Сын бедняков из небольшого посёлка на холмистых отрогах близ Кастельнуово (Пьемонт, Италия), Боско родился в крошечной хижине в Бекки 16 августа 1815 года и умер 31 января 1888 года. [21 июля 1907 года папа Пий Х объявил его достойным почитания, папа Пий XI в 1929 году причислил его к лику блаженных, а в 1943 — к лику святых.
Отец умер, когда Джованни было чуть больше двух лет. Маргарита Боско одна растила троих сыновей. Джованни с детства трудился как пастух. Приходской священник обучал его основам веры. Мальчик отличался врождённой смекалкой, цепкой памятью, с годами он всё больше хотел учиться. Бедственное положение семьи, однако, заставляло его откладывать книги и возвращаться в поле, но он продолжал стремиться к знаниям. В 1835 году он поступил в семинарию в Кьери и через шесть лет обучения архиепископ Туринский Францони накануне Пятидесятницы рукоположил его во священники.
Покинув семинарию, дон Боско (в Италии, обращаясь к священнику, добавляют к его фамилии уважительное «дон») отправился в Турин и тут стал усердно исполнять обязанности священника. Случай показал ему, чему он должен посвятить всю свою жизнь. В числе прочего, он был обязан сопровождать дона Кафассо во время посещения городских тюрем. Отец Джованни был так поражён видом детей, которые содержались в местах заключения, подвергались разлагающему влиянию и вряд ли могли избежать в будущем каторги или галер, что решил посвятить себя этим несчастным изгоям. Восьмого декабря 1841 года дон Боско облачался, чтобы отслужить мессу в честь праздника Непорочного Зачатия. Прислужник погнал из церкви мальчишку в лохмотьях, не захотевшего молиться за мессой. Дон Боско услышал, как мальчик плачет, подозвал его, и между священником и Бартоломео Гарелли завязалась дружба. Это было семя, из которого вырос так называемый «Ораторий» («Молельня»). Название, конечно, появилось в подражание итальянского святому XVI века Филиппу Нери, который создавал дома для молитвенных собраний. Молитва стала одним из важнейших элементов педагогики Боско. Отец Джованни с энтузиазмом стал обучать своего первого воспитанника, которого подарила ему улица. Скоро к Бартоломео присоединились его приятели, которых привлекла доброта священника — к ним ещё никто так не относился. В феврале 1842 года в Оратории было двадцать мальчиков, в марте — тридцать, а в марте 1846 года — четыре сотни.
Остро встал вопрос о месте, где было бы удобно собираться такому количеству подростков. По воскресным дням, в выходные все отправлялись за город, если погода была хорошая. Тут устраивали общую трапезу. Дон Боско понимал, что лучше всего на необузданные души его воспитанников влияет музыка, поэтому он организовал оркестр, для которого выпросил у знакомых изношенные струнные инструменты. Осенью 1844 года он был назначен вторым капелланом в «Рифуджио». Он горячо взялся за эту работу. С одобрения архиепископа Францони две комнаты, примыкавшие к Рефуджио, были переоборудованы в часовню, которую посвятили св. Франциску Сальскому. Теперь члены Оратория собирались в Рифуджио, многие ребята из окрестных кварталов просили принять и их. Примерно в это время, около 1845 года, дон Боско завел вечерние классы. Теперь подростки после закрытия фабрик собирались в комнатах, где он и дон Борель давали им основы знаний.
Ораторий добился большого успеха, но ненадолго. Отец Джованни к своему величайшему огорчению вынужден был расстаться с этими комнатами. К нему постоянно придирались из-за пустяков, ему мешали. Иногда казалось, что его затея обречена на провал. Он относился ко всем трудностям так спокойно, что многие считали его душевнобольным, и однажды его даже пытались отправить в сумасшедший дом. На него постоянно жаловались, заявляя, что он дружит с такими ребятами, от которых одни неприятности. Оратория покинул Рифуджио и переехал сперва в помещение при церкви св. Мартина, затем при церкви св. Петра, потом в три комнаты в доме на улице Коттоленго (тут возобновились занятия вечерних классов), затем вообще в открытое поле и, наконец, в неказистый сарай. Тут со временем и выросло здание Оратория, в котором размещалось семьсот воспитанников. Дон Боско снял рядом квартиру, к нему присоединилась его мать. «Мамма Маргарита», как её прозвали ученики, последние десять лет своей жизни отдала уходу за сорванцами первой Салезианской обители. Когда она впервые приехала к сыну в Ораторий, там было довольно неприглядно. Маргарита Боско пожертвовала всё, что имела, рассталась и с домом, и с мебелью, и с украшениями, зато принесла уличным мальчишкам материнскую заботу и любовь. Росло число учащихся вечерней школы, постепенно появилось общежитие, где ночевали те, кто хотел и жить в Оратории. Так появился первый Салезианский Дом, в котором сейчас около тысячи воспитанников.
К этому времени городские власти начали понимать значение работы дона Боско. Он создал фонд для организации политехникума и мастерских, и этот фонд добился больших успехов. Серьёзных препятствий на этот раз не было. В 1868 году дон Боско решил строить церковь, чтобы удовлетворить нужды Вальдокко — той части города, где располагался Ораторий. Он хотел, чтобы здание было построено в виде креста и занимало полторы тысячи квадратных метров. Собрать необходимые средства оказалось далеко не просто, но в конце концов нашлись сподвижники, благодаря которым строительство было завершено. Оно обошлось более чем в миллион франков. Храм освятили 9 июня 1868 года во имя Пресвятой Девы — Помощницы Христиан. В том же году пятьдесят священников и учителей, которые помогали отцу Джованни, образовали общество с особым уставом, который одобрил папа Пий IX — предварительно в 1869 году, окончательно — в 1874.
Значение и развитие Оратория Любая попытка объяснить популярность Оратория среди тех, кому посвятил свою жизнь дон Боско, невозможна без понимания его духа, который составлял всю его жизнь. С первой своей встречи с нищими детьми он всегда видел под грязью, лохмотья, грубостью — искру, которую можно превратить в костёр толикой доброты и ободрения. Рассказывают, что в детстве ему было видение или сон, указывавшие направление всей его жизни, и тогда он услышал слова: «Не ударами, а добротой и лаской ты должен привлекать этих друзей своих на путь добродетели». Не так важно, был это всего лишь сон или нет, как важно, что именно таким был дух, которым дон Боско наполнял Ораторий. В самом начале, когда число воспитанников было невелико, он удерживал их маленькими подарками и развлечениями, весёлыми прогулками в облюбованные ими красивые уголки туринских окрестностей. Если эти прогулки совершались в воскресенье, дон Боско сперва служил мессу в сельской церкви, кратко объяснял Евангелие, а потом уже был завтрак, игры. Ближе к вечеру все пели вечерние молитвы, отец Джованни проводил урок катехизиса, молились по чёткам. Никто не удивлялся, видя его посреди поля в окружении ребят, стоящих на коленях и готовящихся к исповеди.
Педагогика дона Боска исключала наказание. Соблюдения правил добивались развитием искреннего чувства долга, постоянным устранением малейших поводов к непослушанию. Без похвалы не оставалось ни одно усилие, направленное к добродетели, каким бы банальным оно ни было. Отец Джованни считал, что учитель должен быть отцом, советником и другом. Он первый использовал метод профилактики. О наказании дон Боско говорил: «Сколько можете, столько старайтесь не наказывать ребят... Прежде чем внушать страх, постарайтесь вызвать любовь». В 1887 году он писал: «Я не помню, чтобы я кого-либо наказывал в точном смысле слова, но благодатью Божией я всегда добивался даже от самых безнадёжных по видимости детей не только того, что предписывал долг, но даже того, о чём я просто просил». В одной из своих книг он анализировал причины слабости характера и винил прежде всего воспитателей, которые неверно используют доброту. Родители заставляют ребёнка соревноваться со сверстниками, тот это быстро понимает и использует своё обаяние, так что все его нахваливают. На самом же деле родители всего лишь вырастили страстное, утонченное, начитанное животное. Нужно прежде всего формировать волю и воспитывать характер. Дон Боско старался воспитать во всех своих учениках вкус к музыке, полагая, что она оказывает мощное и облагораживающее влияние на личность. «Наставление, — говорил он, — это всего лишь подвеска, игра; само по себе знание никогда не делает человека человеком, потому что не затрагивает непосредственно сердца. Знание помогает служить добру или злу, но само по себе оно что дышло, которое нужно повернуть». Кроме того, он всегда изучал способности и идеалы своих учеников. Его успех во многом объясняет почти сверхъестественной быстротой и трезвостью, с которой он проникал в сердце ребёнка. В своих наставлениях отец Джованни писал: «Частая исповедь, частое причащение, ежедневная месса, — вот опоры, на которых покоится образование». Дон Боско не уставал выслушивать исповеди, целые дни проводил с ребятами. Он соглашался, что одной доброты и увещеваний недостаточно для воспитания, глубоко верил, что детский интерес растёт из игры, и даже помещал игру среди основных педагогических приёмов. В остальном он полагался на слова св. Филиппа Нери: «Я не буду тебе мешать, что бы ты ни делал, пока ты не грешишь».
Память Дона Боско в Католической Церкви — 31 января.