ВОПРОС: Почему, согласно каноническому праву Католической Церкви,
самоубийцам и тем, кто попросил об эвтаназии, больше не отказывают в
отпевании и христианском погребении? Разве это не тяжелейшие грехи?
ОТВЕТ:
Самоубийство по самой своей сути является тяжелейшим грехом, точно так
же, как и эвтаназия. Оба они направлены против Бога, единственного
Господина нашей жизни. Но когда речь заходит об отпевании, Церковь
стоит не перед теоретическими вопросами, какими бы они ни были важными и
серьезными, а перед конкретными людьми. И тогда следует тщательно
взвесить те причины, которые привели человека к тому или иному решению.
Когда мы имеем дело с самоубийцами, то очень часто создается
впечатление, что они покончили с собой, будучи не в себе. Причиной
самоубийства может быть раптус, и во многих случаях нравственная
ответственность совершившего этот жест ограниченна. Церковь начала
принимать во внимание этот факт начиная с шестидесятых – семидесятых
годов прошлого века, когда все чаще приходилось сталкиваться с людьми,
страдающими депрессией. Иначе обстоит дело с теми, кто просит об
эвтаназии: здесь трудно думать о раптусе. Как правило, человек принимает
такое решение в состоянии трезвого ума, а иногда и обладая отличным
здоровьем: например, распоряжаясь так заранее на случай тяжелой болезни.
Подобный выбор полностью противоречит заповедям Божиим и церковным.
И все же в канонах, где перечисляются случаи, в которых невозможно
отпевание, не присутствует добровольная эвтаназия. Потому, что этот грех
входит в другую категорию – в нее же включены и самоубийства, не
вызванные психическим расстройством. Все они относятся к категории
«явных грешников», которые «перед смертью не выказали каких-либо
признаков покаяния» (канон 1184). Очевидно, что просьба об эвтаназии
относит человека к категории «явных грешников». Но и в этом случае
необходимо удостовериться во втором условии: что он «перед смертью не
выказал каких-либо признаков покаяния».
|