Место захоронения имело для евреев особое значение. Плодом веры в
воскрешение тела стало возникновение обычаев, связанных с захоронением
умерших. Для нас, современных людей, археологические исследования
древних еврейских кладбищ являются важным дополнением к информации,
содержащейся в Библии.
Надгробные плиты, например, являются одним из внебиблейских свидетельств
существования Озии, царя Иудеи, родственника пророка Исайи. Тем более
интересны захоронения первого столетия христианства, поскольку в них
находятся тела тех людей, которые могли лично знать Господа Иисуса.
Необычайно интересны и укрепляют нашу веру сообщения об открытии
могильников в Вифании — местности, лежащей неподалеку от Иерусалима,
упоминание о которой неоднократно встречаем на страницах Евангелия.
Здесь Иисус останавливался во время своего паломничества в Иерусалим,
здесь ночевал в период Страстной недели (Мф 21, 17). В этой местности у
Него были друзья, которые сыграли важную роль в привлечении сторонников
«нового учения». Смерть Лазаря и его воскрешение, свидетелями которых
было множество евреев, вызвали, с одной стороны, волну обращений, с
другой — волну ненависти. Именно тогда Высокий Совет принял решение
убить Иисуса, а вместе с Ним и Лазаря. Как сложились в дальнейшем судьбы
жителей Вифании? Каким было их исповедание веры? Библейское
повествование ничего не говорит об этом, в то время как археология
дополняет его и показывает нам завершение истории жизни семьи,
подружившейся с Господом во время Его пребывания на земле.
В могильниках недалеко от Вифании французский ученый Шарль Кларемон-Гано
обнаружил имена Лазаря, Марты и Марии, а также символы креста. В тех же
катакомбах находится саркофаг с надписью «Симон, священник», рядом с
которым найден сделанный из слоновой кости плод граната с надписью:
«Святое [для] священника, [принадлежит] храму Ягве». Можно предположить,
что это было украшение облачения священника, именно этого Симона.
Символ креста на его надгробии однозначно указывает на то, что св. Лука
не преувеличивал, говоря о значительном количестве священников,
принявших веру в Иисуса (Деян 6, 7).
Удивительное открытие сделал итальянский археолог П. Б. Багатти, который
исследовал захоронения середины первого столетия н. э., находящиеся в
Назарете. «Из Назарета может ли быть что-нибудь доброе?» — спрашивал
фарисей Нафанаил (Ин 1, 46). «Пойди и посмотри», — получил он ответ,
после чего фарисей лично убедился, что Иисус является долгожданным
Мессией. Согласно некоторым данным, в родном городке Христа проживало
лишь чуть более 25 родов, которые, как повествуют евангелисты, не могли
признать Иисуса пророком, поскольку знали Его с детства. Тем не менее,
после событий Пасхальной Ночи в убеждениях родственников и знакомых
Господа должны были произойти изменения. Исследованные Багатти
могильники, находящиеся неподалеку от современной церкви Благовещения
Господня, содержат надгробные надписи на древнееврейском языке, в
которых выражается вера в Иисуса Мессию. На стенах пещеры изображены
разные символы, между ними — символы креста. «Символы эти аналогичны
тем, которые мы находим в катакомбах Иерусалима и которые,
как известно, принадлежали христианской общине», — утверждает археолог.
Это означает, что вскоре после смерти и Воскресения Господа Иисуса в Его
родном городке существовала и развивалась христианская община. Библия
ничего не говорит о Церкви в этой местности. При этом складывается
впечатление, что недоверие местных жителей продолжало существовать.
Археология, в свою очередь, доказывает, что благодать веры получили не
только близкие Иисуса, но и соседи, а также дальние родственники.
Иерусалимская Церковь состояла почти исключительно из христиан
еврейского происхождения. Нет ничего удивительного в том, что самое
большое христианское кладбище первого столетия находится на Елеонской
Горе, где в соответствии со всеобщим убеждением должен был появиться
Мессия в Последний день. Вера среди христиан в значимость этого места
усиливалась тем, что в день Вознесения ангел сообщил апостолам,
вглядывавшимся в небо: «Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет
таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян 1, 10-12).
Надежда на воскрешение — основа христианской веры — была причиной того,
что на одном из камней у входа в катакомбы начертан крест как символ
страстей Господних. На самих саркофагах находятся посвящения, содержащие
имена Иисуса (часто Иисуса сына Иосифа), а также Симона Бар-Ионы (ср.
Ин 21, 15). Археологи поражены большим количеством подобных посвящений в
соединении с символами креста. Профессор Э. Л. Сукеник считает, что
часть надгробных надписей, в которых Иисус назван Искупителем и
Господом, возникла раньше, чем были составлены Евангелия. Поэтому эти
надписи представляют собою самое раннее письменное исповедание
христианской веры.
Особого внимания заслуживают гробницы, принадлежавшие семье Варсавы, о
которой мы узнаем на страницах Деяний Апостолов, — она принадлежала к
числу последователей Христа. Святой Лука называет Иосифа (Иуста)
Варсаву, который с самого начала ходил с Иисусом и был одним из Его
учеников (Деян 1, 21-23), а также Иуду Варсаву, который занимал высокое
положение в Иерусалиме (Деян 15, 22). На части надмогильных плит членов
этой семьи можно обнаружить символы креста. Например, саркофаг некоего
Симона Варсавы имеет символы креста, выбитые с четырех сторон. Ученые
предполагают, что символы креста отсутствуют на гробницах тех лиц,
которые не присоединились к возникшей Церкви.
Какое значение для современных последователей Иисуса могут иметь эти
открытия? Во-первых, они подтверждают точность евангельских описаний,
касающихся отдельных личностей и событий. Во-вторых, надписи и символы
креста на надгробиях являются самым ранним задокументированным
исповеданием веры. В-третьих, они доказывают существование в Израиле в
первой половине первого столетия многочисленной Церкви, которая
существовала наряду с иными формами религиозности евреев. В-четвертых,
они подтверждают преемственность веры в воскресение и ее значение для
первых христиан.
После подавления римлянами восстания Бар Кохбы и введения для евреев
запрета на вход в Иерусалим христиане еврейского происхождения уже не
могли проживать в Святом Городе, и кладбище на Елеонской Горе стало
недоступно для них. Можно предположить, что именно в этот период многие
из них стали стремиться к тому, чтобы быть похороненными в Риме, рядом с
Симоном-Петром и Савлом, называемым Павлом. Это было следствием
неслабеющей веры евреев в то, что мужи Божии станут предводителями
народа в день воскрешения и поведут своих верных на встречу с
Господом...