Викентий де Поль родился 24 апреля 1581 года в бедной крестьянской семье в деревне Пуи неподалёку от Дакса в Гаскони (ныне Ландо, область на юго-западе страны), которая в то время была одним из самых нищих регионов Франции. Он рос очень смышленым мальчиком и, благодаря счастливому случаю и покровительству местного помещика, смог получить общее образование в Даксе. В то время существовало несколько путей вырваться из нищеты: это церковная карьера, монашество, армия или разбойничья жизнь. Поэтому Викентий, ведомый мыслями о карьере и успехе в обществе, избрал для себя церковную карьеру и занялся изучением богословия в Тулузе. В 19 лет он был рукоположен в священники и позже еще 4 года изучал богословие.
Во время одной из поездок в Марсель он был взят в плен турецкими пиратами и увезен в Тунис, в рабство. Сначала он работал у одного алхимика, а затем на сельхозработах у одного француза-ренегата из Ниццы. Находясь в таком безнадежном положении, он открыл для себя путь к более глубокому единению с Богом. У него была возможность переосмыслить свою жизнь священника, пережить разлуку с близкими, осознать крах всех своих ожиданий. В 1608 году он получает свободу и приезжает в Париж и, не имея влиятельных связей и средств, живет в нищете. Через некоторое время, в 1612 году, ему удаётся добиться приёма у короля Генриха IV и назначения настоятелем небольшого прихода в Клиши возле Парижа и капелланом королевы Маргариты де Валуа.
В школе кардинала Берюля и Франциска СальскогоСвятой Викентий избрал своим духовных отцом Пьера Берюля (1575-1629 гг.) и таким образом оказался в центре самых горячих и пылких веяний в религиозной жизни французской церкви, касающихся реформ, принятых на Тридентском Соборе. Но самым главным было его посвящение в тайну Христову – основу всего христианства. Благодаря Берюлю он открыл для себя и кармелитанскую духовность, которая основывается на Любви Христовой. Все большее внимание святого Викентия привлекала мысль о том, что вочеловечившись, Иисус Христос оказался непосредственно среди бедняков, которые через Него и стали сердцем всей жизни святого. Кардинал Пьер Берюль, человек, исполненный мудрости, много помогал ему в первые годы жизни в Париже и как духовный отец указал на необходимость серьезного и бескорыстного священнического служения.
Святой Франциск Сальский посвятил Викентия в созерцание Божьей Любви и стал для него примером кротости, радушия и открытости. Это знакомство на всю жизнь запечатлело в Викентии стремление к святости.
Духовный пастырь
По настоянию Пьера Берюля святой Викентий в 1613 году становится капелланом и духовным наставником в семье генерала галер Филиппа Эммануэля Гонди, который в 1617 году назначил его капелланом на галерах. Очень быстро он завоевал уважение и симпатию своих великих защитников и покровителей. Но, не смотря ни на что, он продолжал чувствовать себя в заточении в замке Монмирай, а потому учил катехизису бедных крестьян, живших в обширных владениях его господ.
И вот настал день, когда, стремясь разделить с бедными их нищету, он тайно бежал из замка, чтобы стать священником в бедном и заброшенном приходе в Шатийон ле Домб. Он оставался там недолго, но именно в это время произошло событие, определившее его жизненный путь.
Однажды перед воскресной Литургией ему рассказали, что в одном доме где-то на отшибе целая семья умирает без какой-либо помощи: все тяжело больны и не могут помогать друг другу... Во время проповеди Викентий рассказал об этом своим прихожанам, препоручив их милосердию эту всеми забытую семью. Когда после вечерни он отправился навестить этих бедняков, то встретил женщин, которые уже возвращались обратно. Их было так много, что можно было подумать, будто это целая процессия.
Все это было трогательно, но Викентию было досадно, что стремление творить дела милосердия было хотя и велико, но спонтанно и неорганизованно. За обильными даяниями и щедрой помощью вскоре последовали дни забвения и лишений.
Поэтому Викентий решил объединить всех своих «дам-благотворительниц» в общество. Он дал им правило, в котором предусматривалось все: как найти подход к нуждающейся семье, как и в каком порядке нести поочередное дежурство, как раздобыть необходимую помощь и вести отчетность, как ухаживать за больными ради любви к Иисусу, как их кормить, как разумно использовать время...
Викентий дал этому первому обществу мирян название, пламенеющее огнем христианства: «Каритас», милосердие, любовь. Это слово, в христианском учении обозначающее Самого Бога и богословскую добродетель, которую Он изливает в наши сердца, стало для Викентия (по традиции, восходящей к Средневековью) тем названием, которое он дал всем своим обществам.
Святой Викентий обладал талантом работать одновременно в нескольких направлениях, сотрудничать с людьми различного происхождения. Для помощи бедным были организованы общества мирян как из дворян, так и из буржуа, особенно это касалось обществ «дам-благотворительниц». Викентий убедил их часть своего времени и денег посвящать помощи бедным. И вскоре маленькие благотворительные общества возникли по всей территории Франции.
Он предписывал себе и другим правила, при соблюдении которых любое начатое дело должно было состояться. Он воспрещал себе и другим ненужный риск, плохо подготовленные мероприятия, из-за которых часто терпят крах благие религиозные начинания. Как настоящему руководителю, ему было свойственно одновременно целостное, всеобъемлющее видение вещей и внимание к деталям.
Великий организатор и здравомыслящий человек, Викентий был также и глубоко верующим человеком с большим молитвенным и мистическим опытом. Разнообразная помощь, которую он оказывал бедным, не была плодом банальной филантропии, она основывалась на Евангелии, а именно на 25 главе Евангелия от Матфея, в которой Иисус говорит: «То, что вы делаете для одного из меньших сих, для меня делаете».
В 1625 году святой Викентий основал Конгрегацию Миссионеров или Конгрегацию Лазаристов (по имени монастыря св. Лазаря, где располагалась резиденция конгрегации). Они занимались проповедованием среди бедняков по селам в окрестностях Парижа, рассказывая им об Иисусе Христе и о Благой Вести Евангелия, помогали им с продуктами и одеждой, особенно во время многочисленных войн и голода, которые постоянно терзали Францию. В 1633 году папа Урбан VIII утвердил её конституцию.
Вторым важным делом, которому святой Викентий посвятил жизнь, было повышение уровня нравственности и образованности священников. В первой половине XII века во Франции упадок среди клира был ужасающим – многие священники не умели ни читать, ни писать; в монастырях традиции были забыты, дисциплина расшаталась и, наряду с ленью и невежеством, царила открытая безнравственность.
Одной из главных заслуг святого является создание стройной системы подготовки священников: предсеминарий и семинарий. Работой над созданием этой системы во Франции он занимался с 1626 года до самой смерти. Сам святой Викентий де Поль основал 18 семинарий и множество школ и предсеминарий. Система быстро распространилась на соседние с Францией страны, что имело колоссальное значение для улучшения уровня образования клира и его нравственного воспитания.
К концу жизни Викентия во Франции проповедовало 840 миссий, и в распоряжении святого было 25 домов, 131 священник, 44 клирика и 52 коадъютора.
«Серые сестры»Однако трудностей было немало, и решить их помогла одна из тех встреч, которые становятся знамениями истории.
14 июня 1623 года молодая тридцатидвухлетняя вдова из знатной семьи пришла к Викентию, чтобы попросить его быть ее духовным отцом. Он зачислил ее в ряды своих дам-благотворительниц и обнаружил нечто странное: эта женщина, внутренне скованная и мучимая страхами, с расшатанной нервной системой, с бедными становилась спокойной и нежной, как мать. Это стало для Викентия отправной точкой во всем деле духовного руководства ею, и он стал учить госпожу де Марияк «открыть свое сердце, взяв на себя чужое бремя».
Так госпожа де Марияк стала его ближайшей сподвижницей на службе бедным, и сегодня Церковь почитает ее как святую Луизу де Марияк.
Вплоть до того времени в церковной жизни перед женщиной, которая хотела посвятить себя Богу, открывался только один путь – путь общей монашеской жизни с монахинями, давшими обеты, в затворничестве, за решеткой, в монашеских одеждах, за стенами монастырей с долгими молебнами.
Однако Викентию удалось сделать то, чего не удавалось никому: вместе с Луизой де Марияк он собрал несколько девушек из народа, которые хотели посвятить себя Господу, по-прежнему оставаясь в миру, безраздельно служа бедным и отверженным. Так родились «дочери милосердия», которых в народе называли «серыми сестрами».
В 1633 году святой создал вместе с герцогиней Луизой де Марияк конгрегацию дочерей милосердия, главным делом которой стала помощь бедным, больным, брошенным детям и каторжникам.
Вот известные слова, знаменовавшие важнейший переворот в традиционной женской монашеской жизни, сказанные Викентием о новом, в те времена неслыханном юридическом установлении: «Их монастырем будут дома больных и дом настоятельницы. Их кельей – комната, снимаемая внаем. Их капеллой – приходская церковь. Их монастырским двором – городские улицы. Их затворничеством – послушание. Их решеткой – страх Божий. Их покровом – святая скромность. Их обетами – неизменное упование на Божественное Провидение и полная жертвенная самоотдача».
Св. Викентию и св. Луизе также пришлось впоследствии отчасти ввести жизнь своих сестер в установленные рамки, однако они положили начало не только всем современным деятельным, апостольским конгрегациям, но и всем объединениям женщин, принесших обеты, но живущих в миру, – объединениям, которые сегодня рождаются в рамках различных церковных движений.
Что это конкретно означало в сложной и жестокой жизни общества того времени, можно понять, лишь увидев их за работой.
Ко всему прочему он основал «Общество помощи детям-подкидышам». И речь шла не только о том, чтобы перепеленать их, но о том, чтобы воспитывать их до тех нор, пока сами они не смогут зарабатывать себе на пропитание. Но вот золотые слова, сказанные Викентием тем сестрам, которым он поручил это служение: «Вы будете подражать Деве Марии, потому что будете матерями и девами одновременно. Видите ли вы, дочери мои, что сделал Бог для вас и для них? От вечности Он предопределил это время, чтобы вдохнуть в некоторых женщин желание взять на себя заботу об этих малышах, которых Он считает Своими: от вечности Он избрал вас, дочери мои, чтобы вы служили им».
После детей-подкидышей настал черед узников и галерных гребцов. Итак, Викентий стал главным капелланом всех галер королевства и послал на них своих дочерей милосердия, для которых приказал построить маленькие дома рядом с тюрьмами.
Думая об этом предприятии, нам нужно попытаться воочию представить себе, о чем идет речь: Викентий требовал от своих «дочерей», чтобы они оказывали любую материальную и духовную помощь: мыли тюремные камеры, стирали белье каторжников, ежедневно готовили им суп, ободряли их, ухаживали за больными, бинтовали им раны, провожали их крестным путем к кораблям и там, в порту, вновь начинали оказывать им всевозможную помощь.
И все это – без ложной стыдливости и без брезгливости: им пришлось опуститься на самое дно общества, слышать грубости и непристойные предложения охранников и каторжников, сносить мучительные тяготы и клевету и уметь защищать себя умно и осмотрительно (и Викентий дает на то очень точные указания!). Одним словом, как он говорил, они должны были «быть как лучи солнца, которые постоянно падают на грязь, но, несмотря на это, остаются чисты».
К уходу за каторжниками впоследствии, во время частых войн, добавился уход за солдатами. Дочерей милосердия посылали на поля сражений, чтобы «как-то восстановить то, что люди захотели разрушить, чтобы сохранить жизнь там, где люди хотят уничтожить ее».
Среди огромного количества бедноты многие пожилые люди были бывшими ремесленниками, которые пошли по миру из-за безработицы или разорения. Он выбрал из их числа тех, кто казался ему приличнее и трудолюбивее остальных (двадцать мужчин и двадцать женщин). К ним приставили рабочих, помогавших им снова взяться за дело и обрести вкус к работе, которая бы подходила им по возрасту и могла бы принести им кое-какой заработок. Он даже приказал им проводить нечто вроде производственных собраний.
Таким образом возникли центры, помогавшие людям возвращаться к труду. Викентий часто в течение нескольких часов отдыхал там, беседуя со своими старичками, вновь ставшими добросовестными тружениками.
Конечно, такой путь был пригоден не для всех, но для общества того времени он стал точкой отсчета, образцом решения социальных проблем с христианских позиций.
Викентий стремился также помочь тем, кому насильственное заключение в больницу нанесло бы вред: пожилым людям, которые, хотя и были нищими, сохранили семейные связи и были бы насильственно разлучены с близкими, так как по закону мужчины и женщины должны были содержаться в разных отделениях. Викентий устроил для них «малые дома», где нищие супруги могли жить вместе. Это начинание не могло разрешить серьезной проблемы, но указывало путь, вселяло надежду, являло собой пример разумной благотворительности.
Бремон писал: «Викентий де Поль стал святым не потому, что был милосерден, но именно его святость сделала его поистине милосердным». А святость есть безраздельная самоотдача Христу и Церкви.
Умер святой Викентий 27 сентября 1660 года в Париже. Папа Бенедикт XIII провозгласил его блаженным 12 августа 1729 года, а папа Климент XII канонизовал 16 июля 1773 года. Мощи святого Викентия хранятся в капелле, названной в его честь, на улице Севр в Париже.