ВОПРОС:
"И познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха. И
построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох». Откуда
взялась у Каина жена? И раз он решил построить город, то человечество
тогда не было одной лишь семьей из четырех человек? Кто бы жил в этом
городе?
А дальше написано: «И познал Адам еще жену свою, и она родила сына, и нарекла ему имя: Сиф, потому что,
говорила она,
Бог положил мне другое семя, вместо Авеля, которого убил Каин. У Сифа
также родился сын, и он нарек ему имя: Енос; тогда начали призывать имя
Господа».
Получается, что Сиф как бы возместил смерть Авеля? А от кого родил сына Сиф?
ОТВЕТ:
Прежде чем перейти к ответу на конкретные поставленные вопросы,
необходимо сказать несколько слов о том, как вообще следует читать Книгу
Бытия.
30 июня 1909 года Библейская комиссия опубликовала Декрет
об историческом характере первых трех глав Книги Бытия. Посредством
этого Декрета, во-первых, отвергаются суждения, согласно которым Бытие
представляет собой восточные мифы, просто-напросто «очищенные» от
политеизма и приспособленные к еврейской религии. Отвергается также
мнение, что Бытие содержит в себе аллегории и символы религиозных и
философских истин, которые не соответствуют объективной реальности. И,
наконец, Декрет отвергает мнение, согласно которому Бытие – это легенды,
которые были отчасти выдуманы с назидательнымой целью.
В Декрете
перечисляются факты, описанные в Книге Бытия, которые не подвергаются
сомнению: такие, как сотворение всех вещей Богом в начале времен,
сотворение человека, грехопадение первых людей. Что касается вопроса о
том, каким образом все эти факты происходили, Декрет гласит: «В
написании первой части Бытия священный автор не намеревался дать научное
объяснение сокровенной сути видимых вещей и описать точный порядок
сотворения, но он стремился дать своему народу доступное ему пояснение,
соответствующее стилю общения того времени и чувствам людей. Поэтому в
ее толковании не следует стремиться с точностью и постоянством к стилю
научного языка».
И далее: «Не следует всегда и непременно
воспринимать в собственном смысле все отдельные слова и фразы,
встречающиеся в этих главах. Поэтому допустимо отвлечься от этого смысла
в тех случаях, когда использованные выражения представляются очевидно
неточными или метафорическими, или же антропоморфическими, когда
какой-то довод отменяет буквальный смысл или же какая-то необходимость
заставляет от него отказаться». «Интерпретируя отрывки, которые Отцы и
Учители Церкви воспринимали по-разному, не высказываясь определенно и
точно, допустимо поддерживать и защищать мнения, которые каждому кажутся
разумно доказуемыми, учитывая суждение Церкви и сохраняя аналогию
веры». И еще: «В названии и разделении шести дней, о которых идет речь в
первой части Бытия, слово «yom» -- «день» -- можно понимать в
буквальном смысле, как естественный день, или же в ином смысле, как
некоторый отрезок времени. Не возбраняется также свободно дискутировать
по этому вопросу».
В 1948 году Папская Библейская комиссия
направляет письмо Парижскому архиепископу, в котором разъясняет: «Вопрос
литературных форм первых 11 глав Бытия весьма неясен и многосложен. Эти
литературные формы не отвечают ни одной из классических категорий и не
могут быть проанализированы в свете греко-латинских или современных
литературных жанров. Поэтому нельзя отрицать или утверждать их
историчность в целом, не применяя к ним несправедливо правила
какого-либо литературного жанра (…) Заявляя априори, что эти
повествования не содержат истории в современном смысле этого слова,
можно без труда прийти к выводу, что они ее не содержат ни в каком
смысле. Однако, прибегая к простому образному языку, соответствующему
мышлению менее продвинутого человечества, они передают основные истины,
стоящие в основе домостроительства спасения, и в то же время народное
описание истоков человеческого рода и избранного народа».
Энциклика
«Humani generis», на которую мы уже ссылались в одной из наших передач,
объясняя некоторые моменты Книги Бытия, подчеркивает и обобщает, по
сути, ту же мысль: автор первых глав Бытия использует простой и
метафорический язык, отвечающий менталитету народа. И если какие-то
элементы взяты из народных сказаний, то нельзя забывать, что это было
сделано по Божественному наитию, которое уберегло их от всякого
заблуждения в выборе и оценке этих источников. Таким образом, народные
предания, включенные в Библию, нельзя ставить на один уровень с
мифологией, плодом фантазии народов.
Итак, перейдем к конкретным
вопросам: Откуда взялась жена у Каина? если, кроме его родителей, не
существует ни одного человека? Откуда взялась жена для Сифа и кто будет
жить в городе, основанном Каином? Ответ, наверное, наш слушатель уже
нашел сам: его нужно искать как раз в ключе всего вышесказанного.
Согласно священному тексту, Адам прожил долго и оставил после себя
множество сыновей и дочерей, об именах которых не сообщается. Когда
евреи рассказывали своим детям о сотворении мира и о священной истории,
то они должны были отвечать им на те же самые вопросы, какие ставит
сегодняшний читатель Библии. И ответ нужно искать в пятой главе Бытия:
«Вот родословие Адама: когда Бог сотворил человека, по подобию Божию
создал его, мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им
имя: человек, в день сотворения их. Адам жил сто тридцать лет и родил
сына
по подобию своему по образу своему, и нарек ему имя: Сиф. Дней Адама
по рождении им Сифа было восемьсот лет, и родил он сынов и дочерей. Всех
же дней жизни Адамовой было девятьсот тридцать лет; и он умер».
Перечитав еще раз эти фразы, мы не только находим ответ на наши вопросы о
количестве людей, но и больше ясности в том, что означает следствие
первородного греха, пряовляющееся в повреждении человеческой природы. А
также понимаем смысл обетования о спасении человечества, спасении
человека от повреждения его естества. Это обетование постепенно шло к
своему исполнению вместе с движением человечества к этому спасению,
вплоть до пришествия Иисуса Христа, Воскресение Которого стало залогом
для нашего преображения, преображения нашей человеческой природы.
Еще раз возвращаясь к способу чтения Священного Писания, приглашаем Вас
послушать нашу рубрику «Как читать Библию», которая выходит по четвергам
в это же время, а также напомним рекомендации, которым мы всегда должны
следовать, когда приобщаемся к чтению священных текстов. Их дает нам
Второй Ватиканский собор в догматической конституции «Dei Verbum»:
«Поскольку Бог говорил в Священном Писании через людей и по
человечеству, то истолкователь Священного Писания, дабы уяснить, что Бог
хотел нам сообщить, должен внимательно исследовать, что
священнописатели в действительности намеревались сказать и что Богу было
угодно открыть нам через их слова. Чтобы выяснить намерение
священнописателей, нужно, кроме всего прочего, принимать во внимание и
"литературный жанр". Действительно, истина излагается и выражается
по-разному и различными способами в текстах исторических, пророческих,
поэтических или в других "речевых жанрах". Поэтому нужно, чтобы
толкователь исследовал смысл, который священнописатель хотел выразить и
выразил в определённых обстоятельствах, соответственно условиям своего
времени и своей культуры, посредством употреблявшихся в его время
литературных жанров. Ведь для правильного понимания того, что
священнописатель хотел утверждать своим писанием, нужно обратить должное
внимание как на привычные, прирождённые способы восприятия, изъяснения и
повествования, бытовавшие во времена агиографа, так и на те, что в ту
эпоху повсеместно употреблялись в общении людей друг с другом. Но, так
как Священное Писание надлежит читать и толковать с помощью того же
Духа, под воздействием Которого оно было написано, для верного выяснения
смысла священных текстов нужно не менее усердно обращать внимание на
содержание и единство всего Писания, учитывая живое Предание всей Церкви
и согласие веры. Задача же экзегетов – согласно этим нормам
способствовать более глубокому пониманию и изложению смысла Священного
Писания, чтобы благодаря этому изучению, в некотором смысле
подготовительному, вызревало суждение Церкви. Ибо всё, что было сказано о
толковании Писания, в конечном счете подлежит суждению Церкви, которая
исполняет Божественное поручение и служение: хранить и толковать Слово
Божие».