В сегодняшнее, 25-е рядовое воскресенье литургические чтения предлагают к нашему размышлению тему богатства, в частности, изложенную в читаемой сегодня притче о неверном управителе, приведенной в Евангелии от Луки (16, 1-13). В этой притче повествуется об одном неверном управителе, который, как только сознаёт, что его будущее подвержено опасности, хитро обращает в свою пользу трудную ситуацию, в которой он находится. В самом деле, на него было донесено его господину, что он расточает его имение. Святой Лука отмечает, что этот управитель поступил «догадливо». Прослушаем эту евангельскую притчу: «Сказал же и к ученикам Своим: один человек был богат, и имел управителя, на которого донесено было ему, что расточает имение его. И, призвав его, сказал ему: «что это я слышу о тебе? Дай отчет в управлении твоем: ибо ты не можешь более управлять». Тогда управитель сказал сам в себе: «что мне делать? Господин мой отнимает у меня управление домом: копать не могу, просить стыжусь. Знаю, что сделать, чтобы приняли меня в дома свои, когда отставлен буду от управления домом». И, призвав должников господина своего, каждого порознь, сказал первому: сколько ты должен господину моему?». Он сказал: «сто мер масла». И сказал ему: «возьми твою расписку, и садись скорее и напиши: пятьдесят». Потом другому сказал: «а ты, сколько должен?». Он отвечал: «сто мер пшеницы». И сказал ему: «возьми твою расписку и напиши: восемьдесят». И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде. И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители. Верный в малом и во многом верен; а неверный в малом неверен и во многом. Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное? И если в чужом не были верны, то кто даст вам ваше? Никакой слуга не может служить двум господам, ибо, или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом не радеть. Не можете служить Богу и маммоне».
Ясно, что Иисус не хвалит здесь обман, совершенный управителем, но Он одобряет его находчивость и его предусмотрительность, типичные для светских людей (т.е. евангельских сынов тьмы). В то же время Иисус упрекает за нерешительность и нерадивость последователей Евангелия (т.е. сынов света). В самом деле, не должен ли был бы христианин, как вчера, так и сегодня, поступать с такой предусмотрительностью, которая позволила бы ему так или иначе войти в Царствие Божие, в Царствие Самого Иисуса Христа? В таком случае, почему верующие часто оказываются столь вялыми и нерадивыми?
Прежде чем приступить к размышлению о евангельском тексте, прослушаем сегодняшнее первое литургическое чтение из Книги Пророка Амоса (8, 4-7), содержащее порицание корыстолюбия. Пророк провозглашает: «Выслушайте это, алчущие поглотить бедных и погубить нищих, вы, которые говорите: «когда-то пройдет новолуние, чтобы нам продавать хлеб, и суббота, чтобы открыть житницы, уменьшить меру, увеличить цену сикля и обманывать неверными весами; чтобы покупать неимущих за серебро и бедных за пару обуви, а высевки из хлеба продавать». Клялся Господь славою Иакова: поистине вовеки не забуду ни одного из дел их!». Действительно, корыстолюбие причиняет большое зло и весьма карается Господом, Который желает благополучия и спасения всем людям, как утверждает святой Апостол Павел в читаемом сегодня отрывке из Первого Послания к Тимофею (2. 1-8). Прослушаем слова Апостола: «Итак, прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодеяния за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте; ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему, Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины. Ибо един Бог, един и Посредник между Богом и человеками, Человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех. Таково было в свое время свидетельство, для которого я поставлен проповедником и Апостолом – истину говорю во Христе, не лгу, - учителем язычников в вере и истине. Итак, желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения».
--------------------------
В сегодняшней притче о неверном управителе Иисус открывает нам Свою особую харизму, Свое Божественное воззрение на жизнь. Более того, в самой жизни Иисуса Бог неизменно, осязаемо и действенно присутствует. Итак, можно сказать, что эта притча не только поэтична, не только указывает на присутствие Божие, но и воссоздает само место явления Бога в мире. В этой притче, как и во всех остальных притчах, Иисус хочет пробудить нашу совесть, побудить нас к размышлению и проверке самих себя. Итак, Иисус предлагает нам в качестве примера этого управителя не столько за его нечестность, сколько за его находчивость. Иными словами, Иисус указывает нам, что «сыны света» должны научиться быть столь же догадливыми для стяжании Царствия Божия. Но это еще не всё. Мы видим, что управитель ясно сознаёт свою вину. И что же он делает? Он использует свою вину, так сказать, «творческим» образом. Управитель признаёт, что он неспособен к тяжелому труду и, одновременно, стыдится просить милостыню. У него остается лишь один выход: прибегнуть к обману. Дело ему удается, он выходит победителем и получает даже похвалу.
Не только этот управитель, но и все мы бываем виноваты перед Богом и перед ближними. В таком случае нам следует каяться и примиряться. Однако мы должны также задуматься о том, каково наше отношение к своей вине и какова наша реакция на нее. Если наша вина всегда оказывается только причиной стыда, то мы будем жить с постоянным чувством презрения и недоверия к самим себе. Но жить так – невозможно и весьма не здраво в духовном смысле.
Второй реакцией может оказаться неистовое желание искоренить из себя всякое зло, буквально исполняя заповеди Божии и избирая наиболее безопасный образ жизни. Но и этот путь оказывается ошибочным, потому что он может привести к суровости, к непреклонности и даже к жестокости, что, несомненно, чуждо Евангелию. Исходя из этой притчи, мы видим, что вина может оказаться также благоприятным случаем для установления новых отношений с другими. Каким образом? А именно следующим: сознание того, что все мы грешники, должно побуждать нас относиться друг к другу с тем же милосердием, какое Бог проявляет к нам. Сознание нашей общей грешности должно побуждать нас обращаться друг с другом с большим уважением, пониманием и терпимостью; разделять с братьями их душевные и физические немощи, не судя и не осуждая никого, подобно тому, как поступает с нами Господь. В таком смысле наша вина может превратиться в благодатную возможность для духовного возрастания.
----------------
Вслед за притчей о неверном управителе Иисус говорит о том, как следует использовать богатство. Господь не утверждает, что богатство само по себе представляет собою нечто отрицательное, ибо всякое благо исходит от Бога. Опасность заключается в том, как человек использует это богатство. Мы можем осмотрительно и мудро относиться к нему или же поступать неразумно и эгоистически. И тут Иисус произносит такие провокационные слова: «Приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители». Почему Иисус упоминает здесь о «неправедном» богатстве? А потому, что богатство очень часто бывает плодом несправедливости и, более того, оно может ослепить нас. Наряду с этим богатство бывает несправедливым потому, что оно, по сути дела, обманывает человека. В самом деле, богатство обещает, но не исполняет обещанного; оно побуждает нас строить иллюзии, мечтать, но не дает никакой гарантии в том, что касается осуществления наших желаний. Итак, предусмотрительность и разумность в использовании богатства позволяют нам избегать мучительного обмана. В более положительном смысле можно сказать, что необходимо использовать богатство для приобретения друзей, т.е. для оказания помощи бедным, которые суть друзья Божии. Собирающий блага только для себя глубоко обманывается, думая, что эти блага принадлежат только ему, и приходит к заключению, что его жизнь оценивается тем, что у него есть, а не тем, что его жизнь представляет сама по себе. Тогда человек этот погружается в самый трагический обман, в глубокую тьму, не позволяющую ему видеть самого себя и других людей. Это – полное ослепление, потому, что не видящий лица брата своего не может видеть и лица Божия. Этот великий обман побуждает человека думать, что его счастье зависит от богатства и что его достоинство заключается в наибольшем обладании им. Возблагодарим Господа, что Он освободил нас от такого бреда!
Итак, завершим наше размышление о богатстве поющимся сегодня Псалмом 112 (1-2 и 4-8): «Хвалите, рабы Господни, хвалите имя Господне! Да будет имя Господне благословенно отныне и вовек. Высок над всеми народами Господь; над небесами слава Его. Кто – как Господь, Бог наш, Который обитая на высоте, приклоняется, чтобы призирать на небо и на землю; из праха поднимает бедного, из брения возвышает нищего, чтобы посадить его с князьями, с князьями народа его». Аминь.