Греческое имя «Стефанос» означает «венец». Кроме имени, указывающем, по-видимому, на его греческое происхождение, и подробного и выразительного рассказа в Деяниях Апостолов (Деян 6 — 7) о его мученичестве, больше ничего о св. Стефане не известно. Его история начинается с момента избрания его диаконом Церкви. Апостолы по предложению св. Петра поставили 7 диаконов для служения бедным, чтобы освободиться от хозяйственных обязанностей и целиком посвятить себя «служению слова». Св. Стефан, однако, не ограничился опекой бедных, но, «исполненный веры и Духа Святаго» (Деян 6,5), возвещал Евангелие с премудростью, которой никто не мог противостоять.
Стефана обвинили перед синедрионом, что он выступает против закона и храма. В защитном слове Стефан воспроизвёл историю Израиля в христианской перспективе и заключил, и упрекнул израильский народ в пренебрежении волей Бога. Он открыто исповедал Христа, и был за это побит камнями (Деян 7,54-60). Стефан заслужил звание Protomartyr— «Первомученик».
Обвинителями Стефана перед синедрионом были еврейские прозелиты, т. е. обращённые в иудаизм язычники, которых называли «эллинистами». Отсюда вытекает, что св. Стефан занимался обращением своих соплеменников, обращаясь к ним на греческом языке. Проявляя обширные познания в истории Израильского народа, он утверждает, что призванием этого избранного народа было приготовление всего мира ко пришествию Спасителя. Однако иудеи не только воспротивились этому великому призванию, но даже убили Христа. Отсюда возмущение, какого не сумел сдержать св. Стефан.
Это происходило в 36 г., что значит, всего через несколько лет после распятия Иисуса Христа. Христианские прозелиты, или новообращённые из язычников, должны были, подобно Апостолам и ученикам Господним, исполнять Моисеев закон, включая обрезание, дополненный и углублённый евангельскими положениями. Лишь Апостольский собор, который состоялся в Иерусалиме ок. 50 г., постановил, что язычники, обращённые в христианство, не обязаны соблюдать закон Моисея. Самое обилие греческих имён указывает, как велико было эллинистическое влияние на израильский народ в апостольские времена. Кроме того, из текста Деяний явствует, что опеку над бедными поручили в основном обращённым эллинистам, чтобы избежать жалоб на пренебрежение со стороны христиан иудейского происхождения.
Автор Деяний, св. Лука, подчёркивает, что при убийстве Стефана присутствовал юноша Савл, в дальнейшем Апостол Народов, которого св. Лука был затем учеником. Савл тогда ещё не был совершеннолетним, и потому не мог принимать непосредственного участия в экзекуции, но только стерёг одежды «свидетелей» (Деян 7,58).
Библеисты задаются вопросом, как мог совершиться такой самосуд, с учётом того, что смертный приговор могла выносить только римская власть, как это видно на примере казни Господа Иисуса? — Дело в том, что именно тогда, в 36 г., Понтий Пилат был отставлен со своего поста, а новый прокуратор ещё не прибыл. Этим и воспользовались иудеи, чтобы произвести самосуд над св. Стефаном, и более того, развязать великое гонение на Церковь: «В те дни произошло великое гонение на церковь в Иерусалиме» (Деян 8,1). Среди главных гонителей находился Савл, в дальнейшем св. Апостол Павел. «Стефана же погребли мужи благоговейные, и сделали великий плач по нем» (Деян 8,2). Имя св. Стефана включено в I Евхаристическую молитву — Римский канон. Он является покровителем Венской диоцезии, а также каменщиков, поваров и ткачей.
Культ Мученика возник сразу же после его смерти, однако в результате бурных событий, охвативших Святую Землю и Иерусалим, могила св. Стефана была забыта. Её заново обрели в 415 г. Об этом рассказывает палестинский священник Лукиан, которому во сне явился Гамалиил, учитель св. Апостола Павла, и указал на место погребения своё и св. Стефана, которое находилось в деревне Кефар-Камла («Деревня Гамалиила») неподалёку от Иерусалима. Предполагается, что Гамалиил закончил свою жизнь христианином. По свидетельству Лукиана, при открытии могилы воздух наполнился благоуханием, словно в раю, и в округе исцелилось от болезней и одержимости 73 человека. На месте обретения мощей епископ Иерусалима Иоанн воздвиг базилику, и ещё одну на месте, где, согласно традиции, Святой был побит камнями. Эти базилики в дальнейшем украшали св. Кирилл Иерусалимский (439) и императрица Феодосия (460). Мощи св. Стефана были распределены по нескольким местам (Иерусалим, Константинополь, Северная Африка, остров Менорка), где они пользовались величайшим почитанием, а их пребывание сопровождалось удивительными исцелениями и чудесами, о чём свидетельствует, в частности, св. Августин в своих проповедях и в последней книге трактата «О Граде Божием».
В иконографии св. Стефан изображается в качестве молодого диакона в белой тунике или в богато тканом далматике. Его атрибуты: книга Евангелия, камни на книге или в руках, пальмовая ветвь.