ВОПРОС:
«Может ли Сатана читать наши мысли? Знает ли он, о чем мы
думаем? Я слышал разные мнения: что дьявол, в отличие от Бога, не имеет
доступа к нашим сокровенным мыслям. А в одной книге бывший сатанист
рассказывает, что он использовал дьявольскую власть, чтобы читать мысли
своих собеседников. Что говорит на эту тему католическое учение?»
ОТВЕТ:
Да, дьявол, в отличие от Бога, не имеет доступа к сокровенным мыслям
человека. В подтверждение этого можно привести выдержки из
святоотеческих текстов. Например, Дидим Александрийский, называемый
также Дидимом Слепым, -- христианский автор середины 3 столетия, --
писал в защиту Божественности Святого Духа следующие слова: «Если о Духе
Святом, подобно как об Отце и Сыне, проповедуется, что Он живет в душе и
внутреннем человеке, то не скажу неразумно, но нечестиво говорить, что
Он тварь. Знания, добрые качества, искусства, а также противоположные им
волнения, страсти и невежество могут жить в душах, но не как
субстанции, а как акциденции; а сотворенная природа и не может жить в
душе».
Мы уже предвидим возражение: а как же Иуда? В 13 главе
Евангелия от Иоанна говорится, что «вошел в него Сатана». Но здесь
Сатана вошел не своей субстанцией, что надлежит одному только Богу, а
лишь своим воздействием: своими вероломными советами, лукавым обманом.
Святой Фома Аквинский ссылается на Дидима Слепого и утверждает, что
один Бог и только Он имеет власть проникать в сущность души.
Самое
большее, что может сделать Сатана при попущении Бога, -- это овладеть
телом человека, но ни в коем случае не душой, где пребывают наши мысли и
привязанности.
Как же тогда понимать слова процитированного автором
бывшего сатаниста, который «использовал дьявольскую власть, чтобы
читать мысли своих собеседников»? Дело в том, что не мысли, а дела наши
могут быть видимы для дьявола. И в этих делах он может угадать мысль. В
наших действиях дьявол может узреть наши намерения, наши мысли. В этом
смысле бывшая жертва сатанистской секты права.
Но, повторяем, наши
мысли не могут быть непосредственно видимы дьяволу. Он не во власти
проникать в сокровенные мысли и в нашу совесть. Там, в этой святыне, мы
пребываем один на один с Богом, как подтверждает и учительство Второго
Ватиканского собора: «Совесть — самое потаённое ядро человека, его
святая святых, где он остаётся наедине с Богом, Чей голос звучит во
глубине его души».