Проблема спасения должна занимать каждого из нас. То, что
каждый рано или поздно умрет, не подлежит сомнению, но мало кто из нас
может с уверенностью сказать, что его ждет после смерти.
Те, кто доверился Иисусу, уверены в том, что Его страдание и смерть
обеспечивают им спасение. Те, кто не хочет довериться Иисусу, обольщают
себя иллюзией, что их «добрые дела» понравятся Богу и приведут их в рай.
Причем они довольно часто меняют определение хороших и плохих дел,
добра и зла. В конце концов они предпочитают притворяться, что
воскресение, суд и вечное осуждение их просто не касается.
Когда человек добровольно выбирает грех, он старается сам себя
оправдать тем, что якобы бесконечно добрый и справедливый Бог будет
настолько доволен их добрыми делами, что не будет обращать внимания на
их грехи. Они говорят себе: «Я ведь хороший человек, зачем же Богу
наказывать меня за какой-то там грех?» Вся трудность, однако, состоит в
том, что Бог вовсе не собирается никого наказывать ни за какой грех.
Просто грех сам по себе препятствует тому, чтобы мы могли пребывать в
единстве с Богом. «Ваши грехи произвели разделение между вами и Богом
вашим», – говорит пророк Исайя (59,2).
Каждый должен знать, что определение греха по катехизису как
«сознательного нарушения заповеди Бога» следует из того, что каждый
католик знает, или по крайней мере должен знать Божьи заповеди. Тем
временем библейское понятие «грех» (ивр. хет, гр. амартиас) означает
просто-напросто промах, непопадание в цель. Бог создал человека по
своему образу и подобию, чтобы человек жил в единстве и в любви с Ним.
Всё, что нарушает это единство и не приводит человека к Богу, названо в
Библии грехом. Таким образом, понятие греха вовсе не было придумано
церковниками, чтобы запугивать маленьких непослушных детей, а самим
Богом – для того, чтобы человек мог очиститься и отказаться от греха и
устремиться к Богу и к единству с Ним.
Прежде всего, я хочу напомнить, зачем Иисус умер на кресте. Он сделал это не для забавы и не для удовольствия, а по необходимости.
Дело в том, что из-за наших грехов, отделяющих нас от Бога, мы все
должны погибнуть. То, что каждый из нас умрет физической смерти – это
пустяк по сравнению с тем, что из-за наших грехов нас ожидает вечная
духовная смерть, вечное отделение от Бога. У нас нет возможности лично
убедиться, какое страшное страдание связано с вечной смертью, поэтому мы
просто об этом не думаем.
Но Иисус прекрасно знает, какая участь ждет каждого из нас после смерти. И именно Он видит абсолютную необходимость умереть
вместо нас, чтобы мы могли спастись от вечной смерти. Умирая на кресте,
безвинный Сын Бога Иисус Христос искупил наши грехи и дал нам
возможность избежать смерти. Правда, физически мы всё равно умрем, но
после смерти войдем в новую, вечную и счастливую жизнь, если только
через веру мы приняли смерть Иисуса как искупление наших грехов – и если
мы последовательно жили и поступали в этой вере.
Глядя на нашу жизнь с этой точки зрения, каждый из нас должен
понимать, что нет никакой возможности принять искупление через страдание
и смерть Иисуса, и одновременно делать то, что Он называет грехом.
Проще говоря, мы должны выбрать: или Иисус, а вместе с Ним жизнь, или
грех, а вместе с ним смерть. Бог говорит нам: «Я кладу перед тобой жизнь
и смерть, благословение и проклятие. Выбери же жизнь, чтобы жил ты и
твое потомство» (Втор. 30,19). Невозможно выбрать одновременно Иисуса и
грех, потому что в Иисусе нет греха, Он исключает грех. Мы можем выбрать
либо Иисуса, либо грех – а от того, что мы выберем, будет зависеть наша жизнь и наша смерть. Третьей возможности просто нету.
Тем не менее, многие из нас считают себя христианами, и при этом
остаются приверженцами какого-то греха, с которым им жаль срывать. Одни
продолжают заниматься онанизмом, другие поддерживают внебрачные половые
связи, третьи ведут нечестный образ жизни. Но каждый грех отнимает у
человека возможность достичь цели, предусмотренной Богом. Человеческая
сексуальность вписана в замысел Создателя и должна служить браку и
семье, а если мы занимаемся онанизмом или ведем внебрачную половую
жизнь, тем самым выбираем грех. По-моему, многие из христиан, живя в
грехе, действительно не понимают, к чему может привести
их выбор. Бог со своей стороны оставляет за нами право свободного
выбора, и каждый по своей собственной воле имеет право жить так, как ему
хочется. Но если бы христиане, живущие в грехах, понимали, какое
огромное страдание причиняют Иисусу своими поступками, который за них
позволил пригвоздить себя к кресту, чтобы их спасти от греха (а они
сознательно и добровольно пренебрегают этим и выбирают грех), то они,
мне кажется, никогда не согласились бы ни на какой греховных поступок. И
речь здесь вовсе не о нарушении какого-то формального запрета. Речь о
том, чтобы лично и добровольно ответить на предложение Иисуса Христа:
«выбери Меня и откажись от греха, потому что Я страдал за тебя и понес
за тебя позорную смерть, и Я воскрес, чтобы дать тебе жизнь, которой ты
сам себя лишаешь, отдаваясь греху».
Достичь спасения и очищения от грехов можно лишь путем сознательного и
добровольного выбора: я иду за Иисусом Христом, который без
предварительных условий и бесплатно дает вечную жизнь, и свою любовь ко
мне доказывает собственной смертью за меня. «Нет любви большей, чем та,
когда человек отдаст жизнь за своих братьев» (Иоанн. 15,13). «Бог
доказывает свою любовь к нам именно тем, что Христос умер за нас, когда
мы были еще грешниками» (Рим. 5,8).
Мы должны понять самое главное: никто не закрывает перед нами врата спасения, никто не отказывает нам в милости. Врата спасения открыты для каждого, даже для самого заядлого преступника и грешника. Но каждый, кто захочет в них войти, вынужден отказаться от греха.
Если же человек сознательно выбирает грех, то не должен никому
предъявлять претензий, что не может достичь вечной жизни, от которой сам
отказался, выбирая грех. Нет возможности войти в освещенное помещение и
требовать, чтобы в нем было темно – если будет темно, то это помещение
уже не будет освещенным. Нет возможности включить в помещении свет так,
чтобы в нем осталась тьма – если стало светло, то уже не темно. «Суд
состоит в том, что свет пришел в мир, но люди сильнее возлюбили тьму,
потому что их дела злы» (Иоан. 3,19).
Мы не можем требовать от Иисуса, чтобы Он преобразил нашу жизнь,
очистив нас от греха, если сами добровольно день за днем выбираем грех и
постоянно грешим. «Если мы ходим во свете, как Он сам находится во
свете, (…) то кровь Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха»
(1Иоан. 1,7). Таким образом, если кто-то желает оставаться в грехах, тем
самым отвергает свет Бога, самого Иисуса Христа и Его кровь – потому
что именно эта кровь имеет силу очищать нас от грехов, а мы сильнее
любим грехи, чем Бога. Это наше добровольное решение, которое часто
исходит из незнания природы греха и его реальных, настоящих последствий в вечности.
Правда такова, что милосердный, всепрощающий и справедливый Иисус любит грешников буквально до смерти, но не переносит, не приемлет греха.
Поэтому мы должны научиться выбирать Иисуса и жизнь, одновременно
отрекаясь от греха и смерти. Иначе мы не можем достичь спасения.