Мальчиков до двух лет и ниже, убитых по приказу Ирода в Вифлееме и окрестностях, св. Иреней, св. Киприан, св. Августин и другие Отцы Церкви называли именем мучеников. Их почитание стало распространяться уже с I в. после Рождества Христова.
Об этом событии сообщается в Евангелии от Матфея, 2,1-16. Приказ об истреблении младенцев дал Ирод Великий, царь Иудейский, когда узнал от волхвов о рождении Мессии, ожидаемого народом Израильским. И тогда, в страхе, что Мессия отберёт престол у него и у его потомков, он предпринял жестокую попытку избавиться от Младенца.
Во времена Ирода бытовало убеждение, что в государстве всё, даже люди, принадлежит властителю, имеющему над ними право жизни и смерти. Из истории известно, что Ирод отличался особенным властолюбием и подозрительностью. Он взошёл на престол по трупам и держался на нём благодаря террору. Во всём при этом угождая Риму, он пользовался его поддержкой. Не будучи сам иудеем, он истребил иудейскую династию, правившую до него, в том ч. своего тестя Гиркана II, свою жену Мариам, её мать и даже троих своих сыновей, видя в них возможных соперников. Перед самой своей смертью, чтобы не дать иудеям радоваться о своей кончине, он велел собрать на стадионе в Иерихоне самых видных представителей народа и перебить их при получении известия о его смерти. К счастью, этот чудовищный приказ не был исполнен. Все эти факты и много им подобных ясно свидетельствуют, кем был Ирод и что значило для него убийство нескольких десятков младенцев.
Учёные библеисты задаются вопросом, сколько могло быть убитых младенцев? Население Вифлеема в то время могло составлять ок. 1000 человек; младенцев до двух лет при этом было бы не более ста; следовательно, мальчиков 50, и это скорее максимальная цифра, которая в реальности была, скорее всего, меньше. Благодаря тому, какой возраст назначил Ирод, можно судить о возрасте Христа на тот момент: ок. 1 года, поскольку Ирод, вероятно, прибавил 1 год «для страховки».
Почитаемые, как flores martyrum— «первенцы мученичества», Невинноубиенные Младенцы не пожертвовали жизнью за Христа, но, несомненно, были убиты из-за Него. Они восторжествовали над веком сим и приобрели мученический венец, не испытав зла века сего, похотей плоти и бесовских искушений.
В иконографии часто затрагивается этот драматичный сюжет; к нему обращались такие выдающиеся живописцы, как Джованни Франческо Барото, Николя Пуссен, Гвидо Рени, Дюрер, Романино, Питер Брейгель, Рубенс и др.
Святые Невинноубиенные Младенцы являются покровителями церковных хоров.
День памяти 28 декабря.
Маттео ди Джованни.
Избиение младенцев (1488).