размышляем о том, что произошло здесь, на краеугольных камнях собора Св. Петра. Именно «краеугольных», ведь эти камни говорят. Уходя под землю благодаря раскопкам, спускаясь в некрополь, мы возвращаемся во времена Константина, и даже Нерона, в эпоху мученичества апостола Петра. На этом месте, вдоль Тибра, по ту сторону города, Калигула распорядился построить виллу, позже ставшую виллой Нерона. Вилла была роскошной, с огромным цирком, в центре возвышался обелиск, который мы сегодня видим на площади Св. Петра, он был перенесен сюда в 1586 году. Со времен Нерона он стоял слева от базилики, глядя на фасад. По распоряжению Сикста V четыре месяца тысяча человек при помощи семидесяти лошадей и сорока лебедок перетаскивали обелиск в центр площади перед строящейся базиликой.

В 64 году, как мы знаем, в Риме произошел страшный пожар, документированный тогдашними писателями и довольно скрупулезно описанный Тацитом в начале II века. Пожар уничтожил всю древнюю и беднейшую часть Рима.

Совершенно уверенно можно сказать, что Нерон сам приказал поджечь город, поскольку, охваченный жаждой величия, мечтал, чтобы Рим был великолепнейшим городом, достойным императора, а убогие лачуги бедняков его раздражали. Он задумал сравнять их с землей и на их месте построить новый город. Как пишет Тацит, Нерон не смог предугадать реакцию народа: римляне впали в такую ярость, что задобрить их не смогли даже императорские подарки. Думаю, по совету какого-нибудь негодяя Нерон решил переложить вину за пожар на христиан. В те времена христиан, безусловно, было немного, точное число их неизвестно, как пишет Тацит, Нерон казнил около десяти тысяч, хотя и эта цифра, пожалуй, завышена.

Петр был простым человеком, но римская христианская община считала его своим главой. Имперская власть официально не признавала роль и достоинство Петра. Конечно, он был первым Папой, но для римского общества того времени он оставался всего лишь бедным рыбаком из Галилеи.

Решение императора имело трагические последствия: обвинить христиан в поджоге Рима означало навлечь на них гнев всего народа. С этого и началась первая волна гонений на римских христиан.

- Чудовищный замысел: обрушить на христиан не только безжалостный репрессивный аппарат Империи, но и народную ярость...

- Рассуждая чисто по-человечески, преследования должны были стереть христиан с лица земли. Если бы Церковь являлась лишь человеческим установлением, то она не уцелела бы. Но Церковь основана не людьми, поэтому страшные события истории, как обещано Самим Богом, не разрушают, а очищают и обновляют ее. «И врата ада не одолеют ее».

Очевидно, раз Иисус сказал «не одолеют», значит, имел в виду, что на нас обрушатся испытания. Однако Он обещал: «не одолеют ее». И это случилось уже во время гонений на христиан в эпоху Нерона.

- Когда и как погибли первоверховные апостолы?

- Мы не знаем точно, когда они погибли. Гонения продолжались с 64 по 67 год, а в 68 году Нерон покончил с собой. Очевидно, где-то в этот период и были казнены Пётр (на Ватиканском холме) и Павел (возле Остийской дороги).

Согласно традиции, Пётр умер на Ватиканском холме. На основании имеющихся у нас данных, мы можем попробовать заняться исторической реконструкцией; и это не фантазия, поскольку факты подтверждаются многочисленными бесспорными доказательствами.

Пётр был казнен в цирке Нерона, и, естественно, поскольку он не был римским гражданином, его приговорили к распятию, которому обычно подвергали рабов. У Павла же, как гражданина Рима, была привилегия принять смерть через отсечение головы.

Однако я сказал бы, что Пётр, не имея возможности избежать смерти на кресте, получил иную «привилегию» - последовать за Учителем в казни. Удивительный факт, показывающий, как Бог исполняет Свои замыслы даже в самых тяжелых человеческих обстоятельствах.

Что же произошло вечером после казни? Христиане подобрали тела казненных, потому что закон разрешал отдать тела осужденных любому человеку, который их попросит. Римскому праву было присуще определенное уважение к человеку, поэтому даже осужденные на смерть имели право на достойное погребение. Если родственники и друзья просили разрешения забрать тело, их просьбу следовало исполнить. Поэтому, например, когда Иосиф Аримафейский попросил выдать ему Тело Иисуса, Пилат согласился.

Вот и римские христиане забрали тело Петра и похоронили его в некрополе на Ватиканском холме, за цирком Нерона. Место погребения точно совпадает с тем, где сегодня возвышаются папский алтарь, увенчанный балдахином работы Бернини высотой 30 метров, и купол Микеланджело высотой 133 метра. «Объятия» купола и балдахина - не что иное, как знак признательности этому смиренному, простому человеку, похороненному в земле, как все бедняки.

- Ваше Высокопреосвященство, а действительно ли Петра распяли вниз головой, как представлено на произведениях искусства?

- Это предание, но будем внимательны: предание не значит вымысел. Когда-то культура была устной, память о событиях передавалась из уст в уста, и наши предки очень строго подходили к отбору новостей, не верили пустым россказням.

В любом случае, Пётр был похоронен в этом месте. Проходит несколько столетий, и над его могилой император Константин в 320 году строит базилику. В 1506 году начинается строительство нового собора, все на том же месте. Алтарь неизменно находился тут, потому что всегда верующие были уверены, что именно под ним находится гробница апостола Петра.

Наступил 1939 год. Пий XII, Римский Папа, прекрасно знавший историю собора, нашел мужество разрешить провести археологические раскопки на большой глубине, поскольку точно никто не знал, что же именно хранится под алтарем. Обычно говорили о месте погребения, но больше ничего не было известно.

Пий XII велел копать. Археологи подняли наверх тонны земли. Чем дальше продвигались раскопки, тем более подтверждалось предание. Был восстановлен холм, каким он был во времена Константина, открылся культурный слой предшествовавшей эпохи, засыпанный по распоряжению императора для постройки базилики.

Археологи обнаружили некрополь - таким его видели Константин и его архитекторы. Углубляясь дальше и дальше в толщу холма, археологи добрались до уровня, свидетельствующего о месте погребения Петра, и нашли все фрагменты постройки и маленький алтарь, упоминаемые Евсевием Кесарийским. Евсевий упоминает письмо Гая, пресвитера II века, который пишет: «Если приедешь в Рим, можем посетить могилу Петра на Ватиканском холме и могилу Павла при Остийской дороге. У нас есть эти памятники».

Итак, этот «трофей Гая» был найден. И не только: археологи обнаружили плиту, называемую «красной», на которую опиралась постройка, а на плите - удивительную надпись Petros eni - «Пётр здесь».

Также была найдена смежная плита - место почитания, где сделаны надписи: Petre ora pro me. Petre in hoc signo vince... - «Пётр, молись за меня. Пётр, сим знаком победишь...» Эти надписи до сих пор основательно не изучены. Уверен, нас еще ждут открытия.

- Некоторые ученые говорят также о найденных костях...

-Что касается костей, то тут следует сохранять благоразумие. К сожалению, у нас нет точных доказательств подлинности этой находки, хотя есть и над чем поразмыслить: были обнаружены только эти кости. Итак, найдены останки взрослого мужчины, довольно плотного, на них сохранилась могильная пыль. Павел VI сказал только, что были найдены останки, считающиеся подлинными. В районе гробницы видно множество других могил, расположенных веером - очевидно, для того, чтобы они находились как можно ближе к этому центру.

- Места, о которых Вы говорите, - это подлинные доказательства, свидетельствующие о совершенно удивительных вещах...

- Помню, как один профессор-англиканин сказал мне: «Я и впрямь потрясен, археология подтверждает католическую экклезиологию. Пётр действительно умер в Риме и находится тут».

Собор и алтарь, на котором служит Папа, - видимое свидетельство того, что слова Иисуса исполнились, несмотря на все превратности. Каждый раз, когда я здесь, эти слова мне приходят на ум: «Симон, Сын Ионин, Ты исповедал, что Я Христос, Сын Бога живого. А Я говорю тебе, кто ты: ты кифа, камень, и на сем камне Я создам Церковь Мою».

Это вызов, который мог бросить только Бог, ведь никто не называл Симона камнем. Главной чертой Симона была импульсивность, что совершенно не ассоциируется с образом камня. Однако Бог творит и созидает из ничего. Всегда. И такого непостоянного человека, как Симон из Галилеи, названного по воле Иисуса камнем, Он поставил в основание общины, следующей по морю истории, терпящей испытания и удары. Они падают на нее со всех сторон, но благодаря не человеческой силе, а Божественному обещанию, «не одолеют ее».

- Ваше Высокопреосвященство, как Вы думаете, произведения искусства, собранные в соборе Св. Петра, тоже что-то говорят нашей вере?

- Несомненно. Искусство, расцветшее вокруг гробницы святого Петра, также парадоксально. Есть огромный контраст между смирением того, кто тут похоронен, и великолепием произведений, созданных художниками. Однако не стоит забывать, что все эти шедевры - лишь тень красоты, рождающейся из веры. Наша душа изуродована, потому что мы грешники. Вера - не что иное, как терапия красоты, идущая от Бога. Очевидно, что искусство - всего лишь знак, тень терапии красоты, даруемой людям благодатью Божией. Поэтому мы ни в коем случае не должны забывать, что этот собор, прекрасный, если угодно, великолепный - всего лишь «обитель Церкви», можно сказать, «церковь Церкви».

Он напоминает нам о том, что Церковь - великий храм, созидаемый из живых камней, как говорит Пётр в своем Первом послании. Поэтому давайте восхищаться великолепием собора, но не будем и забывать, что мы должны быть живыми камнями, что красота духовного храма - милосердная жизнь и что именно любовь Божья собирает нас в единый народ.

Мы должны быть единым храмом из живых камней, свидетельствовать собственной жизнью о том, что в глубине истории человеческих злодеяний есть также история любви, история Бога. Есть опасность оторвать искусство от его корней, от веры, и именно поэтому Папа Иоанн Павел II поручил мне важную задачу: он сказал, что собор Св. Петра должен стать санктуарием, в котором любой посетитель осознает роль Петра - того, кто укрепляет в вере.

Перевод с итальянского Ольги Карповой





Источник: http://www.bs.francis.ru/index.php                                                                                        
Категория: История Католической церкви | Добавил: Andrii40 (10.07.2010)
Просмотров: 2063 | Теги: микеланджело, Ватикан, Собор Святого Петра | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright Сatholic-info. © 2024
Поиск
...
Опрос
Какой праздник для вас самый главный?
Всего ответов: 530
Мы на You Tube
Радио Мария ОнЛайн
Праздники
НАША КНОПКА


...
Block contentТелебачення Віковічного Слова
eXTReMe Tracker Маранафа: Библия, словарь, каталог сайтов, форум, чат и многое другое. Твоя Библия: Библия, ответы на вопросы, христианская библиотека. Рейтинг Francis.ru
 

Бесплатный хостинг uCoz