Часовня в СоломбалеНачиная с 1835 г. в Архангельске
существовала гарнизонная часовня в Соломбале, которая была единственным
местом молитвы для католиков Архангельской, Вологодской и, частично,
Нижегородской губерний. Военный капеллан-бернардинец, о. И. Володкович,
в своем отчете архиепископу Игнатию Головинскому писал, что в городе
храма нет, есть лишь временная часовня во флотских казармах с тремя
скромными алтарями, сооруженными за счет солдат (согласно другим
сведениям, в часовне было пять деревянных престолов, в том числе - св.
Иосифа). В 1840 г. в городе служил священник Геркулан Юшкович. До
1846 г. часовня относилась к Петрозаводскому приходу, поскольку именно
там находился штаб Третьего округа Корпуса внутренней стражи с
постоянным капелланом при нем. После перевода штаба в Архангельск
командующий приказал капеллану также переехать в этот город и уже
отсюда опекать вверенную ему паству. В 1866 г. штаб был вновь переведен
- на этот раз в Вологду, а с ним переехал и капеллан, "...приезжая раз
в год, совершая требы в доме военного ведомства, где устроена небольшая
капелла." В декабре 1862 г. прихожане (в городе и уезде тогда
проживало 513 католиков, 481 из них были младшими и средними военными
чинами, а во время навигации на кораблях прибывали матросы
католического исповедания; кроме того, к 1864 г. в Архангельской
арестантской роте содержалось 400 поляков) стали ходатайствовать о
предоставлении права проживания в Архангельске одному из ссыльных
священников, которых после подавления восстания в Польше было немало в
уездных городах губернии. Прошение было поддержано губернатором, и в
том же году был назначен постоянный священник - о. Тит Красовский,
построивший в 1869 г. первый небольшой деревянный храм на берегу
Северной Двины (до того часовня находилась в деревянном доме в
Кузнерицкой части города). В храме было два престола, над главным -
образ Остробрамской Богоматери и маленький, "о трех голосах", орган. В
1873 г. церковные власти перевели о. Красовского в Вологду, и лишь в
1882 г. был официально назначен новый настоятель - капуцин о. Ювеналис
Яжвис-Язвецкий, освобожденный из-под полицейского надзора 17 сентября
1879 г., и с того времени регулярно совершавший богослужения в храме.
Храм свв. Петра и ПавлаХрам
был передан навсегда приходу решением Архангельской Думы в 1880 г., но
простоял он недолго - 9 июня 1891 г. от непогашенной свечи вспыхнул
пожар, который настолько сильно повредил здание, что его уже невозможно
было восстановить. Католики Архангельска обратились к архиепископу с
просьбой разрешить постройку нового каменного храма на отведенном
участке, на углу ул. Набережной и Пермской. В том же году город
посетил еп. Франциск Альбин Сымон, совершивший миропомазание 40
прихожан. Богослужения временно совершались в церковном доме, но в 1892
г. синдики (члены приходского совета) вошли в соглашение с купцом
Сурковым и устроили временную часовню в деревянном флигеле его дома в
центре города. В марте 1892 г. о. Яжвис-Язвецкий освятил в этом
помещении деревянные престолы во имя Спасителя и Матери Божией. 9
июля 1895 г. новый настоятель, отец Болеслав Филиппович, освятил
закладной камень нового храма, а всего год спустя, 29 июля 1896 г.,
деревянное, с двумя башнями здание было построено (длина его была 10
сажен, ширина - 6). В уличной часовенке, находившейся в церковной
ограде на углу Троицкой и Олонецкой улиц (ныне - ул. Гайдара), был
помещен прекрасный образ святых апостолов. Приход и Советы 8
марта 1918 г. приход вошел в состав Петроградского деканата, но 20
октября 1919 г. настоятель о. Сонгайло выехал из города вместе с
эвакуирующейся польской армией, тремя французскими и двумя английскими
военными капелланами. 2 - 13 апреля 1920 г. в городе пребывал
петербургский священник о. Ян Василевский, совершивший Пасхальную
Литургию. Тогда же при церкви были организованы курсы польского языка и
литературы для детей и взрослых (руководитель - госпожа Казимира
Козакова, бывшая учительница в приюте прелата А. Малецкого в
Санкт-Петербурге). В 1920 г. метрические книги были переданы по
распоряжению Архангельского отдела управления Петроградскому
Центральному окружному ЗАГСу, в 1921 г. был частично национализирован
причетный дом (в нарушение договора от 18 июня 1920 г., передававшего в
распоряжение верующих "...здание церкви и причетный дом со службами на
углу Олонецкой и Виноградова ул., под №111/6"), а 12 ноября того же
года этот дом был национализирован уже окончательно. В 1930 г. храм
закрыли, а позже разобрали.
ЧасовниПо крайней мере в
1835-1842 гг. действовали часовни в Новодвинской крепости (Св. Иосифа?)
и при Шенкурском якорном заводе (Пресвятой Девы Марии-Царицы Святого
Розария?), с 1864 г. - при шестом исправительном отделении арестантской
роты (400 арестантов в 1864 г., 300 - в 1887 г.). В разное время
образовывались значительные поселения ссыльных в Шенкурске, Мезени,
Сольвычегодске, но организованных форм литургической жизни там не было. Приход
был возрожден весной 1993 г., вновь зарегистрирован 20 мая 1994 г.
Богослужения совершаются на частных квартирах и в других помещениях. Материал подготовлен Станиславом Козловым с дополнениями Василия Максимова "Свет Евангелия" № 233, 26 сентября 1999
|