В этот час, перед закатом, мы собрались на этом кладбище и думаем о нашем будущем, думаем обо всех тех, кто ушел, кто предшествовал нам в жизни и сейчас пребывает в Господе.
Как прекрасно это видение неба, которое мы услышали в первом чтении: Господь, Бог, красота, доброта, истина, нежность, всеобъемлющая любовь, – нас все это ожидает. И те, кто нам предшествовал и почил в Господе, находятся там. И они провозглашают, что были спасены не по их делам – хотя они делали добро! – но были спасены Господом: спасение принадлежит нашему Господу, восседающему на престоле; это Он спасает нас, это Он ведет нас, как папа, за руку, в конце нашей жизни в это самое Небо, где находятся наши предки. Один из старцев спрашивает: "Сии облечённые в белые одежды кто, и откуда пришли? – Это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца”.
Мы можем войти в Небо лишь благодаря Крови Агнца, Крови Христа именно Кровь Христова оправдала нас, открыла нам двери Неба. И если сегодня мы вспоминаем об этих наших братьях и сестрах, предшествовавших нам в жизни и находящихся на Небе, то это потому, что они были омыты кровью Христа. И это наша надежда: надежда на кровь Христа. И эта надежда не постыжает. Если мы идем по жизни вместе с Господом, Он никогда не разочаровывает. Он никогда не разочаровывает!
Мы слышали во втором чтении, как апостол Иоанн говорил своим ученикам: «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть». Видеть Бога, быть подобными Богу: это есть наша надежда. И сегодня, именно в день Святых и накануне дня поминовения усопших необходимо подумать немного о надежде: о той надежде, которая сопровождает нас в жизни. Первые христиане изображали надежду в виде якоря, как если бы жизнь была на том берегу, и все мы идем к нему, держась за канат … это прекрасный образ – эта надежда! Иметь сердце, поставленное на якорь там, где находятся наши: наши предки, там, где находятся святые, там где Иисус. Там, где Бог. Это и есть надежда: та самая надежда, что не постыжает. И сегодня, и завтра – это дни надежды.
Надежду можно сравнить с закваской, которая заставляет расширяться душу. Конечно, в жизни есть трудные минуты, но именно с надеждой душа справляется с ними: она идет вперед и смотрит на то, что нас ожидает. Сегодня день надежды. Наши братья и сестры находятся в присутствии Бога. Мы тоже будем там, исключительно по милости Господа, если будем идти по пути Иисуса. И апостол заключает: "И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя”. Надежда тоже очищает нас! Это очищение в надежде на Иисуса Христа делает нас легкими на подъем, заставляет нас идти быстро, стремительно. В этот сегодняшний предзакатный час каждый из нас может подумать о закате своей жизни: "Каким будет мой закат?”. Мой, твой, ваш, … У всех нас будет закат, у всех! Смотрим ли мы на него с надеждой? Смотрим ли мы на него с той радостью, которая проистекает из того, что там нас примет Господь? Таков христианский закат. И это дает нам покой. Сегодня день радости, но радости спокойной, тихой, мирной. Подумаем о закате многих наших братьев и сестер, предшествовавших нам, подумаем о нашем закате, когда он придет. И подумаем о нашем сердце и спросим себя: "Куда брошен якорь моего сердца?”. И если он поставлен неправильно, бросим его туда, на тот берег, зная, что надежда не постыжает, ибо Господь Иисус Христос не разочаровывает.