Понедельник, 06.05.2024, 23:23 Вы вошли как Гость · Группа "Гости" · RSS
Новости Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость

Основное меню
Категории новостей
Вера [64]
Святые Католической Церкви [28]
История и мифы [42]
Интересные статьи [16]
Трудные вопросы [16]
Мини - чат
Помогите ребёнку
Facebook



добавить на Яндекс
 Каталог статей
Главная » Статьи » Вера

Грехи, о которых мы молчим
У каждого из нас есть грехи, в которых нам не хочется признаваться на исповеди. Если даже говорим о них, то обтекаемо, смущаясь, с робкой надеждой на то, что «пронесет» и священник допытываться не станет. Есть и такие грехи, в которых боимся признаться даже самим себе — куда легче, да и привычней во всем винить других или обстоятельства. И все же до тех пор, пока мы не увидим, пока не назовем по имени свои «мелкие злодейства», будем рабски идти на поводу у них.

«Про это»

Пожалуй, труднее всего благочестивому человеку признаваться в том, что он бессилен перед собственной похотью. Может, и хотел бы от нее избавиться, а вот как — не знает. В притче Клайва Льюиса «Расторжение брака» есть персонаж с говорящей ящеркой на плече. То, что она ему нашептывает, очень похоже на вожделение. Ящерка хозяину порядком надоела, и все же он никак не решится ее убить. Так бывает часто: человека что-то тяготит, он очень хочет в этом признаться, но боится, что, поняв, какой груз на него давит, назвав его по имени, вынужден будет от него избавляться, а к таким подвигам он не готов. Поэтому изворачивается, как может, чтобы вроде как исповедаться, но «про это» — ни слова. Как-то одна из моих прихожанок (я служил в обычной приходской церкви) пришла на исповедь с тем, что соврала родителям. Я стал расспрашивать подробнее, и выяснилось, что она уже давно скрывает от них роман с женатым мужчиной. Разорвать эту связь девушка была не в силах и потому предпочитала молчать о ней даже в исповедальне.

Что в таких случаях делать священнику? Быть повнимательнее и помудрее, чтобы не огорошить человека требованием «немедленно изменить поведение», не объяснив при этом, зачем и как это возможно.

Есть еще одна причина, по которой многие предпочитают умалчивать «об этих делах». Немало людей и в самом деле полагают, будто в беспорядочных связях нет ничего дурного. Происходит это, думаю, не в последнюю очередь из-за того, что общество считает их чем-то вполне допустимым, едва ли не само собой разумеющимся. Куда суровее оно относится к разного рода нарушениям закона, к посягательствам на чужую собственность, а тем более – на имущество работодателя. Поэтому в махинациях, в компьютерном воровстве, в жульничестве, некрасивых или нечестных поступках современный человек исповедуется гораздо чаще, чем в «грехах плоти». В конце концов, ящерка, о которой рассказывает Льюис, побежденная пламенным ангелом, превратилась в дивного серебристо-белого коня «с золотыми копытами и золотой гривой», человек вскочил на коня, и «они... пронеслись сверкающей звездой до самых гор». Здесь – соль притчи о похоти: если человеку бережно помочь, он способен очистить, освободить свои желания и обрести крылья. Другое дело, способен ли священник создать такую духовную атмосферу, в которой была бы возможна подобная перемена.

Зависть

В ней исповедуются еще реже, чем в «плотских грехах», да что там, ее почти не замечают, хотя, пожалуй, нет другого порока, который так коварно отравлял бы наши отношения с другими людьми. Если кто и винит себя на исповеди в том, что завидует ближним, как правило, понимает под завистью исключительно злую эмоцию. Чувство это, в самом деле, очень мелко, но гораздо отвратительней подсказанные им поступки. Чаще всего именно из зависти мы злорадствуем, сплетничаем, делаем мелкие и не очень мелкие пакости, хотя мало кто согласится такое признать. Даже увидеть этот корень зла порой непросто: зависть искусно притворяется критичностью или справедливым недовольством, иначе говоря, соблазняет видеть другого в дурном свете, но при этом тешить себя тем, что состоятельный сосед на самом деле жмот и хапуга, а умеющий ярко говорить коллега — хвастун и трепло.

Это особенно заметно в политике. Большинство популистских партий, придя к власти, обещают наконец-то «расправиться» с той или иной социальной группой. Те, кого подобные обещания привлекают, в действительности – независимо от того, осознают они это или нет – движимы не столько политическими предпочтениями, сколько простейшей завистью, нашептывающей: «Почему это он должен жить лучше, чем я?» Она упрямо меряет мир по себе, а того, кто осмелится хоть на дюйм перерасти планку, тут же пригибает, чтобы не высовывался. Однако не стоит думать, будто это только «светский порок» – увы, не меньше, чем мир, им поражена церковная, в том числе монашеская среда. Иному «ревнителю равенства» гораздо легче методично портить жизнь более деятельному или талантливому собрату или сестре, чем радоваться собственным дарам и самому в полную силу делать то, что можешь. Когда же доведенный до крайности «выскочка» оставит монастырь, его – вместо того, чтобы задуматься, почему такое случилось, – немедленно объявят предателем, а в назидание прочим скажут: «Смотрите, до чего доводит гордыня». Может быть, стоило бы в подобных случаях набраться мужества и признать: «Мы виноваты не меньше, надо крепко помнить, сколько зла способна причинить зависть».

Спору нет, человеку свойственно сравнивать себя с другими. О том, какой высокой может быть состязательность, когда к ней не примешивается ревнивое чувство, свидетельствует, к примеру, дружба двух святых – св. Григория Назианзина и св. Василия Великого. «Одну имея цель, мы непрестанно возрастали в пламенной любви друг к другу, – в надгробном слове св. Василию вспоминал св. Григорий Назианзин. – Нами водили равные надежды и в деле самом завидном – в учении. Но далека была от нас зависть, усерднейшими же делало соревнование. Оба мы домогались не того, чтобы кому-либо из нас самому стать первым, но каким бы образом уступить первенство друг другу; потому что каждый из нас славу друга почитал собственною, своею». Нет ничего дурного в том, чтобы соревноваться в усилиях, тянуться к тому, что заведомо больше нас; вопрос в другом – готовы ли мы уступить первенство и не ославить победившего друга, а счесть своей его славу.

«...согрешаю словом...»

Вот еще один порок, о котором тоже редко говорят на исповеди, хотя я уверен: здесь каждому есть, в чем повиниться. Мы так привыкли к пересудам, сплетням, злословию и полуправде, что скоро перестанем им ужасаться. Опять же, это не только соблазн мира. Однажды я наблюдал, как в течение дня две сестры упоенно осуждали друг друга, а потом, нимало не смущаясь, вместе пели псалмы и шли к Причастию. Наибольшее, что можно было услышать от них на исповеди – «сестра меня искушает...» А ведь это были не «трудности» и не «искушения», а вполне определенный грех! В нашей общине действует жесткое правило: об отсутствующих дурного не говорят, и по меньшей мере два брата придерживаются его весьма строго. О себе такого сказать не могу, удержать язык удается далеко не всегда, но очень хорошо вижу, что запрет на пересуды пошел нам во благо. Недавно у нас гостил брат из другой общины, и, не зная этого правила, он «разговорился». Всего лишь несколько минут мы поневоле слушали его «милые байки» – но, право же, не помню, когда мне последний раз было так плохо.

Заведомое неведение

Наконец, совсем мало кто исповедуется в грехах против Церкви. Очень редко приходится слышать, чтобы человек винил себя в том, что он плохо познает свою веру или не пытается вникнуть в церковное учение, хотя и то и другое предписано христианину. Тем не менее есть немало людей, которые, ходя в храм, предпочитают оставаться в блаженном неведении относительно того, что происходит в области духа. Безусловно, по закону, данному Богом, в отличие от человеческих законодательств, незнание освобождает от ответственности. Иными словами, я не согрешу, если по незнанию съем в пятницу кусок мяса (впрочем, это в любом случае не такой тяжкий грех, если, конечно, не делать это намеренно или постоянно); однако в каноническом праве Церкви не случайно упоминается заведомое неведение, когда я «не знаю, потому что не хочу знать», потому что из крайне своеобразного представления о свободе считаю, что, к примеру, знакомство с нравственными нормами для меня не обязательно. Спору нет, никто не отнимет у меня неотъемлемого права заблудиться в незнакомом лесу, если я самонадеянно отправлюсь туда без компаса или карты. Однако речь не только обо мне; гораздо страшнее, когда от моего добровольного незнания страдают окружающие. Можно сколько угодно презирать закон всемирного тяготения, но это не поможет, когда мы будем лететь в пропасть.





Источник: http://www.bs.francis.ru/index.php                                                                                        
Категория: Вера | Добавил: Andrii40 (05.06.2010) | Автор: Томаш Кветень OP
Просмотров: 1042 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright Сatholic-info. © 2024
Поиск
...
Опрос
Какой праздник для вас самый главный?
Всего ответов: 530
Мы на You Tube
Радио Мария ОнЛайн
Праздники
НАША КНОПКА


...
Block contentТелебачення Віковічного Слова
eXTReMe Tracker Маранафа: Библия, словарь, каталог сайтов, форум, чат и многое другое. Твоя Библия: Библия, ответы на вопросы, христианская библиотека. Рейтинг Francis.ru
 

Бесплатный хостинг uCoz