1. «Горе беспечным на Сионе и надеющимся на гору Самарийскую, лежащим на ложах из слоновой кости» (ср. Амос 6,1.4), – они едят, пьют, поют, развлекаются и им нет дела до проблем других людей.
Слова пророка Амоса суровы, но они предостерегают нас от опасности, которая грозит всем нам. Что обличает этот посланник Божий, на что он указывает своим современникам, а также нам? На опасность, что главным для нас будет удобно устроиться в жизни, стать по сути и в своем сердце мирскими, поставить во главу угла наше благополучие. Это опыт богача из Евангелия, который облачался в роскошные одежды и каждый день давал обильные пиры: для него было важным это. А нищий, лежащий у его дверей и не имеющий ничего, чтобы утолить голод? Ему до него не было дела, это его не касалось. Если вещи, деньги, мирской подход к жизни становятся центром жизни, то уже они хватают нас и обладают нами, и мы перестаем быть людьми: богач из Евангелия не имеет имени, он просто "богач”. Его лицом являются вещи, его имущество, другого лица у него нет.
Но давайте попробуем поразмышлять об этом: как такое может происходить? Как некоторые люди, возможно, включая и нас, становятся эгоцентричными, полагаются на материальные вещи, которые в итоге лишают нас лица, нашего человеческого лица? Это происходит, когда мы утрачиваем память о Боге. Если нет памяти о Боге, все банально сводится к «я», к личному благополучию. Жизнь, мир, другие люди, взаимное прощение больше ничего не значат, все сводится к одному единственному измерению: к обладанию. Если мы теряем память о Боге, то мы сами тоже теряем свою суть, опустошаем себя, теряем наше лицо, как богач из Евангелия! Кто бежит за пустотой, сам становится ничтожеством, – говорит другой великий пророк, Иеремия (ср. Иер 2,5). Мы сотворены по образу и подобию Божию, а не вещей, не идолов!
2. Глядя на вас, я спрашиваю себя: кто такой катехизатор? Это тот, кто хранит и питает память о Боге; он хранит ее в себе и умеет пробуждать в других. Это прекрасно: хранить память о Боге, как Дева Мария, Которая, видя чудеса Божьи в Своей жизни, не думает о чести, о почете, о богатствах, не замыкается в Себе. Напротив: приняв весть Ангела и зачав Сына Божия, что Она делает? Она отправляется к пожилой родственнице Елисавете, беременной так же, как и Она, чтобы помочь ей; и, встретившись с ней, Мария первым делом вспоминает о деянии Бога, о верности Бога в Её жизни, в истории Её народа, в нашей истории: «величит душа Моя Господа… что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды» (Лк 1,46.48.50).
В этой песне Марии есть также память о Ее личной истории, об истории Бога с Ней, Ее опыт веры. Так же и для каждого из нас, для каждого христианина: вера содержит именно память об истории Бога с нами, память о встрече с Богом, Который идет к нам первым, Который сотворяет и спасает, Который преобразует нас; вера – это память о Его Слове, согревающем сердце, о Его спасительных деяниях, через которые Он дарит нам жизнь, очищает, исцеляет, питает нас. Катехизатор – это христианин, ставящий эту память на службу благовестию; не для того, чтобы показать себя, не для того, чтобы заставить говорить о себе, но чтобы говорить о Боге, о Его любви, о Его верности.
Св. Павел советует своему ученику и соработнику Тимофею прежде всего помнить «Иисуса Христа … воскресшего из мертвых, по благовествованию моему, за которое я страдаю» (ср. 2 Тим 2,8-9). Апостол имеет право говорит это, потому что он сам помнил о Христе, Который позвал его, когда он был гонителем христиан, – Господь прикоснулся к нему и изменил Своею Благодатью.
Таким образом, катехизатор – это христианин, который несет в себе память о Боге, руководствуется этой памятью о Боге во всем, что делает в жизни, и умеет пробуждать ее в сердцах других. Это трудно! Это затрагивает все стороны его жизни! Чем является сам катехизис, если не памятью о Боге, памятью о Его деяниях в истории, о том, что Он был нам близок во Христе, присутствующим в Своем Слове, в Таинствах, в Своей Церкви, в Своей любви? Дорогие катехизаторы, хочу спросить вас: являемся ли мы памятью Бога? Являемся ли мы действительно часовыми, которые пробуждают в других память о Боге, Который согревает сердца?
3. «Горе беспечным на Сионе». Каким путем нужно идти, чтобы не стать "беспечными” людьми, которые полагаются на себя и на свое имущество, но стать мужчинами и женщинами, хранящими память о Боге? Во втором чтении, обращаясь к тому же Тимофею, св. Павел дает несколько указаний, которые могут быть полезными для пути катехизатора, нашего пути: преуспевать в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости (ср. 1 Тим 6,11).
Катехизатор является человеком, хранящим память о Боге, если он поддерживает постоянные, живые отношения с Ним и с ближними; если он является человеком веры, который действительно доверяет Богу и полагает на Него все свое упование; если он человек милосердия, любви, который видит во всех братьев; если он человек, которому свойственно "hypomoné”, терпение и упорство, который умеет принимать трудности, испытания, поражения со спокойствием и надеждой на Господа; если он человек кроткий, способный к пониманию и милосердию.
Попросим Господа, дабы мы все были мужчинами и женщинами, хранящими и питающими память о Боге в своей жизни и умеющими пробуждать ее в сердце других. Аминь.