В с 27-е рядовое воскресенье Церковь продолжит чтение 21-ой
главы Евангелия от Матфея. Сегодня мы прослушаем объяснения стихов с 33
по 43. Рассказанный эпизод наводит тревогу, если не настоящий страх.
Хотя страх не всегда вреден. Порой он помогает нам не делать глупости. А
Святой Хосемария Эскрива де Балагер вообще говорил, что вера начинается
с момента страха. И испугаться можно чего угодно: прожить всю жизнь, не
познав счастья, упустить рай, растранжирить годы, гоняясь за миражами.
Это Евангелие как раз и старается разбудить нас. Оно повествует о
человеке, который посадил виноградник и дал его в наём крестьянам,
виноградарям, снабдив их всеми необходимыми инструментами для заботы о
земле и растениях. Эти крестьяне получили в дар возможность обрабатывать
виноградник. И в один прекрасный день наступает момент пожинать плоды
их труда. Когда пришло время, хозяин послал своих слуг взять плоды. Но
виноградари жестоко расправились со слугами. Они поступили точно также с
новыми посланными и, под конец, не пощадили даже сына своего хозяина.
Вместо того, чтобы признать в посланном человеке представителя своего
хозяина, то есть, практически, самого хозяина, они убивают его, наивно
полагая, что таким образом завладеют наследством.
Читателю не
трудно понять, что Иисус, рассказывая притчу фарисеям, имеет в виду
именно фарисеев. Почему же этого они сами не видят? Почему МЫ не всегда
видим наши ошибки с той же ясностью, с какой замечаем ошибки других?
Зададимся таким вопросом: Бог имеет право требовать от нас плодов? Есть
ли у Него право требовать от нас плодов тогда, когда это Ему угодно? И
если мы посмотрим на историю хозяина и виноградарей, то нам всё ясно, и
мы принимаем сторону хозяина. Но кто сказал, что наши отношения с Богом –
иного характера? Кто сказал, что Бог не может, в свое время, требовать
от нас плодов нашей жизни. Мы родились с набором инструментов, талантов,
способностей, которыми нас наградил Господь для того, чтобы мы
возделывали его виноградник и приносили плоды. Например, все крещеные
получили в дар Святые Таинства, Слово Божье, христианскую общину, учение
Папы и епископов. Это не просто инструменты, это самое настоящее
сокровище. Но мы рискуем начать думать, что всё это – наша
собственность. Как это сделали виноградари, которым в один прекрасный
момент пришла в голову мысль, что им вовсе не обязательно считаться с
хозяином владений. Что весь виноградник принадлежит им.
Один
священник рассказал мне о человеке, которого он подготавливал к крещению
во взрослом возрасте. Этот человек, назовем его Михаил, поделился своим
опытом обращения. Пока он был атеистом, то постоянно спрашивал себя, в
чем смысл жизни. И однажды, слушая христиан, он понял, что всё обстоит
противоположным образом. Это жизнь спрашивала с него смысла его
существования. Жизнь каждый день задавала ему вопросы, на которые он не
находил ответа. И только когда Михаил признал, что у жизни есть Хозяин, и
что сам Михаил – работник у этого Хозяина, тогда и его жизнь приобрела
смысл.
Если мы ведем себя, как владельцы нашей жизни, то подобный
взгляд на вещи помешает нам принести те плоды, на которые мы способны.
Подумайте над тем, что происходит, когда человек относится к своему
телу, как к своей собственности: отсюда – неупорядоченные сексуальные
связи, аборты, алкоголизм, да и просто отсутствие заботы о собственном
теле, о здоровье. Не правда, что мое тело – это моя собственность, и я
могу с ним делать, что захочу. Не правда, что мое существование, мое
время – моя собственность. Всё это дано нам в распоряжение, чтобы мы
принесли плоды, каждый согласно данным ему инструментам.
Если мы
рождены, чтобы любить, наша жизнь, наше время, наши силы принадлежат нам
только тогда, когда мы их даруем другим. Нет большей радости, чем
даровать собственную жизнь другим. Использование нашего существования
для того, чтобы построить самим себе уютную норку, в которой над нами не
будет хозяина, никогда не сделает нас счастливыми. Наоборот, открыть,
что наша жизни принадлежит Другому, что этот Другой не позволяет нам
засиживаться в темном углу, помогает нам вырасти, достичь зрелости,
стать матерью, отцом, братом, сестрой. Мы также можем открыть для себя,
что этот Другой, этот Хозяин, способен даровать нам жизнь. А когда
необходимо, Он неоднократно посылает к нам своих слуг, чтобы напомнить о
том, что мы не одни, чтобы мы очнулись от нашего одинокого забытья.
В твоей жене, в твоем муже находится Христос, который требует от тебя:
«Дай мне плоды твоей жизни, твоей веры!». В твоем ребенке – тоже
присутствует Христос, который требует от тебя плоды.
Мы живем
по-настоящему, когда даруем себя другим. Мы родились от любви наших
родителей. Но это – во вторую очередь. В первую – от Любви Бога. Поэтому
в нашей натуре – отвечать любовью на эту Любовь. Хозяин поручил свой
виноградник работникам. Так и Бог поручил нам нашу жизнь, чтобы она
принесла свои плоды. И не стоит унывать. Если мы до сегодняшнего дня
иначе воспринимали наше существование, его можно изменить сегодня, и из
алчного виноградаря превратиться в верного слугу. Необходимо отказаться
от эгоцентризма, от принадлежности к поколению отступников, которое
отказалось от христианства только для того, чтобы завладеть своей жизнью
и распоряжаться ею по своему усмотрению.
Необходимо, чтобы на
винограднике работал крестьянин нового типа, верный слуга своего
Господина. И этот человек нового типа живет в каждом из нас. Это
благородный человек, который знает, что он обязан отвечать перед жизнью,
человек ответственный, то есть тот, который способен нести ответ за
свои действия.
Каждый из нас способен принести какой-либо плод,
потому что каждому из нас были даны только для него характерные
инструменты. В этом проявляется индивидуальность человека. И плоды мы
можем приносить даже на смертном одре, поэтому совершенно не обязательно
иметь какие-то особенные таланты.
В каждый момент нашей жизни
можно ответить «да» на призыв Бога и принести ему тот плод, даже самый
незначительный, на который мы способны.