В 70 г. Иерусалим был взят и разрушен римлянами. Одновременно начались жестокие гонения на христиан, продолжавшиеся почти 300 лет. С их окончанием мать императора Константина, св. Елена, ок. 320 г. приступила к поискам креста, на котором был распят Христос.
После долгих поисков Крест был найден 14 сентября 320 г. В связи с этим в Иерусалиме на Голгофе было возведено две базилики: Святых Мучеников и Воскресения. Базилику Святых Мучеников называли также базиликой Святого Креста. Торжественное освящение и передача обоих базилик в ведение епископа Иерусалимского состоялось 13 сентября 335 г. В память этого события 13 сентября стал справляться праздник Воздвижения Святого Креста, который позже перенесли на 14 сентября, сперва для тех церквей, где имелись частицы св. Креста, а потом для всей Вселенской Церкви.
В 614 г. в Святую Землю вторглись персы под предводительством царя Хосроя. Они разрушили все христианские церкви, в том числе храм Гроба Господня, а зная, как сильно почитают христиане Крест, они забрали его с собой. Весь христианский мир стал молиться о возвращении Святого Креста. Император Ираклий одержал победу над Хосроем и вынудил его вернуть похищенную реликвию (628). Рассказывают, что Ираклий хотел сам вознести Крест на Голгофу, но это удалось ему только тогда, когда он снял с себя свои царские одежды. Достоверность такого факта, однако, сомнительна, поскольку, по свидетельству св. Кирилла Иерусалимского (+ 387), уже в его время драгоценную реликвию поделили на многие части и разослали почти по всем окрестным церквам. Так что речь могла идти лишь о каком-то более-менее значительном её фрагменте.
В Кресте Христовом Церковь всегда видела алтарь, на котором Сын Божий совершил спасение мира. Поэтому каждая его частица, так обильно орошённая Его Драгоценной Кровью, пользовалась исключительным почитанием. Речь идёт не о подлинности каждой такой частицы, но о том факте, что каждая такая частица напоминает о Кресте Христовом и о великом деле, которое было на нём совершено для спасения рода человеческого.
О распятии Господа Иисуса сообщают все Евангелисты. Более того, они очень подробно описывают обстоятельства этого события. Согласно их свидетельству, Господь Иисус был распят около 12-ти часов дня и умер около 3-х часов пополудни. Его погребение состоялось ок. 5-ти часов пополудни.
Смертная казнь через распятие была известна у евреев, хотя и не была предусмотрена законом Моисеевым. Александр Яннай (126-76 до Р. Хр.) подверг этой казни возмутившихся против него фарисеев. Вместе с тем, эта казнь широко применялась финикийцами, карфагенянами, персами и римлянами. Эти последние, однако, не применяли её к римским гражданам, поскольку она считалась позорной и была крайне мучительна. С осуждённого снимали одежды, укладывали на крест, растягивали руки и ноги и прибивали либо привязывали ко кресту. Первый способ был более болезненным, зато при втором казнимый дольше мучился. Осуждённый страдал от жажды, от горячки, от удушья; несчастного донимало множество комаров и мух, а бывало, что его заживо расклёвывали стервятники. Крест обыкновенно имел форму буквы «Т» (тау). С торжеством христианства император Константин Великий в 316 г. отменил этот вид казни.
Самый большой фрагмент святого Креста находится сегодня в церкви св. Гудулы в Брюсселе. В базилике св. Петра в Риме хранится частица реликвии, которую византийские императоры носили на груди во время самых выдающихся торжеств. В сокровищнице собора Парижской Богоматери имеется частица святого Креста, подаренная аббатству Сен-Жермен-де-Пре сестрой польской королевы Марии Гонзаги Анной, а той завещал её король Ян Казимир. В Польше самый большой фрагмент св. Креста находился в церкви доминиканцев в Люблине. Достаточно большой фрагмент реликвии находится в базилике Святого Креста в Риме.
В честь Святого Креста воздвигнуто множество храмов. Только в Польше их более ста. Существует также несколько монашеских — мужских и женщин — орденов, носящих имя Святого креста. Самое значительное из них — Общество Св. Креста, основанное в 1837 и утверждённое Римом в 1855 г.
В главе почитателей Креста стоит св. Апостол Павел. Особым почитанием креста отличалась св. Елена. Однако на особую высоту почитание креста вознесло Средневековье, когда повсеместно и очень живо развивался культ Страстей Господних. Среди святых особо отличались таким почитанием св. Бернард (+1153), св. Франциск Ассизский (+1226), св. Бонавентура (+1274), св. Филипп Бениций (+1285), а в позднейшие времена бл. Владислав из Гельнёва (+1505), св. Пётр из Алькантары (+11562), св. Иоанн от Креста (+1591) и св. Павел от Креста (+1775). В награду за сердечное почитание своих страданий Иисус наделил множество святых даром стигматов. История Церкви знает 330 подобных примеров. Из самых последних — Тереза Неуманн (+1962) и св. Падре Пио (+1969).
Изображения креста, рисованные или выгравированные, встречаются в I в., причем в самых разнообразных формах и символике, центральным образом которой всегда является Христос. С IV в. встречаются кресты без Распятого, зато богато украшенные драгоценными камнями и золотом (crux gemmata). Их форма также различна. Различают, например кресты: Христа, св. Петра, св. Андрея, св. Пахомия, крест эфиопский, армянский, иерусалимский и т. д. В раннем Средневековье обычным был крест с изображением Христа с царской короной на голове. С XII в, появляются распятия современного вида, с выражением страдания и ужаса. Самый древний крест обнаружен в Геркулануме, в одном из домов, засыпанных вулканическим пеплом при извержении Везувия в 79 г. Эта находка произошла в 1748 г. На одной из стен дома виден чёткий оттиск висевшего на ней большого креста. Сохранилось даже отверстие от гвоздя, на котором висел этот крест.
Почитание Кресту Христову воздаётся также через крестное знамение. Первоначально его совершали над предметами, осеняя их ладонью. Этот знак был выражением веры, охраной от несчастья, призывом Божьего благословения. Этот обычай также идёт с первых веков христианства. Кроме того, он воспринимался, как выражение католического кредо, как символ важнейших истин веры. Словами подчёркивается вера в Бога, единого в Троице, а движением руки подчёркивается наше спасение через Христовы страдания и смерть. О крестном знамении пишет уже Тертуллиан (+ ок. 240 г.). Св. Иероним говорит о нём в послании к Евстохии. Первые христиане очень часто пользовались этим знамением. Церковь сохранила этот обычай и во время литургии благословляет таким образом своих верных.
для просмотра в полном режиме нажмите на изображение Проповедь св. Андрея Критского
Крест — слава и вознесение Христа
Мы справляем праздник Креста, того креста, который изгоняет тьму и возвращает свет. Мы справляем праздник Креста, и, вместе с Распятым, мы возносимся на высоты, мы оставляем под собой и землю, и грех, чтобы получить небесные блага. Какая великая вещь — обладать Крестом: тот, кто им обладает, обладает сокровищем. Я употребил слово «сокровище», чтобы обозначить то, что называют и что действительно является лучшим и самым великолепным из всех благ; ибо через него, ради него и в нём открывается суть нашего спасения и наше возвращение к первоначальному состоянию.
Действительно, если бы не было Креста, если бы Христос не был распят, если бы жизнь не была пригвождена к виселице, а источники бессмертия, кровь и вода, которые очищают мир, не излились из Его бока, не было бы порвано рукописание нашего греха, мы бы не получили свободы, мы бы не воспользовались плодами древа жизни, и рай не открылся бы для нас. Если бы не было Креста, смерть не была бы повержена, и ад не лишился бы своего оружия.
Стало быть, крест есть нечто великое и драгоценное. Великое, ибо от него проистекают многочисленные блага, тем более многочисленные, чем больше торжествуют чудеса и страдания Христовы. Драгоценное, ибо Крест это знак одновременно и страдания, и торжества Божия. Он знак Его страдания, ибо на нём Он умер горькой смертью; он знак Его торжества, ибо на нём диавол был поражён и побеждён, и смерть была побеждена вместе с ним; им были разбиты адские запоры, и Крест соделался спасением для всего мира.
Крест это слава Христа и Его вознесение. Он — желанная чаша, в которой содержатся все страдания, которые Христос претерпел за нас. Что Крест это слава Христа, Он говорит Сам: «Ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в Нем. Если Бог прославился в Нем, то и Бог прославит Его в Себе» (Ин 13,31-32). И ещё: «Прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира» (Ин 17,5). И ещё: «Отче! прославь имя Твое. Тогда пришел с неба глас: и прославил и еще прославлю» (Ин 12,28). Всё это означало славу, которую Он должен был получить на Кресте.
Что Крест это также и вознесение Христа, ты узнаешь из Его собственных слов: «Когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин 12,32). Итак, ты видишь: Крест это слава и вознесение Христа.