Дорогие братья и сестры, здравствуйте!
Евангелие этого воскресенья представляет нам Иисуса, отвечающего на вопросы саддукеев, которые отрицали воскресение. Именно на эту тему они задали вопрос Иисусу, чтобы поставить Его в трудное положение и высмеять веру в воскресение мертвых. Они начинают с воображаемого случая: "У одной женщины было семь мужей, умерших один за другим”, и спрашивают Иисуса: "Чьей женой будет эта женщина после того, как воскреснет?”. Всегда кроткий и терпеливый Иисус прежде всего отвечает, что жизнь после смерти имеет иные параметры, чем земная. Жизнь вечная – это другая жизнь, в другом измерении, где, среди прочего, не будет больше брака, связанного с нашим существованием в этом мире. Воскресшие – говорит Иисус – будут подобны ангелам, и будут жить в ином состоянии, которое мы сейчас не можем ощутить и даже представить. Так объясняет Иисус.
Но затем Иисус, так сказать, переходит в наступление. И делает это, цитируя Священное Писание, с такой простотой и оригинальностью, которые вызывают в нас восхищение нашим Учителем, – нашим уникальным Учителем! Доказательство воскресения Иисус находит в эпизоде Моисея и неопалимой купины (ср. Исх 3,1-6), там, где Бог являет Себя как Бог Авраама, Исаака и Иакова. Имя Бога связано с именами мужчин и женщин, с которыми Он связывает Себя, и эта связь сильнее смерти. И мы можем сказать то же самое о связях Бога с нами, с каждым из нас: Он – наш Бог! Он – Бог каждого из нас! Это все равно что Он носил бы наше имя. Ему нравится подчеркивать это, – это и есть завет. Вот почему Иисус утверждает: «Бог же не есть Бог мёртвых, но живых. Ибо у Него все живы» (Лк 20,38). И окончательной связью, главным заветом является завет с Иисусом: Он Сам есть Завет, Он Сам есть Жизнь и Воскресение, потому что Своей распятой любовью Он победил смерть. Бог в Иисусе дарит нам вечную жизнь, дарит ее всем, и все благодаря Ему имеют надежду на еще более реальную жизнь, чем эта. Жизнь, которую готовит для нас Бог, не просто лучше и красивее, чем нынешняя: она превышает наше воображение, потому что Бог изумляет нас постоянно Своей любовью и милостью.
Поэтому то, что произойдет, абсолютно противоположно тому, что ожидали саддукеи. Не эта, земная жизнь является ориентиром для вечности, для другой жизни, ожидающей нас, но вечность – другая жизнь – освещает и дает надежду земной жизни каждого из нас! Если смотреть с точки зрения человека, то наша жизнь – это путь к смерти. Так мы видим. Но это только если смотреть человеческими глазами. Иисус переворачивает эту перспективу и утверждает, что наше паломничество проходит от смерти к жизни: к полноценной жизни! Мы находимся в пути, в паломничестве к полной жизни, и она освещает наш путь! Следовательно, смерть остается позади, за плечами, а не перед нами. Перед нами находится Бог живых, Бог завета, Бог, Который носит мое имя, наше имя, как Он сказал: "Я Бог Авраама, Исаака, Иакова”, а также Бог с моим, с твоим, с нашим именем. Бог живых! … Это окончательное поражение греха и смерти, начало нового времени радости и света без конца. Но еще на этой земле, в молитве, в Таинствах, в братстве мы встречаемся с Иисусом и Его любовью, и таким образом можем предвкусить нечто от этой воскресшей жизни. Переживаемый нами опыт Его любви и верности разжигает огонь в нашем сердце и наша вера в воскресение становится крепче. В самом деле, если Бог верен и любит, Он не может быть таким на ограниченное время: верность вечна, она не может измениться. Любовь Бога вечна, она не может измениться, она не дается на ограниченное время! Она навсегда, чтобы мы шли вперед путем веры! Бог верен навсегда, и Он ждет каждого из нас, сопровождает каждого из нас с этой вечной верностью, согласно Его времени, которое является вечным.