Не секрет, что некоторые католики неохотно прибегают к таинству
примирения. И не только из боязни, что не будут знать, что им вообще
делать, но и потому, что не всегда могут решить, в чем же им
исповедаться.
Я предлагаю вам семь "хороших” грехов. Может быть, они не так уж
тяжелы, но каждый из них действительно наносит вред нашим отношениям с
Богом и с людьми. Если вы в них исповедуетесь, то это будет означать,
что вы понимаете сущность христианской жизни. Но по своему опыту знаю,
что исповедуются в этих грехах нечасто.
1. Я не хочу признаваться в том, что согрешил
Многие из нас годами не желают признать очевидное – все мы грешники.
Мы пытаемся оправдать себя: "Я устал”, или "Так им и надо”, или "Я
ничего не могу здесь поделать и вообще, это результат моего воспитания”.
Но самооправдания не помогут. Мы продолжаем переживать свою вину
оттого, что не можем признать, что согрешили. Если же мы признаем свою
греховность, то грехи перестанут нас мучить. Когда мы принимаем на себя
ответственность за грех, исполняются слова Иисуса о том, что на
небесах больше радости об одном раскаявшемся грешнике, чем о 99
праведниках, не нуждающихся в покаянии.
2. Я допускаю Бога в свою жизнь в последнюю очередь, когда все остальное уже сделано
Этот грех – современный вариант поклонения ложным богам. Молитва,
духовное чтение, месса – это все после того, как остальное уже сделано.
За богов мы почитаем свою работу, спорт и развлечения. Все мы ценим
свой труд, но если мы трудимся исключительно ради материальных благ,
что-то другое должно уйти из нашей жизни. Часто этим "другим”
становится Бог.
Много лет назад в Страстную Пятницу меня вызвали в больницу. В палату
для умирающих привезли мужчину. Его жена со слезами на глазах сказала:
"Мы так замечательно спланировали этот уик-энд, уже и билеты на самолет
заказали, и чемоданы собрали, и вот теперь – это…”
Я подумал: "И вот теперь он здесь. И она здесь. И билеты при них. А сегодня Страстная Пятница”.
Каникулы и отдых сначала кажутся нам нежными богами, но со временем они
становятся все более и более требовательными: поездки на дачу, лыжные
прогулки, возня в огороде – и Бог уходит на задний план.
3. Я сплетничаю
"Злые языки страшнее пистолета”: сплетня поражает жертву столь же
метко, но с одной разницей – человеку приходится после этого жить. Он не
может защитить себя от обвинений. И чем меньше человеческое
сообщество, тем больше возможностей совершить этот грех.
Сплетня разрушает доверие. Если уж мы и обсуждаем недостатки других, то
к этому надо обязательно добавить: "Как можно им помочь?” Когда мы
слышим о слабостях других, мы должны принимать на себя ответственность.
Сплетня – лишь способ избежать этой ответственности.
4. Я не пою во время мессы
В отдаленном прошлом от католиков вовсе не требовалось участия в
воскресной мессе – они должны были просто присутствовать и созерцать.
Сейчас мы должны брать на себя ответственность за богослужение в
приходе. Это означает приходить без опозданий, отвечать с энтузиазмом,
быть внимательными во время проповеди и евхаристической молитвы. Плохое
участие в мессе ослабляет веру прихода.
Если я не могу петь, то по крайней мере способен взять песенник и
тихонько напевать или просто произносить слова вслух. Бывало, взглянешь
на верующих и увидишь, что некоторые люди не читают даже "Отче наш”
или "Верую”. Мне кажется, что это грех против христианской общины,
которая должна питаться и крепнуть от участия всех верующих.
5. Я не был радостным
Если что и убивает приход, так это пастыри и прихожане, не желающие
быть радостными и доброжелательными, а предпочитающие быть суровыми и
придирчивыми. Они приходят в восторг, обнаружив хоть малейшее темное
пятнышко, малейший недостаток. Говоря "Все равно не получится” вместо
"Давайте попробуем”, они обескураживают других, искренне пытающихся
оживить Церковь.
Пастыри и приходские советы не могут читать мыслей. Они вполне способны
прислушаться к конструктивной критике, но мрачных пророчеств таких
"оракулов” они не вынесут.
6. Я был сексуально безответственным
В противоположность мнению многих людей, в этом грехе не так уж часто
исповедуются. Хотя, открыв любую газету, мы можем прочитать, сколько
страданий он приносит.
Я говорю не просто об отдельных поступках, но вообще о том, как мы,
женщины и мужчины, ведем себя друг с другом. Когда состоящие в браке
забывают, что они женаты или замужем, а одинокие забывают, что они
одиноки, когда люди потворствуют своим влечениям и желаниям – они
относятся к своей сексуальности безответственно.
Используя свою сексуальность для того, чтобы смутить или использовать
другого человека, за которого умер Христос, мы всегда совершаем грех.
Он как камешек, брошенный в воду. Его зло распространяется все дальше и
дальше.
7. Я недостаточно сержусь
Этот грех известен под множеством дургих имен – лень, праздность,
нежелание вмешиваться, мутить воду и будить спящую собаку. Это еще
называется апатией, что буквально означает "бесчувственность”.
Бывают, конечно, ситуации, в которых гнев – это грех. Но часто именно
наша вера призывает нас гневаться – на себя или на других. Это
единственная эмоция, которая побуждает нас изменять себя и других.
В одном приходе люди рассердились на священника за то, что тот не желал
посещать больных. Они сами организовали расписание посещений больницы.
Священник все так же пренебрегает своими обязанностями, но служение
среди больных стало одним из лучших в округе.
Гнев этих людей был не разрушительным, а созидающим, творческим.
Когда люди говорят мне, что Иисус был добрым и кротким, я отвечаю – да,
конечно, Он никогда не вмешивался, никого не огорчал, никогда не
гневался и мирно умер в своей постели в глубокой старости.
Грехи, о которых здесь написано, возможно, не так уж тяжелы. Но все это
– ловушки. Семь ловушек, мешающих нам жить той жизнью с избытком,
которую обещал нам Бог.
Планируя в очередной раз пойти на исповедь, можно исповедоваться в
новых грехах. Впрочем новы они только для нас самих – наши ближние
всегда их замечали за нами. Это может изменить многое в нашем понимании
того, что значит быть учеником Иисуса.