В предстоящее воскресенье на Литургии привычный фиолетовый цвет церковных облачений сменится на розовый. Это изменение не случайно. Третье воскресенье Адвента носит название радостного. Но радостного не по причине того, что полпути уже пройдено и поститься (тем, кто, конечно, прибегает к такому духовному оружию) осталось недолго. Дело в том, что в Третье воскресенье Адвента Церковь предлагает нам чтения, напоминающие о милости Божьей и Его прощении.
Но дадим слово евангелисту Матфею. Вот каким образом он повествует о сомнениях Иоанна Крестителя в 11 главе своего Евангелия:
«Иоанн же, услышав в темнице о делах Христовых, послал двоих из учеников своих сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого? И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют; и блажен, кто не соблазнится о Мне. Когда же они пошли, Иисус начал говорить народу об Иоанне: что смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую? Что же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Носящие мягкие одежды находятся в чертогах царских. Что же смотреть ходили вы? пророка? Да, говорю вам, и больше пророка. Ибо он тот, о котором написано: се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его. (Мф 11, 2-11).
Почему эти чтения Церковь предлагает нам в Радостное воскресенье? В этом отрывке Христос перечисляет все Свои деяния. Свою способность вернуть зрение слепым, слух - глухим, способность ходить – хромым, очищать прокаженных, воскрешать мертвых и нести нищим Благую Весть. Что заставило Христа провозгласить все Свои деяния, Свою миссию на земле? А ситуация, в которой происходит этот разговор, следующая: Иоанн заключен в тюрьму и страдает от выпавшего на его долю испытания. Он посылает доверенных ему людей узнать, тот ли человек Христос, пришествие которого он ждал, о котором пророчествовал и, собственного, из-за веры в которого и страдает в данный момент. В его словах чувствуется недоумение, но в то же время и надежда. Надежда на то, что его страдания не были тщетны. Иоанн будто просить Иисуса подтвердить его надежду. И мы, вслед за Крестителем, должны задавать те же вопросы Христу: «Господи, ответь мне! Мне кажется, я живу по воле Твоей, но страдаю. Есть ли смысл в моем страдании? Если Ты есть на самом деле, то и страдания мои не бессмысленны». Нам всем необходимо подтверждение того, что наши страдания не напрасны, что они приведут к чему-то прекрасному, что Бог есть и всё видит. Что страдаем мы не по нашей глупости, а идя к какой-то высшей цели. Иногда нам кажется, что всё, что бы мы ни делали, напрасно, что мы топчемся на месте, проживая пустые бессмысленные дни. Именно в такие периоды нам, как и заключенному Крестителю, нужны ответы от Бога. Нам необходимо знать, стоит ли оставаться христианами, стоит ли жить по воле Божьей. Ведь это приносит немало страданий. Следуя за Христом, нам часто приходится отказываться от мира, от мирского, как бы заключая себя в темницу от всего того, что может повредить нашей душе. Поэтому нам необходимо знать, не напрасно ли это.
В вопросе Иоанна Крестителя чувствуется также своего рода недоумение. Потому что Иисус – не совсем такой, каким он, благочестивый еврей, себе представлял Миссию. Креститель ждал героя, который бы навел во всем порядок. В прошлое воскресенье в Евангелии от Матфея Иоанн Предтеча, предсказывая Пришествие Мессии, говорил о секире, которая срубит всякое дерево, не приносящее доброго плода, и об огне, в котором будут сожжены все срубленные деревья (Мф 3, 10). Именно таким ждали Мессию в Иерусалиме. А вместо непримиримого судьи явился совсем другой человек. Нам всегда кажется, что Бог должен действовать согласно НАШИМ представлениям о жизни. Несмотря на то, что в Евангелии Иоанн Креститель называется самым великим из рожденных людей, после него пришел Некто, еще более великий. Предтеча был ограничен тем, что он еще являлся человеком Ветхого Завета. Но когда Один из Пресвятой Троицы воплотился, сам Бог спустился к нам. Он пришел к нам с понятиями, которые намного тоньше и выше наших. Приходит Христос, и Его наказание – это милосердие, Его исправление – это врачевание, Его наказание, Его самое жесткое действие по отношению к нам заключается в том, чтобы помочь нам изменить жизнь. Он знает, как нам вернуть «зрение». Часто только милосердие Бога помогает нам посмотреть на нашу жизнь в новом ключе. Только прочувствовав на себе прощение Бога, мы наконец можем грамотно оценить всё то, что с нами приключилось или происходит в настоящий момент.
В Евангелии говорится не только о прозревших, но и о тех, кто начинает снова ходить. Сомнения и раны заставляют нас часто приостанавливаться в жизни. И только увидев, насколько нас любит Бог, мы начинаем быстро продвигаться по жизни. Когда начинаешь верить в Божественное Проведение, в изобилие Его даров, в Божью заботу, в приготовленное нам Спасение, тогда-то и начинаешь жить по-настоящему. Тут же упоминаются прокаженные. Проказа как символ одиночества: эта болезнь не позволяла людям приближаться к другим. Поэтому очиститься от нее означало снова быть способным на общение, на дружбу, на любовь. Что-то меняется в тебе, ты перестаешь пугаться других или в свою очередь пугать их.
Избавление от глухоты, воскрешение какой-то давно захороненной части нашей личности – всё это приходит в результате встречи с Мессией. Добрая радостная Весть воскресной литургии состоит именно в этом: Любовь Бога может нас воскресить, поставить на ноги, вернуть на наш путь.
Иисус приходит с любовью. Он приходит со Спасением. В это воскресенье, называемое на латыни Gaudete, то есть Радостное, Евангелие от Матфея говорит нам, что каждый из нас может быть больше, чем Иоанн Креститель. Потому что Предтеча знал Закон, а мы познали милость Божью. Закон нужен, необходим, мудр, помогает нам постичь многое. Однако, закон – это только ориентир, он не способен нас спасти. Каким же образом человек может спастись? Спасение исходит от прощения. Прощение открывает нам глаза, Божье прощение помогает снова встать на наш путь, Божье прощение избавляет от проказы-одиночества, возвращает нам слух, помогает снова вернуться к жизни.
В Евангелии от Матфея также написано: «Блажен, кто не соблазнится о Мне». Эти слова были сказаны для Иоанна Крестителя. И ученики должны были передать их заключенному Предтече. Эти слова призывали Иоанна не быть шокированным от того, что Мессия явился не в лице мстителя, а в лице спасителя. Это касается и нас. В жизни можно по-разному подходить к решению проблем. Можно требовать возмещения убытков, сведения счетов, доказательства нашей правоты и любого другого рода справедливости. А можно пойти путем спасения. Например, поставив на первый план желание сохранить ваши отношения с другими людьми. Христос стоит на стороне примирения, на стороне того, что объединяет людей, а не того, что их отдаляет.
В это воскресенье попробуем пойти путем примирения, даже если наша жажда справедливости останется неудовлетворенной. Постараемся идти путями Господними. И самый меньший в Царствии Небесном будет самым большим среди важнейших пророков.
http://ru.radiovaticana.va