А вы что думаете, Дева Мария болтала с подружками, когда Ей
явился Архангел Гавриил? Нет! Она стояла на коленях перед распятием и
читала Розарий!
(Фрагмент классической проповеди)
В каждой культуре есть набор узнаваемых символов, с ней связанных. Розарий для католической культуры – как раз один из них.
Металлический розарий, с грохотом падающий на пол часовни в самый
ответственный момент. Розарий на поясе у монашествующих, регулярно
прицепляющий их (монашествующих) к стульям, дверным ручкам и перилам.
Если Вы не знаете, что бы такое духовное привезти из Европы в подарок не
слишком близким друзьям, Вы привозите им красивый розарий. Еще можно
встретить розарий, усердно намотанный почитателями на руки статуи Матери
Божией Фатимской – видимо, чтобы никуда не убежала.
Два раза в год свои розарии вытаскивают из карманов даже наиболее безалаберные католики вроде меня. Май
и октябрь – два месяца, посвященные Деве Марии: 13 мая Церковь
вспоминает Ее явления в Фатиме, 7 октября – память Девы Марии Розария.
Историческая справка
Праздник Девы Марии Розария можно было бы с равным
успехом назвать днем католического военно-морского флота. Праздник был
установлен папой Пием V в честь победы над турками при Лепанто 7 октября
1571 г. Христианский галерный флот под командованием дона Хуана
Австрийского, Маркантонио Колонна и Агостино Барбариго одержал победу
над силами оттоманского адмирала Али Паши.
Победа была широко разрекламирована как современниками, так и
потомками, увековечена в творениях Тициана, Тинторетто и Гилберта Кийта
Честертона. «Священная Лига», в которую вошли силы Испании, папского
государства, Венеции, Генуи, герцогства Савойского и Пармы в очередной
раз спасла христианский мир, ибо воистину разгромила «войско
Антихриста».
Однако, по моему глубокому убеждению, чудом стоит считать не столько
саму победу, сколько события, ей предшествовавшие. Предыстория
заключалась в том, что папе Пию V все-таки удалось сколотить коалицию
христианских государств – дело и в обычных условиях непростое, а в
эпоху, когда более модным делом была война с братьями-христианами
протестантского исповедания – почти невозможное. (Правда, почти сразу
после сражения союзники перессорились между собой, турки построили
новый флот и взяли убедительный реванш, но разве это важно?)
Второе чудо стало очевидным лишь позднее. Это действительно чудо:
праздник Девы Марии Розария остался для верующих именно праздником Девы
Марии, а не напоминанием о том, что христиане, увы, могут договориться
между собой только при наличии общего врага или смертельной угрозы.
Размышления скептика
Одной из самых живучих тезисов церковной жизни,
заключается в том, что Розарий – это очень простая молитва, молиться ею
может и должен каждый. Розарием молились все святые и получали от
этого огромное удовольствие. Поэтому если ты не любишь Розарий, или
засыпаешь на первой же тайне, или размышляешь не об Иисусе, а о том,
когда все это закончится – значит, с твоим католическим организмом
что-то не в порядке.
Возможно, с организмом и, правда, что-то не так.
А может быть стоит критически посмотреть на церковную мифологию?
Кажущаяся простота («молиться этой молитвой может даже ребенок!»)
предполагает одновременное проговаривание слов ангельского приветствия и
созерцание тайн жизни Христа. Полноценное сочетание одного и другого
возможно разве что по Божией благодати (а она, несомненно, сопутствует
всем, кто любит Розарий). Для некоторых – особенно для тех, кто был
воспитан в католических семьях – Розарий, действительно, является чем-то
совершенно естественным. Но стоит признать, что некоторым из нас слова о
«простой» молитве покажутся в лучшем случае насмешкой.
О том, что даже очень святые и смиренные души могут приходить в смущение от этой молитвы,
свидетельствуют слова св. Терезы из Лизье (благочестивые сестры святой
поначалу благоразумно изъяли этот фрагмент из рукописи ее
автобиографии): «Какие трудности я испытывала на протяжении всей
моей жизни, читая Розарий! Стыдно сказать, но чтение Розария иногда было
более ужасным, чем любая пытка».
Разумеется, именно в тех случаях, когда читать Розарий трудно и не
хочется, он может стать молитвой жертвенной, усилием, приложенным ради
блага кого-то из братьев. Но где-то очень недалеко отсюда расположился и
«магический» подход к Розарию: «прочитай десять раз «Аве Мария», и
желание сбудется».
Молиться Розарием, без сомнения, полезно, и Церковь недаром поощряет эту молитвенную практику.
И все-таки кажется, что во фразе «давайте молиться Розарием» главное
слово – «молиться». Своеобразная церковная «глобализация» (одинаковые
гипсовые статуи Девы Марии Фатимской вы найдете везде, от Польши до
Бразилии), с одной стороны, сегодня, как никогда, дает нам пережить
вселенский характер Церкви. С другой стороны, «глобальные» акции
(«охватим весь мир молитвой Розария») в каком-то смысле затеняют
многообразие молитвенных практик и текстов, в не меньшей мере глубоких и
освященных церковной традицией (например, молитва «Ангел Господень»,
литании, в конце концов – акафист Деве Марии и т.д. и т.п.). И если молиться Розарием совсем трудно, гораздо разумнее просто найти иную форму молитвы, чем не молиться вовсе.
Чтобы не быть голословной, процитирую заключительный фрагмент апостольского послания Папы Павла VI Marialis cultus:
«Эта
достойная форма выражения благочестия [Розарий] не должна объясняться
слишком односторонне или преподноситься как единственно возможная.
Розарий – замечательная молитва, однако верные должны чувствовать себя
совершенно свободными в отношении нее» (Marialis cultus, 55)
Автор: Анастасия Паламарчук
Источник: К-портал