Традиция деятельной монашеской жизни в Католической Церкви имеет долгую
историю. Издавна люди, отрекаясь от мира и посвящая себя полностью Богу,
публично следовали евангельским советам, исполняя апостольское служение
в разнообразных его формах. Тысячи монахов и монахинь, прославленных
Церковью, и еще больше никому не известных подвижников трудились и
продолжают трудиться на миссионерских территориях, а Дух Святой не
перестает вдохновлять их на новые замыслы, необходимые в ту или иную
эпоху, в том или ином уголке Земли. Католическая Церковь невероятна
богата монашескими уставами и харизмами, для каждого, кто чувствует зов
Божий, найдется место либо в затворнической, либо в деятельной общине,
где люди, ответившие на призыв Бога безраздельно вверить Ему свою жизнь и
свои человеческие планы, могут проявлять свои таланты, свои
способности, преображенные и обогащенные духовностью того или иного
монашеского ордена, интенсивной молитвенной и литургической жизнью и,
конечно, всецелой отдачей себя Богу в послушании, нестяжании и
целомудрии.
Мы хотим поделиться с вами двумя необычными
историями монахинь – наших современниц. Они живут и несут служение в
разных уголках планеты и ничего не знают друг о друге. Они ведут
совершенно разный образ жизни, но обе они прошли один и тот же путь –
уготованный всем, кто решил следовать зову Господа: сначала период
послушничества, духовного становления, а потом – желание открыться всему
миру, служить людям, нести им любовь Христа.
***
Сестра
Мария де лос-Анжелес Васкес из Мексики вступила в орден
Сестер-миссионерок катехизиса, основанный в 1939 году итальянским
священником Винченцо Идой, и вот уже более двадцати лет работает в
Кении, а именно в районе, где живет племя кипсиги. Благодаря
деятельности сестры Марии и других миссионерок сотни местных
девушек-подростков избежали унизительной участи – женского обрезания,
символа антропологической и социальной неполноценности женщины. Для
этого сестрам пришлось провести долгую и не всегда успешную
катехизическую работу, которая позволила христианским ценностям занять
место мировоззрения, сопутствовавшего неблаговидной и предосудительной
практике обрезания. А сам «праздник», если его так можно назвать,
обычай, устоявшийся в племени, удалось заменить другим праздником – он
отмечается в день Миропомазания. Стараниями монахинь девушкам удалось
избежать и ранних браков, навязанных родителями – нередко это
полигамические браки.
Сестра Мария рассказывает: об обряде
инициации с обрезанием она узнала не сразу, а лишь спустя несколько лет
после приезда в Кению. Ритуал окутан покровом таинственности. Сами
девочки не знают о том, что их ожидает, никому, даже родителям, не
полагается рассказывать дочерям о том, что именно им предстоит вынести,
но все говорят об «испытании», из которого нужно выйти победительницей.
Сам ритуал проходит так: под пение общины девушки со своими
наставницами идут по улицам и поют сложенные накануне песни, сообщая
всем вокруг, что они готовы выдержать испытание и стать взрослыми. В
ночь перед ритуалом их одевают в особые платья, потом все вместе поют и
танцуют вокруг своеобразного алтаря. В полночь происходит сама операция –
без обезболивания, допотопными и грязными инструментами. Девушкам
нельзя плакать и нельзя даже закрывать глаза – если закроют, то их
посчитают неготовыми ко взрослой жизни. Потом их оставляют на месяц в
изоляции – пока не заживут раны. В это время им запрещается даже мыться,
и они выполняют только приказы наставницы. Наставницы – подобие
крестных – учат их прислуживать мужчине и объясняют, как себя с ним
вести: уважать и молчать в его присутствии. В качестве орудия увещания
наставницы используют только силу и приказной тон. Девочки дают обещание
никому, даже собственной матери, не рассказывать обо всем, что
происходит в течение этого месяца. Они верят, что если нарушат приказ,
то будут наказаны духами.
«Я знала только о праздничном аспекте
ритуала, -- продолжает сестра Мария. – Нарядно одетые девушки выходили
из места «заключения», встречались с родителями и устраивали торжество.
Но когда я узнала, что девочек подвергали обрезанию, когда узнала, каким
образом это делали, о кровотечениях, инфекциях, о риске заразиться
СПИДом, я решила, что нельзя сидеть сложа руки».
Девушкам
необходимо было объяснить, что обряд вступления в зрелость, так важный
для их традиции, мог быть только свободным и осознанным выбором, и вовсе
не обязательно выражать его таким ужасным способом. Но сестра Мария не
могла в одиночку изменить вековые традиции, и она начала молиться,
просить у Господа, чтобы Он указал ей верный путь.
В 1994 году
несколько мам из христианских семей пришли к монахине и заявили, что они
не хотят подвергать своих дочерей обрезанию. Сестра объяснила женщинам,
что в христианской общине вступление в зрелость веры отмечают Таинством
Миропомазания. Сестра Мария встретилась также с девушками, уже
перенесшими жуткий ритуал, и ее опасения подтвердились: все они считали
эту практику унизительной, а после перенесенного насилия сдтыдились
появляться в церкви, стыдились чужих взглядов. Монахиня подолгу
беседовала с ними о ценности человеческого тела, о красоте и желании
счастья, заложенном в каждой женщине. Затем сестра пригласила на встречу
и других девушек. Оказалось, что большинство из них подвергаются
обрезанию по настоянию родителей, но не только: ведь окружающие
относятся к ним как к детям вплоть до инициации. Кроме того, существует
стереотип, что без нее ни одна девушка не сможет найти себе мужа, о чем
им постоянно твердят родители. И это – немаловажный фактор, если учесть,
что выкуп за невесту, по традициям племени, равен нескольким коровам.
Мексиканская миссионерка столкнулась с массой трудностей. Кое-кто из
родителей отнесся к ее идеям агрессивно. «Сама роди детей, а потом
принимай за них решения», возражали они. Но большинство мам поддержали
монахиню.
Сегодня в обычаях племени многое изменилось. Каждый
год в декабре месяце девушки, которые должны подвергнуться обрезанию,
приходят со своими крестными в обитель миссионерок. В первые дни
крестные объясняют им, что им пришлось бы перенести, если бы они
участвовали в ритуале. Затем устраиваются встречи со зрелыми
христианами, они рассказывают девушкам о любви Бога и о том, что нужно
для счастья с Ним. Сестры проводят катехизические беседы, помогая
девушкам открыть для себя отцовство Бога и уповать на Иисуса Христа,
побуждающего Своим присутствием с ответственностью относиться к каждому
мгновению нашей жизни.
После таких духовных упражнений девушки
готовы принять Таинство Миропомазания. А Святая Месса с обрядом
конфирмации обрамлена празднествами, очень похожими на те, что проходят в
день обрезания.
«Благодарю Бога, -- заканчивает свой рассказ
сестра Мария, -- потому что с 1995 года и по сей день к нам приходит
множество девушек, котрые решили вступить в зрелость, отказавшись от
унизительных процедур. И ни одна из них не вернулась потом к обычаям
своих родителей».
Из Болгарии – в Швейцарию, на Филиппины, а
затем – в Рим. От различных философских течений и священных книг других
религий – к христианскому богословию и полноте Божественной любви. Таков
путь к призванию 36-летней Марии Пенки Дерменджиевой. Жизнь Пенки полна
неожиданностей, ее можно назвать самым настоящим приключением в поисках
истины, красоты и счастья. Мария Пенка родилась в Пловдиве, окончила
Русскую гимназию и поступила на факультет филологии и этнографии, а
затем продолжила обучение в Швейцарии, на Богословском факультете
Лугано. Но Богу было угодно призвать ее к посвященной жизни, и не
куда-нибудь, а на Филиппины, в Конгрегацию сестер-катехизаторов святой
Терезы Младенца Иисуса. Сестра Пенка – единственная болгарка среди почти
трехсот филиппинских монахинь. Она провела на островах более 14 лет, и в
совершенстве выучила тагальский язык. Еще она говорит по-английски,
по-итальянски и по-русски и, конечно, по-болгарски, хотя ей редко
выпадает случай им пользоваться. Сейчас сестра Пенка находится в Риме –
она получила послушание вести канонический процесс по прославлению
основателя ее ордена – епископа Альфреда Обвиара. Сестра Пенка побывала у
нас в студии и рассказала о своем призвании:
«В те времена
не так-то легко было прийти к вере, но я помню, как в 15-16 лет искала
смысла жизни, обращалась к разным философиям и религиям, прежде чем
прийти к Библии. Я знала, что крещена в католичестве, но смутно помню
день моего Крещения – мне было 2 года и 8 месяцев. Я не понимала, что
означает быть католиком. Однажды на похоронах нашего родственника
епископ Йовчев напомнил, что я не принимала ни Причастия, ни
Миропомазания. Тогда я и познакомилась с верой и начала посещать
воскресную Литургию. После Конфирмации я стала ходить туда уже не только
по воскресеньям, а каждый день». А дальше – просто
невероятная история. Пенка попала на молодежную встречу в Колорадо,
после которой отправилась учиться вместе с двумя подругами в Швейцарию,
чтобы стать катехизатором. Девушки проживали в пансионе для студенток,
который находился в ведении филиппинских монахинь. Спустя два года Пенка
решила вступить в орден – единственная болгарка среди филиппинок.
Монашеская община, к которой присоединилась Пенка, была основана в 1958
году для катехизического и апостольского служения прежде всего в
филиппинских государственных школах. Сестры занимаются преподавательской
деятельностью и воспитанием молодежи, координируя также катехизацию на
епархиальном уровне. Сестры-катехизаторы работают и в других странах:
Швеции, Нигерии, в Папуа-Новой Гвинее, а одно время трудились и в
Пакистане.
«Для меня красота посвященной Богу жизни
заключается в том, что я принадлежу Богу. А через общинную жизнь все мы
возрастаем в единении с Богом, в нашей любви к Богу и ближнему».
Счастлива ли сестра Пенка?
«Да, я бы сказала,
что я счастлива. Вспоминаю свою юность, когда, еще не открыв для себя
Бога, я задумывалась о том, что такое счастье, и отвечала двумя словами:
счастье – это любовь и музыка, особенно классическая. А сегодня, почти
20 лет спустя, я бы дала на этот вопрос почти тот же самый ответ, но в
более глубоком смысле. Любовь означает любить и быть любимым, но полнота
счастья – такая любовь, которую понесешь с собой в вечную жизнь, где мы
будем всецело любить Бога и друг друга в общении Святых, где будем в
полноте Божественной любви. А музыка, которую я считаю Божьим даром
красоты, -- это часть земной литургии, помогающая предвкусить литургию
небесную». И, наконец, пожелание нашим слушателям, особенно
молодым:
«Если у тебя есть призвание, а ты не следуешь ему,
ты никогда не будешь по-настоящему счастливым».