Верую в отпущение грехов.
Власть ключей.Дорогие братья и сестры, здравствуйте,
В прошлую среду я говорил об отпущении грехов, связанном с Крещением. Сегодня мы продолжим тему отпущения грехов, но уже в связи с так называемой "властью ключей”, которая является библейским символом миссии, которую Иисус дал Апостолам.
Прежде всего мы должны вспомнить о том, что главным действующим лицом отпущения грехов является Святой Дух. В Его первом явлении Апостолам, в иерусалимской Горнице, как мы слышали, воскресший Иисус дунул на них, говоря: «примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин 20,22-23). Иисус, преображенный в Своем теле, отныне есть новый Человек, Который предлагает пасхальные дары, – плод Своей смерти и воскресения. И каковы же эти дары? Мир, радость, отпущение грехов, миссия; но прежде всего Он дарит Святого Духа, Который является источником всего этого. Дуновение Иисуса, сопровождаемое словами, которыми Он сообщает Духа, обозначает передачу жизни, – новой жизни, – возрожденной из прощения.
Но перед тем, как дунуть и даровать Духа, Иисус показывает Свои раны на руках и в боку: эти раны представляют собой цену нашего спасения. Святой Дух несет нам прощение Бога, "проходя через” раны Иисуса, – через эти раны, которые Он пожелал сохранить. Также и в эту минуту, на небе, Он показывает Отцу раны, которыми Он искупил нас. Именно из-за этих ран прощаются наши грехи. Таким образом, Иисус отдал Свою жизнь ради нашего мира, ради нашей радости, ради благодати в нашей душе, ради того, чтобы наши грехи были прощены. И это прекрасно – смотреть на Иисуса именно так!
Перейдем ко второму элементу: Иисус дает Апостолам власть прощать грехи. Трудно понять, как человек может прощать грехи, но Иисус дает такую власть. Церковь является хранительницей власти ключей, власти открывать или закрывать доступ к прощению. Бог прощает каждого человека в Своей высшей милости, но Он Сам пожелал, чтобы те, кто принадлежит ко Христу и к Церкви, получали прощение через служителей Общины. Милость Божья достигает нас, наши грехи прощаются и нам даруется Его радость именно через апостольское служение. Таким способом Иисус призывает нас жить примирением также в церковном, общинном измерении. И это прекрасно. Церковь, которая является святой и одновременно нуждающейся в покаянии, сопровождает наш путь обращения на протяжении всей жизни. Церковь является не госпожой власти ключей, а служанкой в служении милосердия, и радуется всякий раз, когда она может предложить этот божественный дар.
Многие люди, возможно, не понимают церковного измерения прощения, поскольку постоянно доминирует индивидуализм, субъективизм, и даже мы, христиане, ощущаем это. Конечно, Бог прощает каждого раскаявшегося грешника, персонально, но христианин связан с Христом, а Христос связан с Церковью. Для нас, христиан, есть еще один дар, есть еще одно обязательство: смиренно принять необходимость проходить через церковное служение. И мы должны ценить его! Это дар, а также забота, защита, и даже уверенность в том, что Бог меня простил. Я иду к брату священнику и говорю: «Отче, я согрешил…». И он отвечает: «Я прощаю тебя; Бог тебя прощает». Я уверен в тот момент, что Бог меня простил! И это прекрасно! Это значит быть уверенным в том, что Бог всегда прощает нас! Он никогда не устает прощать! И мы не должны уставать идти и просить прощения. Можно стыдиться рассказывать о своих грехах, но наши мамы и бабушки говорили, что лучше один раз покраснеть, чем все время ходить с зеленым лицом. Придется покраснеть всего один раз, Он прощает нам грехи, и мы идем вперед.
Наконец, последний пункт: священник – инструмент для прощения грехов. Прощение, которое Бог дает нам в Церкви, передается через служение нашего брата, священника; он тоже – человек, который как мы нуждается в милосердии, становится поистине орудием милосердия, даря нам безграничную любовь Бога Отца. Также и священники должны исповедоваться, также и епископы: мы все являемся грешниками. Папа тоже исповедуется каждые пятнадцать дней, потому что Папа тоже грешник! И исповедник слушает, что я ему говорю, дает мне совет и прощает меня, потому что все мы нуждаемся в этом прощении. Иногда случается слышать, как кто-то утверждает, что исповедуется напрямую Богу …. Да, как я уже говорил, Бог слушает тебя всегда, но в таинстве Примирения Он посылает брата принести тебе прощение, уверенность в прощении, от имени Церкви.
Служение, которое священник несет как служитель от имени Бога, чтобы прощать грехи, является очень деликатным и требует, чтобы его сердце было в мире, – чтобы сердце священника было в мире; чтобы он не относился плохо к верным, чтобы был кротким, благожелательным и милосердным; чтобы он умел сеять надежду в сердцах и, – прежде всего, – чтобы он осознавал, что брат или сестра, приступающие к таинству Примирения, ищут прощения, и делают это так, как делали приближавшиеся к Иисусу люди, чтобы Он исцелил их. Священнику, не обладающему таким расположением духа, лучше, пока он не исправится, не уделять этого Таинства. Кающиеся верные имеют право – все верные имеют это право – обрести в священниках служителей Божьего прощения.
Дорогие братья, осознаём ли мы, как члены Церкви, этот дар, который предлагает нам Сам Бог? Ощущаем ли мы радость этой заботы, этого материнского внимания, которое оказывает нам Церковь? Умеем ли мы ее ценить с простотой и усердием? Не будем забывать о том, что Бог никогда не устает прощать нас; через служение священника Он заключает нас в новое объятие, которое возрождает нас и дает нам возможность подняться и возобновить путь. Потому что это и есть наша жизнь: постоянно подниматься и возобновлять путь.