Адвент – это литургическое время, с которого начинается новый церковный год. Адвент
предваряет рождественские праздники, готовя верующих к глубокому
переживанию праздника Рождества Христова. Одновременно литургия Адвента приглашает нас к созерцанию одной из главных тайн христианской веры - ожиданию второго пришествия Христа во славе.
Адвент
– это время радостного ожидания встречи с Господом и приготовления к
этой самой важной в нашей жизни встрече. Поэтому Церковь во время Адвента
призывает верных отказаться от участия в шумных развлечениях и
посвятить больше времени общению с Богом в молитве и духовном чтении,
чаще участвовать в церковных богослужениях.
Богослужебные тексты Адвента напоминают нам, что каждый встретится с Иисусом лицом к лицу – после смерти либо в момент Его второго Пришествия.
В это время стоит задать себе вопрос: готов ли я встретиться со
Христом сегодня? Счастлив ли я здесь и сейчас, в земной жизни? Жду ли я
встречи с Иисусом в вечности?
Наше отношение к смерти –
показатель нашей веры. В современном мире смерти боятся, на смерть
наложено табу. Первые христиане ожидали смерти как встречи с Женихом.
Это свидетельствует о силе их веры.
В каждом католическом приходе во время Адвента проводятся духовные упражнения (реколекции).
Реколекции обычно проходят с пятницы по воскресенье, чтобы как можно
больше прихожан имело возможность принять в них участие и получить
пользу для своей души. На каждой Святой Мессе священник-реколекционист
говорит проповеди, помогающие верующим понять глубокий духовный смысл Адвента. Остальные священники стараются во время реколекций служить прихожанам в таинстве покаяния и примирения с Богом.
В соответствии с новым литургическим календарем (1969) Адвент начинается с первой вечерни I Воскресенья Адвента, которое выпадает между 28 ноября и 3 декабря.
Адвент завершается первой вечерней Рождества.
Время Адвента делится на две части:
– до 16 декабря на литургии читаются отрывки из Святого Писания,
содержащие обетование второго пришествия Спасителя. Верующие размышляют
о конце всего сущего и о встрече со Христом-Судьей.
– с 17 декабря
начинается непосредственное приготовление к духовному переживанию
Тайны Воплощения Сына Божьего, к празднику Рождества Христова.
Во время Адвента
на Мессах читаются ветхозаветные пророчества о пришествии Мессии.
Евангелия дня предлагают нам образы Богородицы и Иоанна Крестителя,
ожидающих Мессию.
История Адвента.
Этимология слова «Адвент» восходит к латинскому слову «adventus»
–«пришествие», «прибытие», «приближение», «начало». Христиане,
вероятно, взяли это слово из языческого обихода римлян. Так назывался
торжественный вход императора в Рим, а также церемония посещения
императором храма в государственные праздники.
Первое упоминание об Адвенте в истории мы находим в одном из декретов синода, прошедшего в испанском городе Сарагоса в 380 г. Уже тогда Адвент существовал в испанской и галльской церквах. Более подробные сведения относятся к V и VI Векам. Как и Великий пост, Адвент
тогда во многих странах продолжался сорок дней. Начинался он в
праздник св. Мартина 11 ноября и завершался в Рождественский Сочельник.
Во время Адвента
верующих обязывали покаянные практики и ограничения в еде, правда,
менее строгие, чем в Великий Пост. Кроме того, было предписано
супружеское воздержание, не совершались браки, был запрет на военные
действия и шумные забавы. Адвент был временем покаяния, Более того, в некоторых поместных церквах Адвент начинался гораздо раньше, Торжеством Воздвижения Святого Креста, 14 сентября.
В римской епархии традиция четырехнедельного Адвента
перед праздником Рождества Христова утвердилась в начале VI века. И
так как уже тогда Римская Церковь была матерью всех поместных церквей,
то литургическое совершение Адвента утвердилось во всей католической латинской Церкви именно по римскому образцу.