Окопы: так называется небольшое селение в северо-восточной Польше, в
Белостокском воеводстве. 14 сентября 1947 года здесь родился будущий
мученик «страждущей Польши» и новой Европы Станислав Попелушко. Ребенка
окрестили два дня спустя после рождения под именем Альфонс, данным в
честь крестного отца. Но в годы детства и юношества все называли его
Алеком. Чувствительный и умный мальчик, почти никогда не жаловавшийся на
физическую боль, маленький Попелушко рос в простой и вместе с тем
нелегкой обстановке – между полевыми работами и школой. Перед тем, как
отправиться на уроки, Альфонс посещает Святую Мессу в приходской церкви,
где прислуживает в качестве министранта. В 1956 году мальчик принимает
Таинство Миропомазания. По благочестивому обычаю, в этот день следовало
выбрать себе Святого для подражания; Попелушко выбирает святого
Казимира, молодого польского королевича, почитаемого за добродетель
рассудительности, справедливости и защиты бедных, целомудрия и
благоговения перед Девой Марией. В 1961 году Алек оканчивает
начальную школу и поступает в гимназию. Больше всего ему нравятся
история, польская литература и русский язык. Никто не удивился, когда
скромный и тихий, но в то же время всегда отзывчивый и приветливый
мальчик сообщил о своем решении поступить в духовную семинарию. В 1965
году Попелушко отправляется в Варшаву, однако, вскоре он вынужден
оставить Варшавскую семинарию Св. Иоанна Крестителя, чтобы нести
обязательную воинскую службу в особом подразделении, отведенном для
духовенства. Парадоксально, но именно в армии будущие священники Церкви,
гонимой коммунистической диктатурой, учились преодолевать страх,
привыкали в стенах казармы к постоянным угрозам и издевательствам. Не
удалось их избежать и Алеку: психологическое давление, побои, карцер,
невозможность пользоваться отпускными билетами – и все это только
потому, что он отказался сдать начальству четки – Св. Розарий. Родители
были в полном неведии о присходящем: они узнают об этом много лет
спустя. В 1968 году истекает двухлетний срок воинской службы. У
Алека подорвано здоровье, он ложится на операцию щитовидной железы,
после чего возвращается в семинарию, и наступает относительно спокойный
период в его жизни. Молодой семинарист доверяет своим настоятелям и
откровенен с ними. Он умеет страдать в одиночку и не отягощать никого
своими проблемами. В 1971 году Алек принимает сан иподиакона, в 1972
году – диакона. Алек Попелушко изменяет имя, данное при Крещении – по
совету одного епископа: он полагал, что священнику не подобает носить
имя, которое высмеивается в популярных песенках. Молодой диакон
принимает имея великого мученика, почитаемого на Востоке и Западе – Св.
Георгия. По-польски оно звучит «Ежи». Это имя как нельзя лучше подходит
человеку, девизом которого стали такие слова: «Если я где-либо должен
что-либо делать, то стараюсь или вообще это не делать, или делать
основательно, вкладывая всю душу в то, что я делаю». 28 мая 1972
года в варшавском кафедральном соборе Св. Иоанна Крестителя Примас
кардинал Стефан Вышинский рукоположил Ежи во священника. Новая жизнь
начинается на окраине Варшавы, в приходе Св. Троицы. Служение отца Ежи
Попелушко сразу же приобретает отличительную черту: он проповедует
собственной жизнью, отдавая ее целиком на служение Богу и людям. Новый
настоятель завоевывает сердца прихожан последовательностью своей жизни и
своей неисчерпаемой энергией. В период с 72 по 79 год отец Ежи служит
настоятелем в нескольких варшавсих приходах, а в 1979 году ему поручают
несколько иную миссию: он становится капелланом студентов медицинского
факультета при университетской часовне Св. Анны. В том же году его
назначают членом Национального пастырского совета по здравоохранению и
епархиальным ординарием для младшего медицинского персонала. И на этом
новом поприще не иссякает энергия молодого священника: он участвует в
студенческих протестах, становится в ряды бастующих медицинской
Академии. «Пастырское душепопечение баррикад», как говорили о Ежи
Попелушко, позже приведут его в самую гущу событий в Польше 80-х. В
одном интервью 1983 года отец Ежи признается: «Я не в состоянии запереть
свое священство в храмовых стенах». И еще: «Работа священника – это, в
определенном смысле, продолжение деятельности Христа. Священник
избирается из народа и для народа рукополагается, чтобы служить ему.
Поэтому долг священнослужителя – быть всегда с народом, в час радости и
горя. Обязанность священника – быть с народом, когда он больше всего в
нем нуждается». В 1980 году – новое незначение: дон Ежи становится
викарием прихода Св. Станислава Костки. Это – год печально известного
«польского лета». Идут забастовки по всей стране. В столице
забастовочный комитет ищет священника для воскресной Мессы на
сталелитейном заводе, занятом бастующими рабочими. Кард. Вышинский,
выслушав просьбу уполномоченных комитета, среди тысячи имен без
колебаний выбирает одно-единственное: Попелушко. Отец Ежи никогда не
забудет то воскресенье 80-го. Рабочие встретили его аплодисментами –
первого священника, перешедшего порог завода. «Это были аплодисменты
Церкви, которая неустанно стучалась в двери фабрик в течение тридцати
лет», -- писал отец Ежи, вспоминая об этом дне. Наступил переломный
момент в жизни и служении священника Ежи Попелушко. С того момента его
пастырской заботе вверена совершенно новая реалия: рабочие
металлургических предприятий Варшавы. В 1981 году в Польше было
объявлено военное положение. Во время продолжительной «польской зимы»
Ежи до конца останется в рядах своей паствы. Когда начались процессы,
священник сопровождал в трибунал родных обвиняемого и садился вместе с
ними в первый ряд. Он организовал доставку помощи заключенным рабочим и
их семьям. Помнил наизусть имена и нужды сотен человек. Ему тоже
угрожают, но он продолжает идти на осознанный риск. Тем, кто советует
ему быть предусмотрительным, Ежи отвечает: «Самое большее, что мне могут
сделать – это убить». И добавляет: «У меня нет ни жены, ни детей,
никому ничего не угрожает. И если я буду убит, то за мои поступки. Может
ли быть что-то прекрасней этого?». Муз В 1982 году за
священником Попелушко устанавливают слежку. Он часто повторяет,
обращаясь к друзьям и своим церковным предстоятелям: «Мне осталось
недолго». В Дневнике, опубликованном после его смерти, Ежи Попелушко
предстает перед нами в этот кульминационный момент своей пастырской
работы: капеллан польской «Солидарности», защитник гражданских прав,
покровитель угнетенных, духовный наставник в самых разных
профессиональных и общественных кругах, священник, способный почти
чудесным образом сочетать невообразимое число занятий, полностью
лишенный личного времени и всегда готовый помочь, вплоть до полного
самоистязания. Предвидя свой скорый арест, Ежи Попелушко старался
использовать каждый момент для того, чтобы закончить начатое им дело. В 1982 году отец Ежи совершает первую «Мессу за отечество», и во время проповеди обличает отсутствие в стране свободы слова.
В 1980 году отец Ежи побывал в Соединенных Штатах Америки, о чем также
оставил записи в дневнике. «Страна изобилия» производит на него большой
эффект, он изумляется, как ребенок, но окружающее его не зачаровывает. С
удивлением он пишет о том, что и в стране так называемой «свободы» он
встречается с большим невежеством и предрассудками. Но он не осуждает, а
испытывает жалость. И понимает: не только бедность и цензура могут
унизить народ. И наоборот: лишенный всего, в том числе и физической
свободы, человек, может быть более свободным и обладать большим
достоинством, нежели тот, кто имеет всю власть и богатство сего мира.
Итак, с одинаковой прямотой отец Ежи обличает и фальшь порочного
материализма Запада, и безумную и отчаянную идеологию коммунистической
диктатуры. Служба безопасности прибегает к испытанному методу:
подкладывает в квартиру целый арсенал. Дом подвергают обыску, и на
глазах у отца Ежи «находят» оружие. Гротескность ситуации настолько
поражает его, что он восклицает со смехом: «Господа, вы перегнули
палку!». Тогда он чудом избежал пожизненного заключения в лагеря, как,
впрочем, и еще раз – когда комитетчики в штатском задержали его у входа в
церковь и спросили: «Вы знаете отца Попелушко?» «Да, немного», --
ответил отец Ежи и спокойно вошел в храм. 19 октября 1984 года
отец Ежи Попелушко был зверски убит тремя агентами секретных служб. Тело
священника было брошено в Вислу. В течение нескольких дней верующие
надеялись, что отец Ежи жив, но 27 октября исполнитель преступления
признается: «Я убил его своими руками». Вся страна была потрясена, но
никто не отреагировал местью или насилием, помня о словах своего
пастыря. Отец Ежи любил повторять: «Нужно побеждать зло добром».
«Заказчики» никогда не предстали перед судом; убийцы были приговорены к
тюрьме и досрочно вышли на свободу. Истина и солидарность были в
центре христианского свидетельства отца Ежи Попелушко. «Истина всегда
идет рядом с любовью, -- проповедовал польский мученик наших дней, – а
любовь имеет высокую цену, поэтому и истина дорого стоит». Ежи
Попелушко часто ссылался на личность и пример Св. Иоанна Предтечи,
говоря о нем как о смелом и справедливом человеке, нашедшим в себе
мужество обличить зло и несправедливость даже перед лицом царя, когда
тот увел жену у собственного брата. Праведник – тот, кто руководствуется
истиной и любовью. Испытывал ли страх ксендз Попелушко? Когда ему
самому задавали этот вопрос, он говорил: «Да, по-человечески я боюсь; но
если Вы верите в Христа, то знаете о существовании иного измерения, за
пределами страха. Арест, пытка, даже сама смерть не знаменуют собой
окончание истории». Образ Ежи Попелушко соединяет в себе
необычайную активность и в то же время созерцательность. Во время своего
визита во Влоцлавек, где Ежи обрел мученическую смерть, Папа Войтыла
затронул проблему, которая еще больше приближает мученичество отца Ежи к
Страстям Нашего Господа: а именно, двусмысленное перенесение в
политическую сферу того, что принадлежит исключительно к религиозному
порядку. Нельзя приравнивать свидетельство Ежи Попелушко к политическому
активизму, но следует смотреть на его личность в полноте истины всей
его жизни, с точки зрения «внутреннего человека», о котором пишет Св.
Апостол Павел в Послании к Ефесянам. Ксендз Попелушко был духовным отцом
угнетенных и гонимых, подвергая себя самого тем же испытаниям.
|