Laudetur Iesus Christus! Слава Иисусу Христу!
Многим кажется, что если у них не получается молиться сосредоточенно,
ревностно, с глубокими переживаниями, то такая молитва ничего не стоит,
и лучше отложить её до другого раза.
Точно так же многим кажется, что если они больше не испытывают к
своему супругу таких же чувств, как тогда, когда были влюблены, то брак
их больше ничего не стоит, любовь ушла, и не худо было бы попробовать с
кем-нибудь ещё.
Между тем, любовь это не чувства, а процесс, который может
сопровождаться какими-то особенными чувствами, а может и не
сопровождаться, но любовью из-за этого он быть не перестаёт, пока
продолжает длиться.
И точно то же самое с молитвой. Не так важно, что ты чувствуешь,
когда ты молишься; важно, чтобы ты молился. Или иначе: прежде, чем быть
ревностной, углубленной, сосредоточенной, молитва должна просто БЫТЬ.
Иначе она не будет никакой.
Хорошо; но многого ли будет стоить такая «механическая» молитва? –
Да, многого. Подчеркну: такая молитва, именно такая, вынужденная,
механическая, рассеянная, стоит очень и очень много. Потому что когда ты
молишься увлеченно, сосредоточенно, горячо, ты молишься не только ради
Бога, но и ради себя: тебе хорошо, тебе интересно, тебя захватывает – а
молитва способна увлечь и захватить, как ничто другое на земле. Но когда
ты молишься через силу, через пень-колоду, с пятого на десятое, именно
тогда ты молишься исключительно по вере, а значит, исключительно ради
Бога, и Бог это ценит. Потому что именно такая убогая молитва это то,
что МЫ даём Богу: что ещё мы можем Ему дать, кроме своего убожества? – А
Он в ответ даёт нам всё остальное. В том числе сосредоточенность и
вдохновение в молитве.
И ни в коем случае не надо считать такую «принудительную» молитву
неискренней. Она как раз самая искренняя, поскольку никаких других
мотивов, кроме мотива угождения Богу, исполнения воли Божией, у тебя в
этом случае нет.
«Да, Боже, я сейчас вовсе не хочу молиться, я бы гораздо более охотно
смотрел телевизор или просто валялся на диване, но Ты хочешь, чтобы я
молился, и я готов исполнить Твою волю. А уж как там это у меня
получится, зависит больше от Тебя, чем от меня».
Понимаешь, ты как сеятель, твоё дело бросать семена – слова молитвы. А
уж как там дождь пойдёт, как солнце взойдёт, не от тебя зависит. Но
сеять ты должен, иначе, откуда взяться урожаю?
– А если я не знаю, как молиться, если я не знаю никаких молитв?..
– Не беда! Ведь христианская молитва это не какая-то магическая
практика, которая требует особых умений, навыков и формулировок. И ты не
на утреннике выступаешь, чтобы чётко и с выражением прочитать стишок. С
Богом надо просто разговаривать, как ты бы разговаривал с отцом, с
другом, даже с начальником, но таким, которого уважаешь и которому
доверяешь. Молитва это разговор, прежде всего. Каждый, кто умеет
разговаривать, умеет и молиться.
Можно, конечно, говорить по готовым образцам, из которых самый лучший – молитва «Отче наш», которой научил Своих Апостолов Сам Иисус Христос.
Со временем ты освоишь и другие – их много накопилось в сокровищнице
Церкви, жизни не хватит, наверное, чтобы всех их проговорить. Но это и
не обязательно. Самая лучшая молитва это не молитва по образцу, но та,
которая свободно изливается из сердца – впрочем, и для такой молитвы
образец может быть подспорьем, а не помехой.
Здесь поначалу самый главный фактор – время. «Качество» молитвы от
тебя не зависит, а вот время, которое ты посвятишь молитве, уже зависит
от тебя. Так вот, молитва должна занимать не менее одного часа в сутки –
в несколько приёмов, разумеется. Вот первая задача, которую ты должен
перед собой поставить: я должен проводить в молитве в сутки хотя бы один
час.
Чем этот час заполнить? – Любыми доступными тебе молитвами. Возьми
молитвенник, читай оттуда всё подряд или то, что больше нравится. Читай
псалмы, читай литании, осваивай Розарий. И так далее. И не забывай
наряду с этим говорить «от себя», своими словами.
А как же всё-таки быть с рассеянностью, неохотой, невниманием? – Не бояться и делать.
Но не бояться их – это одно, а мириться с ними – совсем другое. Не
молиться из страха рассеянности и невнимания это всё равно, что не
ходить на кухню из страха, что там тараканы. Бояться тараканов не
следует, но и мириться с ними не стоит. Не гоняться за каждым тараканом с
молотком, но тихонько подсыпать им порошок. Не бороться с рассеянностью
в рукопашную, но смиренно просить о сосредоточенности у Бога.
Да, как и обо всём хорошем, надо просить об этом Того, у Кого оно
есть. Бога просить о даре молитвы. Так сказать, «заинвестировать» свою
сегодняшнюю жалкую, убогую, кратковременную молитву в то, чтобы она
углублялась и возрастала. Прирост от этой инвестиции несравним ни с
какими земными капиталовложениями. Даже самое время, посвящённое
молитве, окупается сторицей: каждый, кто начинал молиться достаточно
долго, с изумлением убеждался, что чем больше он молится, тем больше у
него остаётся времени на всё остальное!
Это чудо доступно каждому; оно доступно и тебе. Попробуй!
Laudetur Iesus Christus! Слава Иисусу Христу!