В продолжение нескольких веков почти весь христианский Восток
принадлежал к Вселенской Церкви. Сохраняя свои местные обрядовые обычаи
и особенности церковного благочестия, восточные церкви признавали
Римского вселенского архиерея преемником главы Апостолов, Петра, и
обращались к нему за разрешением крупных церковных споров и
догматических сомнений или за утверждением постановлений соборов. До
одобрения Апостольским Римским Престолом не считались общеобязательными
даже определения Вселенских Соборов. Папу почитали, как общего отца
всех верующих и всех пастырей. Папа мог сместить, осудить или отлучить
от Церкви любого восточного патриарха, которого он считал недостойным и
еретиком; он же нередко возвращал кафедры иерархам, несправедливо
осужденным пристрастными соборами восточных епископов.
Константинопольский патриарх Несторий был осужден лично папой св.
Келестином и Ефесский Вселенский (III) Собор только привел в исполнение
это постановление папы. Папа св. Лев Великий осудил несколько высших
восточных иерархов и издал свое знаменитое догматическое послание,
которому подчинился весь православный Восток. Никто из великих
восточных святых не возражал против высшей архипастырской и
вероучительной власти Римского епископа. Все те папы первых веков,
которые проявили наибольшую решительность и самостоятельность в
управлении христианским Востоком, были после своей смерти, причислены к
лику святых и до сих пор почитаются не только во Вселенской Церкви, но
и в отпавших церквах Востока.
Но, с другой стороны, корни греческого раскола
восходят до глубокой древности. Византийские христианские императоры
были единственными прямыми и непосредственными наследниками всемогущих
языческих Римских императоров. Было бы чудом, если бы они не
унаследовали от них, вместе с мировой империей, ее законами и нравами,
кое-что и из их взглядов на отношение между государственной властью и
религией. Римские императоры были полновластными хозяевами
государственной языческой религии, назначали и смещали "богов" по
своему усмотрению; иногда они самих себя объявляли богами. Приняв
христианство, Константин, конечно, отказался от этих нелепых притязаний
на божественность; он был искренним, подлинным христианином. Но
большинство его преемников, при всей своей преданности христианству, не
устояли перед великим искушением - из покровителей Церкви сделаться ее
правителями. Появился так называемый "цезарепапизм." Светская власть
стала вмешиваться в церковные дела и, по крайней мере косвенно, - в
вопросы вероучения; она стремилась превратить церковную иерархию - как
это раньше делалось с языческими жрецами - в послушное орудие
правительства, безусловно преданное его земным политическим целям,
готовое принести вселенские задачи Церкви в жертву государству. При
этом византийские императоры неизбежно должны были столкнуться с
богоустановленными защитниками свободы Церкви, Римскими папами, не
допускавшими, чтобы Церковь уклонялась от своего назначения - вести
людей к вечному спасению. Естественно, что византийский двор всячески
старался умалить значение папы, обессилить его постановления, вызвать
сомнения в его догматическом главенстве. Уже на III Вселенском Соборе
император Феодосий попытался было низложить папского местоблюстителя,
св. Кирилла, патриарха александрийского, горячо отстаивавшего
догматическую власть папы. "Наше Величество, писал император Кириллу,
не потерпит того, кто захотел бы более повелевать, чем излагать только
свои мнения..." (Деяния Всел. Соборов, изд. Казан. Дух. Акад., 1859, т.
I, стр. 478). Императору хотелось самому "повелевать" Вселенскому
Собору. То же самое часто повторялось и впоследствии. Иерархов, верных
Риму, ожидали притеснения, немилости, подчас открытые гонения;
наоборот, раболепные епископы, которые благосклонно относились к
императорской системе управления Церковью, могли рассчитывать на
почести, подарки. Вследствие этого в восточном клире появились два
течения: все святые иерархи и подвижники (Афанасий, Златоуст, Дамаскин,
Студит и др.) мужественно боролись с цезарепапизмом и защищали
Католическую Церковь, все же иерархи, которые были нравственно
неспособны на самоотверженное служение Христу, склонялись к
независимости византийской церкви от Рима, к полной "автокефальности".
Чтобы успешнее противодействовать папству, императоры постепенно
возвеличивали епископскую кафедру императорской столицы,
Константинополя; с течением времени константинопольский епископ получил
титул патриарха (впоследствии он стал даже именовать себя "вселенским
патриархом"), а к канонам IV Халкидонского Вселенского Собора группа
греческих епископов незаконным образом прибавила пресловутый "28
канон", ставивший императорскую константинопольскую патриархию выше
древних восточных патриархий и "первой после Рима". Папа св. Лев Вел.
отверг этот лжекакон, как пагубный для Церкви.
Пока были живы предания древней христианской
церковной мысли и народ хранил заветы великих Отцов Церкви IV и V
столетий, усилия сторонников греческого раскола не имели прочного
успеха. Но в IX веке положение резко изменилось к худшему.
"Византийским императором был в то время малолетний
и тупоумный Михаил, впоследствии за свою страсть к вину и
разнузданность получивший прозвище "Пьяницы". Вместо него правил
царством дядя его Барда, цареградским же епископом был тогда св.
Игнатий. Барда, человек жестокий и развратный, живший в незаконной
связи с собственной невесткой еще при жизни жены, рассердился на св.
Игнатия за то, что тот лишил его Св. Причастия за распутную жизнь. По
настоянию Барды, св. Игнатий был насильно удален с своего престола и
отправлен в ссылку. На его место Барда приискал Фотия. Фотий, до того
времени мирянин, отличался замечательной ученостью, но вместе с тем был
непомерно горд и высокомерен. В патриархи он был рукоположен отлученным
от Церкви еретиком, епископом Григорием Сиракузским, так как никто из
православных епископов не решался рукоположить его... Между тем,
Игнатий подвергался самым жестоким обидам. Переводимый из одной тюрьмы
в другую, моримый голодом, он должен был в кандалах явиться на суд
Фотия... Все эти жестокости предпринимались с целью принудить Игнатия к
отречению от престола в пользу Фотия... Папа Николай 1, узнав всю
истину, созвал в Рим епископский собор, на котором Фотий, уличенный в
незаконном захвате патриаршей власти, в жестокости и подлоге
документов, был отлучен от Церкви вместе с своими сообщниками... Фотий
открыто восстал против папы и против всей Западной Церкви, обвиняя
последнюю в мнимом искажении христианского учения... Заслуженная кара
недолго заставила себя ждать. Барда был умерщвлен по приказанию царя;
вскоре после того и царь пал под ударами заговорщиков. Новый император,
Василий, сейчас же по своем вступлении на престол, удалил Фотия и
возвратил кафедру Игнатию, который среди всеобщей радости вернулся в
столицу из заключения. Обо всем случившемся уведомили папу. Тот
отправил уполномоченных для устранения раскола. Созванный VIII
Вселенский Собор (869)... отлучил Фотия от Церкви. Вместе с тем отцы
Собора определили, что всякий истинный христианин должен признавать
Римского епископа главою всей Церкви. Св. Игнатий был снова
восстановлен на патриаршество... Между тем изворотливый Фотий лестью
снискал... расположение императора и при его помощи, вторично, после
смерти св. Игнатия. захватил патриарший престол... Чувствуя себя крепко
на патриаршей кафедре. Фотий дал волю своей гордости, стал обращаться с
папой без должного уважения и клеветать, что будто бы Римская церковь
исказила христианское учение..." (И. Забужный, Православие и
католичество, стр. 164-170).
После кончины Фотия, церковный мир был восстановлен,
последующие патриархи не восставали против папы. Но зло уже пустило
столь глубокие корни, что достаточно было появиться новому гордецу на
константинопольской кафедре, чтобы окончательно осуществить отпадение
императорской церкви от Вселенской. Таким честолюбцем оказался в XI
веке Михаил Керулларий.
"Керулларий, из какой то слепой ненависти к
латинянам, приказал закрыть все их церкви и монастыри, находившиеся в
Царьграде, при чем Св. Дары были потоптаны ногами греков. Вслед за тем
он разослал к епископам письма, упрекая латинскую церковь в разных
отступлениях... Тогдашний папа Лев IX ответил в пространном послании на
все бестолковые упреки (1) Керуллария и отправил в Константинополь.
своих уполномоченных с тем, чтобы они привели упрямого патриарха к
раскаянию... Не имея возможности придти к соглашению с Керулларием,
папские послы вынуждены были отлучить его от Церкви... Грамота с
отлучением была возложена публично на алтарь в соборе св. Софии 16 июля
1054 года, и этот день считается днем окончательного разрыва греков с
Католической Церковью... Греческим императорам понравился новый порядок
вещей, по которому патриарх, не признавая больше папы, всецело попал в
зависимость от царской власти. В епископы умышленно стали избирать
людей, которые, не считаясь с долгом совести, старались угодить
патриарху и императору... Мало-помалу Восток забыл о первенстве и
главенстве Римского епископа". (там же, стр. 171-174).
Из Византии греческий раскол распространился на соседние славянские страны и на Россию.
Но в существовании раскола повинен не один Восток,
были вины и со стороны Запада. Во время одного из крестовых походов
крестоносцы, вопреки строгим предписаниям папы, разграбили
Константинополь и вообще вели себя крайне вызывающе. Меченосцы
причинили много вреда святому делу духовного сближения России с
христианским Западом. Но добросовестный историк не может не признать,
что во всех этих прискорбных событиях зло шло не от Католической
Церкви, а как раз наоборот - от неповиновения Риму. Папа строго осудил
недостойное поведение крестоносцев, даже отлучил от Церкви некоторых из
них. Меченосцы не слушались Церкви еще задолго до своего открытого
отпадения в протестантизм. Итак, все великие исторические причины
Греческого раскола сводятся к одной - горделивому восстанию против
Апостольского Римского Престола, в свою очередь порожденному
подчинением религии самолюбивым земным расчетам. Такова главная причина
той роковой религиозной революции, которая принесла столько вреда
отпавшим церквам и подготовила почву для коммунистического безбожия.
(1) Вот некоторые из этих упреков: латиняне едят удавленину, мертвечину и черепах, при крещении сыплют соль в рот детей и т. д.
Из книги: Католический катехизис. Харбин, 1935 г.