В Тавриде, как раньше называли Крым, Евангелие впервые было
провозглашено еще в первом столетии. Согласно традиции, Благую Весть
сюда принес апостол Андрей. Проповедуя в Херсонесе, он бросил первые
семена христианства, которые дали обильные всходы. Имя святого Папы
Климента Римского также связано с Крымом. Существует историческая версия
о его мученической кончине в Крыму. Сообщения о его мученичестве
появляются с конца четвертого столетия, а сказания о мученической
кончине Св. Климента в Крыму получают широкое распространение с шестого
века. По преданию, именно активная проповедь Климента послужила причиной
для его ссылки и заточения близ Херсонеса. Ему пришлось работать в
каменоломнях, но и здесь он, снискав своими добродетелями любовь
окружающих, продолжал проповедовать Христа. Предание гласит, что по
молитве святого Климента в Инкермане чудесным образом открылся источник,
который затем был превращен в крещальную купель. Там принимали Крещение
не только жители Херсонеса и южной Тавриды, но и кочевники из степных
районов полуострова. Считается, что именно Св. Климент построил первые
храмы в Тавриде. Успех Святого дошел до слуха императора. Он был
возмущен и отправил в Тавриду своего посланника, который должен был
заставить Климента отказаться от проповеди и от действий, неугодных
императору. Однако Св. Климент оставался непоколебимым. Тогда, согласно
преданию, посол императора приказал казнить епископа. Ему надели на шею
якорь и в лодке отправили в открытое море. Ученики Св. Климента
Корнилий и Фив, собрав всю братию, взмолились к Господу о явлении им
тела наставника. Произошло чудо: ежегодно в день смерти Святого море
отступало от берега, и паломники могли беспрепятственно подходить к
мощам мученика. По преданию, это чудо продолжалось до царствования
Никифора. Впоследствии Св. Кирилл перенес мощи Св. Климента в Рим.
Это произошло в 868 году. И по сей день они хранятся в базилике,
освященной в честь мученика. Вопрос достоверности предания о смерти
Св. Климента в Крыму остается открытым, хотя эту версию поддерживают
некоторые авторитетные историки. Есть и разногласия вокруг точного места
мученичества Св. Климента: одни считают, что оно произошло в Инкермане,
а другие – в глубине Казачьей бухты. В 7 столетии на берега Тавриды
был сослан и Папа Римский Мартин I, предавший анафеме императора
Констанция за ересь. Возмущенный кесарь отправил в Рим посла, приказав
привезти в Византию дерзкого епископа, однако послу это не удалось, и
император принял решение убить Мартина прямо во время Литургии. Но
исполнитель экзекуции не смог этого сделать, так как внезапно был
поражен слепотой. В конце концов Мартина похитили и доставили в
Византию. Здесь его истязали и затем приговорили к ссылке в Херсонес.
Историки не имеют никаких сведений о деятельности Святого в Крыму,
однако такие подвижники, как Мартин, не могли оставаться пассивными в
стране, населенной язычниками и идолопоклонниками. Святой Мартин, Папа,
скончался спустя два года и был погребен в церкви Пресвятой Богородицы.
Многие страждущие получили исцеление молитвами Святого, и его житие было
помещено в Четьи-Минеи – книгу текстов для церковных служб на каждый
день. Как святой Климент, так и святой Мартин, Папы Римские,
являются Святыми неразделенной Церкви и почитаются как на католическом
Западе, так и на православном Востоке. В 13-14 веках Католическая
Церковь в Крыму переживала период невиданного расцвета благодаря
генуэзским колонистам, пришедшим в Тавриду в 1266 году и занявшим все
места, выгодные для торговли. Колония оказала значительное влияние на
татар: генуэзцы научили их обрабатывать виноград, а сами покупали у них
продукты. Колонисты снискали уважение у татар, благодаря чему последние
не только разрешили им беспрепятственно совершать богослужения, но и не
возражали против христианской проповеди. Вслед за купцами на полуостров
устремились католические мисионеры.Одним из них был знаменитый
францисканец француз Гильом Рубрук. Он направлялся в Азию по поручению
короля Людовика IX для заключения дипломатического союза с Золотой
Ордой, и его путь пролегал через Крым. В 1253 году Гильом Рубрук вместе
с собратьями – Варфоломеем из Кремоны и Гильомом Госселем -- отплыв из
Константинополя, высадился в Солдайе (нынешнем Судаке) и направился на
север, к Перекопу. В Крыму постепенно росло число католических
храмов, создавались епархии. Из записей французского историка 18 века
аббата Миллота мы узнаем, что кафедры латинских епископов в 14 веке были
уже во многих городах, в том числе в нынешней Феодосии, Судаке и Керчи.
Особое значение в жизни Католической Церкви в Крыму играли Боспор и
Каффа (то есть нынешняя Феодосия). В Боспоре первая христианская община
появилась в 3 веке, и доподлинно известно, что католический епископ в
этом городе был в 1308 году. Генуэзцы основали здесь постоянную колонию.
В 1332 году Папа Иоанн XXII возвел его в митрополию и назначил туда
архиепископом монаха-францисканца Франциска де Камерино. Боспор стал
центром активной миссионерской деятельности. При храмах создавались
школы для детей греков, татар и представителей других народов. И
духовенство, и миряне обратили в христианство немало местных жителей. В
летописях Доминиканского ордена упоминается, в частности, об успехе
миссии епископа Франциска де Камерино, который обратил в христианство
кавказского царя Версахта со всем двором и подданными. Доминиканцы и
францисканцы упоминаются как самые активные миссионеры. В крымских
монастырях они изучали и восточные языки, готовясь к дальнейшей миссии в
Персии, Средней Азии и даже в Китае. Первым католическим епископом
Каффы был францисканский монах Иероним, один из миссионеров, посланных
для евангелизации татар. Судя по историческим свидетельствам, в 14 веке в
Крыму было более дюжины храмов. В этот период расцвет переживала и
Армянская Католическая Церковь в Крыму. Контакты армян со Святейшим
Престолом начались еще в 11 веке и особенно усилились во время Крестовых
походов. С Римом поддерживали отношения армянские католикосы Григорий
II, Григорий VII и другие, а католикос Ошин в 1320 году сам принял
католичество. Успехи унии были незначительными. На Соборе в Аданах в
1314 году с Католической Церковью воссоединились лишь немногие армяне.
Были предприняты попытки обращения в католичество и крымских армян. Но в
1318 году Папа предложил армянам Каффы изменить некоторые свои обряды и
сообразоваться с обрядами Католической Церкви, и это привело к раздорам
среди самих армян. А в 1333 году армянские доминиканцы основали в
Каффе монастырь. На Ферраро-Флорентийском соборе 1439 года некоторые
представители армян выступили от имени своего Патриарха за воссоединение
армян с Католической Церковью. В середине XV века Крым переживал
новую, трагическую страницу в своей истории. В 1453 году пала Византия, и
это оказало огромное влияние на ситуацию в Крыму. В 1475 году турки
положили конец Генуэзской республике, и большая часть полуострова со
всем христианским населением попала под власть турок. В этот же период
крымская провинция Золотой Орды становится государством с единоличным
правителем – ханом. Хотя крымский хан был независимым правителем, он
являлся ставленником турецкого султана. Для христиан Крыма, оставшихся в
меньшинстве, наступили тяжелые времена. Но и в этот период вера
христиан смогла принести немалые плоды. В 1704 году в самом сердце
ханства начала действовать миссия иезуитов. Они поселились в Бахчисарае
благодаря ходатайству французского посланника маркиза Фериаля и
благодаря влиянию на хана доктора Феррана. Из Константинополя прибыли
отец-иезуит Бан и его викарий отец Курбилион. Они основали иезуитскую
коллегию, а также построили в Бахчисарае храм. Впоследствии хан
Селим-Гирей велел разрушить его, вероятно, потому, что он был выкрашен в
зеленый цвет – традиционный цвет Ислама. Иезуиты построили другой храм,
который простоял до разрушения от пожара. Иезуиты трудились не только в
Бахчисарае, но и в других городах. Но в 1736 году при опустошении Крыма
фельдмаршалом Минихом сгорела и коллегия, и библиотека со множеством
редких манускриптов. Так был положен конец пребыванию иезуитов в Крыму.
В 1778 году по приказу Екатерины I христиане были переселены за пределы
полуострова. «Дабы оградить единоверцев от предстоящих военных
действий», командующий русскими войсками Румянцев предложил главе
крымских христиан митрополиту Игнатию переселиться со всей паствой в
Россию, на берега Азовского моря. Организацией переселения руководил
Суворов. На шестистах подводах были отправлены греки, армяне и католики.
Всего из Крыма в Приазовье переселились более 31 тысячи человек.
Массовое переселение отразилось негативно на положении христианства на
Крымском полуострове, однако этот упадок длился недолго. На место
ушедших христиан в Крым устремились польские переселенцы, скрывавшиеся
от преследований после раздела Польши в 1795 году. Они строили здесь
храмы и часовни. Существовала в Крыму и французская католическая община,
сформировавшаяся вокруг графа де Мезона, иммигрировавшего в Крым в 1808
году. Вообще, в XIX веке сюда переселялись многочисленные мигранты:
немцы, поляки, чехи. Деятельность Католической Церкви сосредоточилась в
основном среди этих переселенцев, составивших основу католического
населения полуострова. Католическое присутствие в конце XIX –
начале ХХ века было заметным в Симферополе. Здесь имелся католический
храм с великолепным образом Преображения Господня, работой мюнхенского
художника Байдемана. При храме действовала церковно-приходская школа для
детей. Был здесь и армяно-католический храм, прихожанами которого
являлось около 90 семей. Приход вел активную благотворительную работу
среди бедных. Интересна история ялтинского католического прихода и
храма Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, который сегодня является
центром возрождающейся католической жизни в Крыму. Католическая община в
Ялте образовалась во второй половине 19 века, однако местные власти
долго не давали разрешения на строительство часовни. Это разрешение было
получено в 1898 году. Известный зодчий Краснов, автор проекта
ливадийского императорского дворца, вместо часовни спроектировал
оригинальное здание храма. Строительство велось с большим трудом из-за
нехватки средств, и в 1906 году там была отслужена первая Месса. Она
прошла в недостроенной церкви – без шпиля и колокольни.
|