Св. Варфоломей — один из 12-ти Апостолов, которых избрал Христос из числа многих других учеников.
В Евангелии при перечислении Апостолов встречается два имени:
Варфоломей и Нафанаил, при этом синоптики Матфей, Лука и Марк
употребляют первое из них, тогда как Иоанн Евангелист — второе. Однако
согласно библейской критике и традиции, речь идёт об одном и том же
человеке. Иоанн пишет о Нафанаиле как об Апостоле (Ин 1,35-51; 21,2),
кроме того, ясно подчёркивает, что его связывала дружба с Апостолом
Филиппом, а синоптики неизменно помещают Варфоломея рядом с Филиппом в
списке Апостолов (Мф 10,3; Мк 3,18; Лк 6,14). Более того, они
упоминаются с употреблением союза «и»: «Филипп и Варфоломей».
Арамейское слово «Варфоломей» означает «сын Фоломея (Фалмая)». Это
имя несколько раз встречается в Библии (Ис Нав 15,14; 2 Цар 3,3).
«Нафанаил» – еврейское имя, и значит оно «Бог дал», что соответствует
греческому «Теодорос», латинскому «Деусдедит» или славянскому «Богдан».
Это имя встречается в Священном Писании значительно чаще (Числ 1,8;
2,5; 7,18; 10,15; 1 Кор 2,14; 1 Пар 2,14; 15,24; 24,6 и т. д.). Если
Варфоломей и Нафанаил это одно и то же лицо, то его полное имя звучало
бы как «Нафанаил бар Фалмай» («Нафанаил сын Фалмая»).
Синоптики упоминают Варфоломея только в списке Апостолов. Св. Иоанн
сообщает, что он происходил из Каны Галилейской и подробно описывает его
встречу с Иисусом, которой сам был очевидцем (Ин 1,35-51). Привёл
Нафанаила к Иисусу Филипп, его друг и будущий Апостол, и потому
неудивительно, что в списке Апостолов он всегда фигурирует рядом с
Нафанаилом. Некоторые считают, что свадьба в Кане Галилейской, где
присутствовал Иисус со Своей Матерью и учениками и где по просьбе
Пресвятой Девы Он совершил Своё первое чудо – превратил воду в вино,
была свадьбой именно Нафанаила.
Из описания первой встречи Нафанаила с Иисусом вытекает, что он был
не слишком хорошо настроен по отношению к жителям Назарета, но когда
услыхал слова Иисуса и понял, что для Иисуса открыты глубины его сердца,
сразу и решительно в Него уверовал. Это свидетельствует о великой
праведности его сердца и открытости воздействию благодати Божией. С тех
пор он навсегда остался с Иисусом. Св. Иоанн Евангелист упоминает о нём
ещё раз: он принимал участие в чудесном лове рыбы после воскресения
Христова (Ин 21,2-6).
В христианской традиции сохранилось не много сведений о св.
Варфоломее. О других Апостолах известно значительно больше, тогда как
личность св. Варфоломея осталась в тени. Первый историк Церкви Евсевий
Кесарийский пишет, что ок. 200 г. философ Пантен обнаружил в Индии
Евангелие от св. Матфея, и высказывает при этом убеждение, что принёс
его туда св. Варфоломей. Сходную версию приводит св. Иероним. Однако св.
Руфин, и Моисей из Хорезма придерживаются мнения, что св. Варфоломей
проповедовал учение Христа в Эфиопии. Псевдо-Иероним же утверждает, что
св. Варфоломей проповедовал на Аравийском полуострове. Другие считают,
что св. Варфоломей трудился среди парфян и в Месопотамии. Такое
разномыслие свидетельствует, как мало нам известно о судьбе Апостола
после Вознесения Господня.
Из апокрифов сохранились так наз «Евангелие от Варфоломея» и
«Апокалипсис Варфоломея». Сохранился также обширный апокриф
«Мученичество Апостола Варфоломея». Согласно этому тексту, Варфоломей
возвещал Еввангелие в Армении. Там ему удалось обратить царского брата
Полимния. По приказу царя Армении Астиага был схвачен и казнен в городе
Альбанополоисе, или Альбе Армянской, который отождествляют с нынешним
Баку. Согласно св. Исидору Севильскому (+ 636), с него при этом содрали
кожу. Приблизительной датой смерти Апостола считается 70 г.
Уже сразу после смерти св. Варфоломей почитался, как мученик за
Христа, и его реликвии были сохранены от уничтожения. Ок. 410 г.
местный епископ перенёс их из Альбанополиса в иной город, откуда они в
конце концов попали в Месопотамию. Самое позднее в 507 г. оттуда их
перенесли в Анастасиополис во Фригии. Из-за угрозы от язычников в 580 г.
их перенесли на Липарийские о-ва, а в 838 г. в Беневент. В настоящее
время находятся под главным алтарём тамошнего кафедрального собора.
Часть этих реликвий в царствование императора Оттона III была
перенесена в Рим, где в их честь императором была воздвигнута базилика
на Тиберийском острове.
Культ св. Варфоломея датируется с V в. Греки справляют его праздник
11 июля, армяне 8 декабря и 25 февраля, эфиопы 18 июля и 20 ноября. В
Римской Церкви с VIII в. праздник Апостола справляется 24 августа. Уже в
VI в. на острове Эолии был воздвигнут первый храм в его честь. Пиза,
Венеция, Пистоя и Фолиньо выстроили посвящённые ему святилища. В Польше
почитание св. Варфоломея некогда было очень распространённым — в его
честь было воздвигнуто более 150 храмов. Святилища св. Варфоломея
привлекали к себе многочисленных паломников.
В иконографии св. Варфоломей изображается в длинной тунике,
препоясанный поясом, порой с анатомической точностью, как мускулистый
мужчина. Бывает изображен с содранной кожей. Атрибутами его являются
книга, нож как орудие казни, свиток.