Не слишком много лет назад это было бы странным названием для лекции: "Как быть подлинным католиком”. Причина очевидна - католики были католиками. Они не были протестантами, или мормонами, или "Свидетелями Иеговы".
Но за прошедшие лет тридцать много чего произошло. В наше время есть немало людей, которые называют себя католиками, но действительно ими не являются. Есть изданные книги и периодические издания; есть конференции и симпозиумы; есть религиозные программы и спонсируемые празднования, - и все под эгидой католичества. Но сколь многие из них католические только по названию, а не по сути.
Без обиняков скажем - революция имела место. Революция в этике и в доктрине. Папа Иоанн Павел II написал энциклику "Veritatis Splendor” (Сияние Истины), где сказал, что наводнение ошибок в наше время искажает либо отрицает моральное учение церкви. Заметьте, что это - ошибки в доктрине, которая подрывает моральные практики. Папа Римский ясно дает понять - это больше не вопрос ограниченного или случайного инакомыслия. Это - систематический запрос католической моральной доктрины на основе ошибочных антропологических и этических представлений, корень которых находится в отделении человеческой свободы от существенных и необходимых отношений к Истине. Мы возвращаемся к нашему заголовку: "Как быть подлинным католиком”. Ответ очевиден – для этого нужно знать Истину, жить Истиной, и даже страдать ради Истины. Этой Истиной, конечно же, является Учение Иисуса Христа.
Знайте Истину
Знать Истину означает верить тому, что воплощенный Бог сказал о нас и о цели нашего существования. Мы живем на земле в течение короткого промежутка времени, чтобы подготовиться к небесной вечности. Ничто в этом мире не имеет иной ценности, чем как средство вести нас к небесной судьбе. Мы должны нашей свободной волей выбирать то, что Христос заповедал нам делать, и избегать то, что Он запретил.
На горе Синай Бог дал избранному народу эти Десять Заповедей через Моисея пророка. Но когда Бог стал человеком, Он лично учил своих последователей, как правильно понимать Его Заповеди. Пятая, шестая и седьмая главы Евангелия от Св. Матфея - резюме того, что Иисус назвал Новым Законом.
Христос Сам показал нам моральные истины христианства. Однако, чтобы познать их, мы должны подчинить свои умы Божественному разуму Сына Бога, Который стал Сыном Марии. Это не так легко, как может казаться. Достаточно просто верить в то, что легко и приятно, или удовлетворяет наши естественные предпочтения. Но трудно, когда нам говорят верить в то, что требовательно к нашей человеческой природе.
В Нагорной проповеди Христос учил быть кроткими и смиренными перед провокациями. Он сказал - надо управлять не только своими действиями, но и мыслями, управлять глазами и не смотреть на то, что может ввести в грех. Женатым людям Он сказал, что они должны быть два в одной плоти, что христианский брак не может быть расторгнут никакой человеческой властью. И Заповеди блаженства, я не говорю - предупреждают, но фактически предвещают Его последователям, что прежде чем достичь высшей точки, они будут преследуемы и даже ненавидимы миром за преданность Его имени.
Каждый человек - верующий. Один автор говорит, что его любимое определение человека принадлежит не Аристотелю, который определил человека как рациональное животное. Он предпочитает определять человека как верующее животное.
Однако нетрудно заметить, что есть огромная разница между тем, чтобы верить в то, что вы любите, и в то, что сильно не любите.
Одним словом можно сказать - первым условием того, чтобы быть подлинным католиком, является полное подчинение Учению Христа в принятии всего, что Христос нам преподал. Мы должны стараться угодить Ему в этой жизни и приобрести Его в вечной жизни, для которой и были созданы.
Жить Истиной
Нет никакой замены Истине, в которую Христос призвал нас верить. Но познания этой Истины верой недостаточно - мы должны практиковать её. Подлинность католической религии - не только вопрос веры, но также и особенно вопрос её осуществления в повседневной жизни. На рассвете христианства последователи Иисуса поняли, что их современникам не нравится моральная практика христиан. Нельзя забывать надпись, запечатленную на камне в Помпеях. Помните, что Помпеи были разрушены извержением вулкана в 70 году нашей эры. Надпись гласит: «Christiani delendi Sunt (христиане должны быть истреблены)». В течение 300 лет языческий мир Римской империи делал все, чтобы своей властью уничтожить христианство. Такова история Католической церкви с тех пор.
Я хочу быть очень ясным. Соответствовать моральным требованиям Христа – значит не относиться снисходительно к эгоистичной, сексуально озабоченной человеческой природе. Но и это не все. Жить в соответствии с моральными предписаниями Спасителя означает, что мы обязательно будем раздражать, пробуждать оппозицию наших современников.
Страдать рады истины
Теперь мы имеем возможность ответить на этот сложный вопрос - как быть подлинным католиком. А это обязательно означает - за лояльность Иисусу Христу приходится дорого платить. Здесь невозможно преувеличить: "дорого" обозначает всю жизнь. Недостаточно только называть себя католиком или считаться им.
Те, кто бросает вызов новому язычеству, сталкиваются с трудным выбором - или они соответствуют этой философии (конформизм), или сталкиваются с перспективой мученичества.
Насколько я знаю, в истории церкви ни один Папа Римский не говорил и не написал так много о готовности к мученичеству, как Папа Иоанн Павел II. Причина очевидна: у него не было никаких иллюзий о том, что значит быть подлинным католиком накануне третьего тысячелетия. Он указывает из Священного писания, что Иисус был основным свидетелем поиска Истины. Христу последовали Стефан и апостолы, и затем в течение двадцати столетий до настоящего времени мужчины, женщины и даже дети отдавали жизнь, но не отрицали или компрометировали учение Христа о смертном грехе.
Святой Отец спрашивает, почему мученичество - свидетель святости Бога и личного достоинства человека. Он отвечает: мученичество свидетельствует о святости Бога, потому что в конечном итоге именно Божия благодать делает человека способным отдать свою жизнь. Он также свидетельствует о личном достоинстве человека, потому что самый высший акт добродетели - это принять мученичество вместо неповиновения божественному моральному закону.
Когда речь идет о Вероучении и подчинении ему, надо заметить, что человеческая природа в моральном плане уже искажена, и сегодня право и воля индивидуального человека принимается как норма морального закона.
Викарий Христа наконец спрашивает: есть ли такая вещь, как мученичество жизни? И отвечает: безусловно, мы претерпеваем мученичество, когда любим трудности этого мира ради вечных вознаграждений. В последний раз поэтому мы спрашиваем: как быть подлинными католиками? И отвечаем: мы должны любить Крест, потому что любим Бога, Который стал человеком.
Любой, кто думает, что это - просто набожная риторика, живет в сказочном мире. Слава Богу, мы хорошо знаем реалии мира. Одно последнее слово: чем дороже нам (в смысле дороже сердцу и когда вера обходится дорого) распятый Иисус, тем ближе мы к тому идеалу, который называется католичеством, и тем счастливее мы будем.