Андрей является младшим братом Симона, называемого Петром (Мк 1,16), и сыном Ионы, или Иоанна (Мф 16,17; Ин 1,42). Он родился в Вифсаиде, вместе со своим отцом и братом был рыбаком. Андрей, ученик Иоанна Крестителя, был поражен милостью Божьего призыва, когда их учитель, крестив в водах Иордана, признал в Иисусе из Назарета «Агнца Божия, берущего на Себя грех мира». Тогда он последовал за Спасителем и с тех пор оставался всегда рядом с Ним. Андрей был распят в Патрах: подвешенный веревками вниз головой, согласно преданию, на кресте в форме X, названного затем "Андреевским крестом". Особенно почитается в греческой Церкви. Поэтому помолимся прежде всего о единстве между Церковью Рима и Церковью Константинополя. Это единство будет возможно, если все христиане обновят себя в вере, надежде и любви к Тому, Кто их объединяет: ко Христу. Этот праздник побуждает нас осознать наше христианское призвание и просить о милости, чтобы ответить на него в полной мере, приняв слово Божие в глубины сердца, желая на самом деле привести наших братьев к Иисусу и проявляя смелость перед любым испытанием.
ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ Ис 49, 1-6
Слушайте Меня, острова, и внимайте, народы дальние: Господь призвал Меня от чрева, от утробы матери Моей называл имя Моё. И соделал уста Мои как острый меч; тенью руки Своей покрывал Меня, и соделал Меня стрелою изострённою; в колчане Своём хранил Меня. И сказал Мне: Ты раб Мой, Израиль, в Тебе Я прославлюсь. А Я сказал: напрасно Я трудился, ни на что и тщетно истощал силу Свою. Но Моё право у Господа, и награда Моя у Бога Моего. И ныне говорит Господь, образовавший Меня от чрева в раба Себе, чтобы обратить к Нему Иакова и чтобы Израиль собрался к Нему; Я почтён в очах Господа, и Бог Мой — сила Моя. И Он сказал: мало того, что Ты будешь рабом Моим для восстановления колен Иаковлевых и для возвращения остатков Израиля; но Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Моё простёрлось до концов земли.
Толкование
Существует очень тесная связь между верой и провозглашением Слова. Вера – это на самом деле гораздо больше, чем иметь некоторое убеждение о Боге: это сильная и глубокая связь с Господом, которую можно осуществить только тогда, когда мы решим действительно узнать, Кто Он и что означает Его присутствие в нашей жизни. Однако для того, чтобы сделать это, важно принять Его слово, которое дает нам действительно узнать Его. Вот почему проповедь настолько важна в церковной жизни. Независимо от навыков или способностей проповедников, именно провозглашение и слушание этого слова рождает веру и дает ей возрасти до зрелости. Это избавляет нас от риска сотворить себе бога по нашему образу и подобию, который становится немым и бесплодным идолом в нашей жизни.
ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ Рим 10, 9-18
Если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мёртвых, то спасёшься, потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению. Ибо Писание говорит: «всякий, верующий в Него, не постыдится». Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его. Ибо «всякий, кто призовёт имя Господне, спасётся». Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего? И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: «как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!» Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: «Господи! кто поверил слышанному от нас?» Итак, вера от слышания, а слышание от слова Божия. Но спрашиваю: разве они не слыхали? Напротив, «по всей земле прошёл голос их, и до пределов вселенной слова их».
Толкование
Ты веруешь в Иисуса, но твоя вера – от слова и учения апостолов, которые на заре Церкви возвещали то, чему они стали свидетелями. Этот способ передачи их слова имеет особое название: апостольское предание. С помощью этого выражения мы ссылаемся на содержание веры, которое Церковь хранит живым и проповедует во всем мире. Из-за этой апостольской традиции миссионеры отправлялись в самые отдаленные уголки земли, а мученики отдавали свою жизнь. Мы тоже являемся частью этого апостольского предания: через наше слово и особенно через наш пример слова апостолов все еще живы и действенны.
ЕВАНГЕЛИЕ Мф 4, 18-22
Проходя близ моря Галилейского, Иисус увидел двух братьев, Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море; ибо они были рыболовы. И говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним. Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их. И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним.
Толкование
Евангельское повествование торжественно, и слова его очень точно подобраны евангелистом. Они описывают тайну Бога, Который в Иисусе Христе избирает - кого хочет и как хочет - для Своих замыслов любви. Андрей и его друзья, привыкшие к суровым реалиям повседневной жизни, доверяют этому неизвестному Учителю, Который обещает им, что они будут продолжать свое ремесло, хотя и по-другому. Они останутся ловцами, но будут ловить не рыбу, а людей. И хотя в тот момент они не понимают, к чему призывает их Бог, они отвечают Ему «да», и на этом «да» Бог построил общину верующих. Именно благодаря им мы можем сегодня слушать слова Иисуса и наслаждаться ими.
Источник: Радио Ватикана
|