А теперь о фреске «Страшный суд», расположенной на алтарной стене
Сикстинской капеллы, и ее персонажах (также см. иллюстрацию ниже, с
подписанными персонажами).
Верхняя часть фрески - это
летящие ангелы (люнеты), с атрибутами Страстей Христовых (слева -
крест, гвозди и терновый венец, а на правой стороне фрески - столб
бичевания, лестницы и копье с губкой, пропитанной уксусом).
Ангелы изображены без крыльев. Современник Микеланджело Джорджо
Вазари первым дал им своем труде простое наименование Ignudi
(«обнаженный»). (Эти же Ignudi «летают» и на потолке капеллы поддерживая
гирлянды и медальоны, в которые вписаны ряд картин);
Центральная часть фрески «Страшный суд» - Христос и Дева Мария между святыми Церкви.
Фреска сосредоточена вокруг доминирующей фигуры Христа в момент,
предшествующий оглашению приговора Страшного суда (Сцена взята
из Матфея, Глава 25, стихи 31-46).
Христос делает успокоительный жест окружающим. Хотя некоторые
исследователи считают, что Христос на фреске изображен с жестом, не
успокаивающим святых и избранных, стоящих вокруг, а напротив, изображен с
проклинающим жестом.
Богородица безучастно отвернула голову, она спокойно ждет приговора.
Святые и избранные, расположенные вокруг Христа и Богородицы, с тревогой ждут вердикта. Некоторые из них могут быть легко узнаваемы:
Святой Петр с двумя ключами (Петра обычно изображают со связкой
ключей, которая означает совокупность церковных Таинств, являющихся
символическими ключами от Царствия Небесного: «ты - Петр, и на сем камне
Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи
Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и
что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф.16,18-19);
Святой Лаврентий с решеткой, на которой он был заживо изжарен по приговору Римского суда в языческом Риме, столице империи;
Святой Варфоломей с куском его собственной кожи, которую, по легенде,
содрали с него язычники при казни святого на территории современной
Армении или Азербайджана. На куске изображен автопортрет Микеланджело;
Святая Екатерина Александрийская с зубчатым колесом (между двумя
такими колесами с шипами святая была, по легенде, разорвана по указу
римского префекта в Александрии (современный Египет);
Коленопреклоненный Святой Себастьян со стрелами в руке. По легенде,
стрелы метали в него римские императорские гвардейцы -язычники (Согласно
жизнеописаниям, до того как его схватили по приказу монарха и в
наказание за приверженность христианству, Себастьян был начальником
императорских гвардейцев в правлении двух императоров);
Слева, рядом с Себастьяном, на фреске «Страшный суд» изображен Св.
Андрей (с крестом); Тут же, в красной накидке, Св. Павел. Также
изображены и некоторые другие Апостолы;
С левой стороны фрески «Страшный суд»
персонажи олицетворяют девственниц, сивилл (предсказательниц) и
героинь Ветхого Завета. Среди других фигур выделяются две женщины: одна с
обнажённой грудью и другая, склонившаяся перед первой на коленях. Они
считаются олицетворениями милосердия Церкви и благочестия.
В центре нижней части фресок изображены Ангелы Апокалипсиса, которые пробуждают усопших звуками длинных труб.
На левой стороне внизу показано как тела воскресших поднимаются к небу.
Справа внизу ангелы и дьяволы отправляют грешников в ад;
Наконец, в нижней части фрески
изображен в окружении созданий ада лодочник Харон, замахивающийся на
грешников веслом, и отправляя последних к адскому судье Миносу (судью
можно узнать по змеям, обвивающим его тело).
(нажмите на изображение, что бы посмотреть в полном размере)
Перемежение христианских и античных образов (вроде лодочника
Харона) на фреске, как считается, вызвано влиянием историй из
«Божественной комедии» Данте.
Судье Миносу Микеланджело придал черты церемониймейстера Папы Павла
III Бьяджо да Чезена, который был критиком фрески «Страшный суд»
Микеланджело, говоря перед Папой и художником, что нечестивая нагота
фрески подходит, скорее, для бань и таверны, чем для Папской капеллы. Об
этом факте упоминает и официальный сайт Ватиканских музеев, управляемых
губернаторством Ватикана, отмечая что споры относительно наготы
персонажей фресок продолжались в течении многих лет, до 1564 года, когда
на заседании Конгрегации принято решение удалить некоторые
художественные решения Микеланджело, которые считались «непристойными».
Задача по драпировке было поручена Даниеле да Вольтера.
Однако, как отмечает ватиканский сайт, Даниеле да Вольтера
(получивший, как уже говорилось выше, в истории за изменение фресок
презрительное прозвище «порточник») только начал эту работу, а многие
другие драпировки были добавлены в последующие века. Напомним, что ряд
драпировок был удален в ходе реставрации 1981-1994 гг. Выступая на
открытии фресок Микеланджело после реставрации в 1994 году, Папа Иоанн
Павел II сказал, что одновременно с уничижением человеческого тела перед
Богом, человеческое тело также является отражением божественного
замысла. Таким образом, Папа Иоанн Павел II одобрил спорные моменты
творчества Микеланджело.
Часть 1, основные факты, чем прославилась капелла
Часть3, история создания фресок Микеланджело