Приводит ли нас наука к тому пути, что заканчивается в натуралистическом
объяснении всего, что мы видим? В девятнадцатом столетии она точно
выглядела так, как будто шла в таком направлении. «Бог пробелов» находил
свое место все в более узкой нише. Тем не менее, наука 20 века, а
сейчас и 21-го ведет нас обратно к пути дизайна – не из-за недостатка
научного знания, а из-за научного объяснения, которое требует обратиться
к чему-то чрезвычайно невероятному – чему-то, чем наука не занимается. В
результате последних доказательств в подтверждение дизайна, многие
ученые сейчас верят в Бога.
«Мне напомнили об этом несколько месяцев тому назад, когда я увидел
опрос в журнале Nature. Он установил, что 40% американских физиков,
биологов и математиков верят в Бога – и не только в некую метафизическую
абстракцию, но в Бога, который проявляет активный интерес к нашим делам
и слышит наши молитвы - Бога Авраама, Исаака и Якова».1
Степень, к которой константы физики должны соответствовать точным
критериям такова, что многие ученые-агностики пришли к выводу, что за
этим стоит «сверхъестественный план» или «разум». Вот, что они говорят:
Фред Хойль (английский астрофизик): «Интерпретация фактов в
свете здравого смысла свидетельствует, что суперинтеллект забавляется с
физикой, а также с химией и биологией, и что в природе не существует
действующих вслепую сил, о которых стоило бы говорить. Числа, выводимые
из фактов, кажутся мне таким огромными, что этот вывод не вызывает
никаких сомнений».2
Джордж Эллис (английский астрофизик): «Происходит удивительная и
точная настройка в законах, которые делает эту сложность возможной.
После осознания сложности того, что достигнуто, очень трудно не
использовать слово «чудесный», не настаивая на онтологическом статусе
слова».3
Пол Дэвис (английский астрофизик): «Это для меня представляет
могущественное доказательство того, что за всем этим что-то происходит…
Кажется, будто кто-то тонко настроил параметры природы, чтобы создать
Вселенную… Ощущение дизайна чрезвычайное».4
Пол Дэвис: «Кажется, что законы (физики) … являются продуктом чрезвычайно изобретательного дизайнера. У Вселенной должна быть цель».5
Алан Сэндидж (лауреат награды Кроуфорда в области астрономии):
«Я нахожу невероятным, чтобы из хаоса образовался такой порядок. Должен
быть определенный организующий принцип. Для меня Бог – это тайна, и в то
же время Он объясняет чудо существования, почему что-то существует
вместо ничего».6
Джон Оукиф (астроном в NASA): «По астрономическим стандартам мы являемся изнеженной, избалованной и взлелеянной группой существ… Если бы Вселенная
не была создана с самой поразительной точностью, мы никогда не смогли
бы существовать. Это моя точка зрения, что эти обстоятельства указывают
на то, что Вселенная была создана для жизни человека».7
Джодж Гринштайн (астроном): «Когда мы рассматриваем все
доказательства, то непроизвольно возникает мысль о том, что некоторая
сверхъестественная сила должна участвовать в этом. Возможно, что
внезапно, без намерения, мы натолкнулись на научное доказательство
существования Бога? Был ли это Бог, кто вмешался и преднамеренно создал
космос для нашей выгоды?»8
Артур Эддингтон (астрофизик): «Идея универсального Разума или
Логоса была бы, я думаю, достаточно правдоподобным выводом из настоящего
состояния научной теории».9
Арно Пэнзиэс (нобелевский лауреат по физике): «Астрономия
приводит нас к уникальному событию, вселенной, которая была создана из
ничего. Это событие с очень тонким балансом для обеспечения точных
условий, необходимых для жизни. В основе этого события лежит план (можно
сказать «сверхъестественный»)».10
Роджер Пэнроуз (математик и писатель): «Я бы сказал, что Вселенная имеет цель. Она не существует по воле случая».11
Тони Ротмен (физик): «Сталкиваясь с порядком и красотой
вселенной, а также со странными совпадениями природы, очень
притягательно сделать шаг веры от науки к религии. Я уверен, много
физиков хотят этого. Я только хочу, чтобы они признали это».12
Вера Кистяковски (физик МТИ): «Исключительный порядок, показанный нашим научным пониманием физического мира, призывает к Божественному».13
Роберт Джестроу: «Для ученого, который жил верой в силу разума,
история заканчивается как плохой сон. Он взобрался на гору
необразованности, еще немного и он покорит вершину; но как только он
подтягивается к последней скале, его приветствует группа теологов,
которые находились там на протяжении столетий».14
Стивен Хокингс (английский астрофизик): «Затем мы… сможем принять участие в обсуждении вопроса о том, почему мы и Вселенная
существуем. Если мы найдем ответ на этот вопрос, это было бы последней
победой причины человеческого существования – потому что тогда, мы
познали бы разум Бога».15
Фрэнк Типлер (профессор физики и математики): «Когда я начал
свою карьеру космолога лет 20 тому назад, я был убежденным атеистом.
Никогда раньше в своих наиболее диких мечтах я не представлял, что в
один день я буду писать книгу, цель которой – показать, что главные
притязания иудейско-христианской теологии истинны, и что они являются
непосредственными выводами из законов физики, как мы сейчас понимаем их.
Я вынужден был сделать такие выводы из-за непоколебимой логики моего
специального раздела физики».16
Александр Поляков (советский математик): «Мы знаем, что природа описывается лучшей из всех возможных математик, потому что ее создал Бог».17
Эд Хариссон (специалист по космологии): «Вот космическое
доказательство существования Бога – аргумент Пейли о дизайне –
усовершенствованный и обновленный. Точная настройка вселенной
представляет, на первый взгляд, доказательство деистического дизайна.
Выбирайте: слепой случай, который требует множества вселенных или
дизайн, которому нужна только одна… многие ученые, когда они выражают
свою точку зрения, склонны к теологическому аргументу (аргументу
дизайна)».18
Эдвард Милнэ (английский специалист по космологии): «Что
касается причины появления вселенной, в контексте расширения, то
оставляем читателю вставить ее, но наша картинка является неполной без
Него (Господа).» 19
Барри Паркер (специалист по космологии): «Кто создал эти законы? Нет сомнений в том, что Бог всегда будет нужен» 20
Доктора Зехави и Декель (специалисты по космологии): «Такой тип
вселенной, тем не менее, требует такой степени точной настройки
изначальных условий, что она находится в очевидном конфликте с
«традиционной мудростью».21
Артур Шавлов (профессор физики в университете Стэнфорд, в 1981 году нобелевский призер в области физике): «Мне
кажется, что когда сталкиваешься с чудесами жизни и вселенной, нужно
задать вопрос «почему?», а не «как?». Единственные возможные ответы –
религиозные…. Я чувствую потребность в Боге для вселенной и для моей
жизни».22
Генри Шеффер (профессор физики и директор центра Вычислительной квантовой химии в университете Джорджия):
«Значимость и радость в моей науке проявляется в моментах открытия
чего-нибудь нового, и когда говорю себе: «Вот как это сделал Господь».
Мое задание – понять хотя бы часть из плана Бога.»23
Вернхе фон Браун (ведущий ракетный инженер): «Мне трудно понять
ученого, который не признает присутствие превосходящего над вселенной
разума, так же как трудно понять теологов, которые отрицают научный
прогресс».24
Карл Воус (микробиолог из университета Иллинойса): «Жизнь во
вселенной – редкая или уникальная? Я хожу по обе стороны одной улицы.
Одного дня я могу увидеть, что, имея 100 миллиардов звезд в нашей
галактике и 100 миллиардов или больше галактик, должны существовать
некоторые планеты, которые сформировались и развивались очень похожим на
Землю образом, и таким образом, они содержали хотя бы микробную жизнь.
Есть и другие дни, когда я утверждаю, что антропные принципы, делающие
эту вселенную особенной среди большого количества других, могут не
только затрагивать этот аспект природы, которую мы определяем в области
физики, но также могут расширяться до уровня химии и биологии. В этом
случае, жизнь на Земле могла бы быть совершенно уникальной». 25
Энтони Флю (профессор философии, бывший атеист, писатель, участник дебатов):«Сейчас
мне кажется, что полученные данные из исследований ДНК на протяжении 50
лет обеспечили материалы для нового, чрезвычайно сильного аргумента
Разумного Замысла». 26
Ссылки и примечания
- Джим Холт 1997, «Science Resurrects God» журнал The Wall Street (декабрь 24, 1997), Dow Jones & Co., Inc.
- Ф. Хойль 1982. «Вселенная: Прошлые и сегодняшние размышления». Annual Review of Astronomy and Astrophysics: 20:16.
- Эллис 1993. «Антропный принцип: законы и окружающая среда».
The Anthropic Principle, Бертола и Кюри, Нью-Йоркское издательство,
Cambridge University Press, стp. 30. Ellis, G.F.R. 1993
- Девис, 1988. «Космическое планирование: Новые находки в
творческой возможности природы организовать вселенную».: Нью-Йорк, Simon
and Schuster, стp.203.
- Девис, 1984. «Сверхъестественная сила: В поисках основной
единой теории о природе». (Нью-Йорк: Simon & Schuster, 1984), стp.
243.
- Уилфорд март 12, 1991. «Определяя размер космоса: Поиски астрономов», газета New York Times, стp. B9.
- Хеерен 1995. «Покажите мне Бога». Wheeling, IL, Searchlight Publications, стp. 200.
- Гринштайн 1988. «Симбиозная Вселенная». New York: Уильям Морроу, стp.27.
- Херен 1995. «Покажате мне Бога». Уиллинг, Searchlight Publications, стp. 233.
- Маржено и Варгиз 1992. «Космос, Биос, и Бог». La Salle, IL, Open Court, стp. 83.
- Пенроуз 1992. «Краткая история времени» (фильм). Burbank, CA, Paramount Pictures, Inc.
- Касти 1989. «Потерянные примеры». New York, Avon Books, стp.482-483. .
- Маржено и Варгиз 1992. «Космос, Биос, и Бог». La Salle, IL, Open Court, стp. 52.
- Джестроу. 1978. «Бог и астрономы». New York, W.W. Norton, стp. 116.
- Хоукингс. 1988. «Краткая история времени». стp. 175.
- Типлер. 1994. «Физика бессмертия». New York, Doubleday, Preface.
- Дженес. октябрь 13, 1986. «Судьба». p. 57 Гринштайн 1988. «Симбиозная Вселенная». New York: Уильям Морроу, стp.27.
- Харрисон, E. 1985. «Маски вселенной». New York, Collier Books, Macmillan, стp. 252, 263.
- Хеерен, F. 1995., «Покажите мне Бога». Wheeling, IL, Searchlight Publications, стp. 166-167.
- Хеерен, F. 1995. «Покажите мне Бога». Wheeling, IL, Searchlight Publications, стp. 223.
- Зехави и Декель 1999. «Доказательство позитивной
космологической константы из движения галактик и отдаленных сверхновых
звезд». Nature 401: 252-254.
- Маржено и Варгиз 1992. «Космос, Биос, и Бог: ученые думают над
наукой, Богом и происхождением вселенной и жизни человечества» (Open
Court Pub. Co., La Salle, IL, 1992).
- Шелер и Шроф "Сотворение", U.S. News & World Report
(декабрь 23, 1991):56-64. Гринштайн 1988. «Симбиозная Вселенная». New
York: Уильям Морроу, стp.27.
- МакИвер 1986. «Древние рассказы и современные мифы креационного евангелизма». The Skeptical Inquirer 10:258-276.
- Мюллен 2001. Три области жизни из SpaceDaily.com
- Атеисты становятся верующими: Эксклюзивное интервью с бывшим атеистом Энтони Флю университета Biola
|