ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ
Я царь великий, говорит Господь Саваоф, и имя Моё
страшно у народов. Итак для вас, священники, эта заповедь: если вы не
послушаетесь и если не примете к сердцу, чтобы воздавать славу имени
Моему, говорит Господь Саваоф, то Я пошлю на вас проклятие. Но вы
уклонились от пути сего, для многих послужили соблазном в законе,
разрушили завет Левия, говорит Господь Саваоф. За то и Я сделаю вас
презренными и униженными перед всем народом, так как вы не соблюдаете
путей Моих, лицеприятствуете в делах закона. Не один ли у всех нас Отец?
Не один ли Бог сотворил нас? Почему же мы вероломно поступаем друг
против друга, нарушая тем завет отцов наших? (Мал 1, 14b — 2, 2b. 8-10)
Толкование
Самое
большое проклятие, которое может для нас быть – это закрыть свое сердце
для слова Божия. Но это проклятие становится еще более тяжким, если это
слово не слушают священнослужители, то есть, те, кто был избран и
призван именно для этого. Во времена пророка Малахии священнослужители
не исполняли своего долга; но эти суровые слова обращены и к
священнослужителям нашего времени. Как могут они проповедовать другим
слово, которое им самим трудно слушать и еще больше – жить им? С другой
стороны, ты можешь сделать очень много, потому что своими молитвами о
священниках можешь помочь им; они нуждаются не в нашем обсуждении и
осуждении, но в поддержке молитвой и в нашей близости. Только так они
смогут снова стать образом Иисуса.
ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ
Братья: Мы
были тихи среди вас, подобно как кормилица нежно обходится с детьми
своими. Так мы, из усердия к вам, восхотели передать вам не только
благовестие Божие, но и души наши, потому что вы стали нам любезны. Ибо
вы помните, братия, труд наш и изнурение: ночью и днём работая, чтобы не
отяготить кого из вас, мы проповедовали у вас благовестие Божие. Посему
и мы непрестанно благодарим Бога, что, приняв от нас слышанное слово
Божие, вы приняли не как слово человеческое, но как слово Божие, —
каково оно есть по истине, — которое и действует в вас, верующих. (1 Фес
2, 7b-9. 13)
Толкование
Павел объясняет нам великую
истину: слово Божие можно проповедовать множеством способов. Можно
благовествовать через проповедь и катехизические наставления, и можно
благовествовать любовью и сердечным расположением, которые изливают на
своих учеников апостолы. Эта любовь не имеет в себе ничего
сентиментального: скорее речь идет о том, чтобы разделять жизнь людей в
ее самых практических аспектах, чтобы дать им почувствовать, через
присутствие апостолов, Самого Иисуса. Поэтому ты тоже можешь
проповедовать любовью: искреннее внимание к человеку является весьма
действенной формой евангелизации, доступной даже тем из нас, кто не
умеет «красиво» говорить. Через нее любовь Иисуса может войти в сердце
тех, кто ищет Господа, и с твоей помощью они могут действительно
встретить Его.
ЕВАНГЕЛИЕ
В то время: Иисус начал говорить
народу и ученикам Своим, и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и
фарисеи. Итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте;
по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают. Связывают
бремена тяжёлые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям; а сами не
хотят и перстом двинуть их. Все же дела свои делают с тем, чтобы видели
их люди; расширяют хранилища свои и увеличивают края одежд своих; также
любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах и
приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: «учитель!
учитель!» А вы не называйтесь учителями: ибо один у вас Учитель —
Христос; все же вы братья. И отцом себе не называйте никого на земле:
ибо один у вас Отец, Который на небесах. И не называйтесь наставниками:
ибо один у вас Наставник — Христос. Больший из вас да будет вам слуга.
Ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет; а кто унижает себя, тот
возвысится. (Мф 23, 1-12)
Толкование
Поскольку фарисеи
утратили истинный смысл отношений с Богом, их жизнь превратилась в
простую демонстрацию власти и превозношения по отношению к другим. Но
Иисус обличает такое поведение, указывая Своим слушателям, что духовная
жизнь фарисеев является фикцией, и на неё ни в коем случае нельзя
ориентироваться. Следует отметить, что Господь не говорит, что их учение
нужно отвергнуть: вся проблема заключается в их непоследовательности по
отношению к тому, что они проповедуют; поэтому каждый из нас должен
понять: в христианской жизни важно меньше говорить и больше делать.
Людей, разглагольствующих о христианских истинах и нравственности, и так
слишком много; но кто из них затем делом исполняет слово Божие?