У многих современных христиан, особенно
принадлежащих к традиционным Церквам, возникает весьма
болезненная и, как кажется, ненормальная для христианина
реакция при слове "апологетика". У одних это понятие
ассоциируется со зверствами средневековой инквизиции, у
других — с религиозными войнами в Европе Нового времени.
Большинство же в недоумении пожимает плечами, считая, что
апологетика — это какая-то древняя, непонятная, и уж точно не
актуальная сегодня наука. Сразу скажем, что точка зрения
последних ближе к истине, хотя и здесь правда заключается
только в двух из всей фразы словах: "древняя" и "наука".
Действительно, апологетика — наука древняя, если не самая
древняя из христианских богословских дисциплин. По крайней
мере, она точно не имеет никакого отношения ни к инквизиции ни
к религиозным войнам. Напротив, там, где люди убивают друг
друга, апологетике места нет, как и любым другим доводам
разума.
Как было только что сказано,
апологетика — это, прежде всего, наука. Она
посвящена вопросу защиты веры,
т. е. доказательству правоты христианского взгляда на мир.
Доказательство всегда предполагает равноправный искренний
диалог, который вряд ли возможен во время драки. Кулак никогда
не принимался христианами как решающий аргумент для
свидетельства о любви Божьей. Конечно, всегда можно
постараться силой заставить оппонента изменить точку зрения, и
на протяжении человеческой истории предпринималась масса таких
попыток, но, как говорит известная русская пословица,
"насильно мил не будешь". Поэтому навязывать истину силой
просто бессмысленно, и Церковь осознает это весьма отчетливо.
Каноническое право Католической Церкви, в частности, гласит:
"Никто против воли не принуждается к принятию католической
веры" (канон 1351).
Скептик, конечно, может привести в ответ
множество возражений: А как же войны с сарацинами в Испании? А
крестовые походы против еретиков катаров? Действительно,
христианам не раз приходилось защищать себя, свои духовные и
культурные ценности с оружием в руках. (И это, вопреки
расхожим представлениям, вовсе не противоречит принципам
христианства.) Однако здесь речь шла уже не столько о защите
веры, сколько о сохранении самой западной цивилизации. Сначала
необходимо было противостоять мощнейшему вооруженному натиску
ислама, затем — извращениям средневекового гностицизма. Вера в
этих войнах выступала как знамя, символ, но не более.
Непосредственная защита христианского
вероучения, апологетика, существовала и в те времена,
развиваясь как бы параллельно. В частности, обращение огромной
массы тех же вальденсов и катаров произошло исключительно
благодаря мирной проповеди странствующих монахов. Диалог и
проповедь. Именно так, на протяжении вот уже двух тысячелетий,
апологетика отстаивает правоту христианства "цивилизованными"
и, кстати, несравненно более эффективными методами. Она
действительно существует для того, чтобы завоевать весь мир
для Христа, но не силой оружия, а силой любви и логики.
Апология (apologia) в переводе с греческого
означает "заступничество" или "оправдание". К сожалению,
оправдываться, т.е. "восстанавливать правду", приходится не
только тем, кто в чем то провинился, но и тем, кого обвиняют
безвинно. Христиане с самого начала существования Церкви
подвергались гонениям и насмешкам, на них возводились самые
нелепые обвинения. Христианство явилось как "соблазн для
иудеев" и "безумие для эллинов". Ложные стереотипные
представления о христианстве, зачастую искусственно
насаждаемые и поддерживаемые высокопоставленными врагами
Церкви, серьезно затрудняли миссионерскую работу. В древней
Церкви это усугублялось тем обстоятельством, что по причине
гонений христианские собрания и богослужения проводились в
тайне и на них допускались только самые надежные, проверенные
члены общины. Это было дополнительным поводом для слухов и
сальных анекдотов о христианах, которыми развлекалось
языческое население Римской империи. Наиболее характерными
обвинениями в адрес древних христиан были подозрения в
сексуальных извращениях и ритуальных убийствах или
самоубийствах. Действительно, услышанные "краем уха" слова
"Потому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь
любовь между собою" или "Сие есть кровь моя" могли дать
богатую пищу для всевозможных сплетен. Разоблачение этих
нелепых слухов и составляло одну из основных задач апологетики.
Однако главным было, конечно не это. Апологетика была призвана
показать, что христианская вера имеет под собой твердые
основания, что она — отнюдь не пустое суеверие, как это
пытались представить римские языческие власти. Колоссальное
внутреннее богатство Христова учения необходимо было открыть
всем людям, доступно объяснив и обосновав его фундаментальные
положения.
Первыми произведениями апологетики с
уверенностью можно считать некоторые тексты Нового Завета.
Например, само намерение написать свой вариант Евангелия Св.
Лука объясняет именно задачами апологетики: "...по тщательном
исследовании всего сначала, по порядку описать тебе,
достопочтенный Феофил, чтобы ты узнал твердое основание того
учения, в котором был наставлен. (Лк. 1, 3 — 4).
Апологетическими, несомненно, являются и многие послания
Апостола Павла, направленные против напора иудаизма и
зарождавшегося гностицизма. Собственно писатели-апологеты
появляются в начале II века. В 125 — 126 гг. в Афинах появляется
апологетическое послание христианского писателя Кодрата,
направленное императору Адриану в защиту христиан. Это
произведение сохранилось только в отрывках. Тому же императору
была адресована Апология Аристида. Перу св. Иустина Философа
принадлежат две Апологии. Первая из них была составлена при
императоре Антонине (около 153 г.), а вторая, более поздняя,
носила название "Разговор с Трифоном иудеем". В ней св. Иустин
доказывает исполнение во Христе ветхозаветных пророчеств и
отражает нападки на христиан со стороны язычества. Позднее
появляется все больше апологетических произведений. Среди них
следует отметить Апологию, представленную около 170 г.
императору Марку Аврелию Мелитоном Сардийским и посланное ему
же около 177 г. "Прошение о христианах" Афинагора. К тому же
времени (170 г.) относится труд Татиана, ученика св. Иустина
"Против эллинов". Около 180 г. появляется послание Феофила
Антиохийского язычнику Автолику под названием "О христианской
вере". Первым апологетическим произведением на латинском языке
стал диалог "Октавий", принадлежавший перу римского адвоката
Минуция Феликса. Этот труд, написанный в 177 г., посвящен
защите христианства от обвинений со стороны язычника Цецилия.
В III веке большая заслуга в развитии
апологетики принадлежит Оригену и Тертуллиану. Первому
принадлежит знаменитое произведение "Против Цельса",
второму — "Апологетика", две книги "К народам",
"К Скапуле" и целый ряд
других. Впоследствии дело защиты веры продолжили их ученики.
Так, ученику Оригена Евсевию принадлежат два апологетических
трактата "Praeparatio Evangelica" и "Demonstratio Evangelica",
а ученику Тертуллиана епископу Киприану — "Книга о суете
идолов" и "Три книги свидетельств против иудеев".
Апологетические труды встречаются среди работ абсолютного
большинства древнехристианских писателей. Так, св. Афанасий
Великий является автором "Слова на язычников" и "Слова о
воплощении Бога-Слова". Св. Василий Великий написал
посвященный апологетическим вопросам "Шестоднев",
Лактанций — обширный трактат "Божественные наставления",
разоблачающий языческую мифологию. Апологетическая деятельность христианских
авторов продолжалась и в IV — V вв. После появления
антихристианского памфлета римского императора Юлиана
Отступника (360 — 363) "Против Галилеян", св. Кирилл
Александрийский написал трактат, детально рассматривающий и
опровергающий все положения опуса Юлиана. Позднее защищать
христианство от нападок со стороны язычников пришлось св.
Августину. После разгрома Рима готами Алариха в 410 г.
христиан обвинили в том, что это они, поклоняясь Пресвятой
Троице, вызвали гнев старых богов, ставший причиной
политического катаклизма. Ответ на эти обвинения св. Августин
дает в трактате "О граде Божием". Ему же принадлежит ряд
полемических произведений против манихеев.
В Средние века, когда христианство
окончательно утвердилось в качестве господствующего
вероисповедания в Европе и ситуация, казалось бы, кардинально
изменилась, необходимость в защите веры по прежнему не исчезла.
Величайшим средневековым апологетом христианства по праву
считается св. Фома Аквинский, основным апологетическим трудом
которого стала "Сумма философии. Об истинности католической
веры против язычников" ("Summa philosophiae, de veritate fidei
catolicae contra gentiles"). Апологетика оставалась актуальной
и в эпоху Возрождения, и в Новое время, поскольку христианству
по-прежнему противостояли многие враждебные учения: пантеизм,
деизм, атеизм. Своего расцвета наука апологетики достигла
именно в Европе, т. к. западно-христианская традиция особенно
подчеркивает отсутствие противоречий между верой и разумом,
представляя их как два разных пути к одной Божественной Истине.
Именно поэтому использование аргументов разума для обоснования
вероучения всегда приветствовалось Католической Церковью.
Защита веры через рациональное обоснование
христианских позиций, опровержение нападок на христианство и
разоблачение лжеучений являлась одним из основных аспектов
деятельности Вселенской Церкви на протяжении многих сотен лет.
Почему же сегодня, когда речь заходит о защите веры, вокруг
немедленно собираются возмущенные люди, начинающие доказывать,
что отстаивать свои убеждения едва ли не преступно. В чем же
дело? Неужели необходимость в защите веры действительно
полностью исчезла? Некоторые так и думают...
Существуют три основных заблуждения,
усыпляющих бдительность христиан и заставляющих их считать,
что защита веры — дело далекого прошлого и сегодня защищать
христианскую веру уже не нужно. Первое из них — иллюзия
существования христианского мира, т. е. представление о том,
что весь мир, за исключением нескольких восточных стран, уже
давно обращен в христианскую веру, и у христианства нет
никаких серьезных соперников.
Такая позиция просто поражает своей
наивностью. На самом деле, в нашем мире не только не
наблюдается торжества христианства, но наоборот, число
христиан, по сравнению с последователями других религий и
сект, с каждым годом стремительно уменьшается. Показателен,
например, тот факт, что в "христианской" Западной Европе
проживает около 25% мусульман. При этом сохраняется устойчивая
тенденция к увеличению их численности. Более того, увеличение
числа последователей других религиозных учений происходит не
только за счет естественного прироста (а мы знаем, что в
восточных странах он чрезвычайно высок), а и за счет
миссионерской деятельности. Буддисты, индуисты и представители
других восточных религий ныне активно распространяют свои
учения в самом сердце Европы. Не секрет, что в последнее время
восточные религии приобрели огромную популярность, особенно
среди молодежи. Сегодня никто уже не удивится, если на вопрос
о вероисповедании француз, немец, русский или швед ответит: "я
буддист". Примеры популярности восточных религиозных учений
можно встретить и на улицах нашего города. Плакаты с
изображением различных "гуру" расклеены по всему Петербургу.
Помимо религий "миссионерской" деятельностью
по всему миру активно занимаются всевозможные секты. Об их
"успехах" лучше всего скажут цифры. Секта мормонов в 1830 году
насчитывала 6 человек. В 1900 г. — 268331
человек, а в 1982 г. — уже более 5 000 000 человек. Сегодня в мире насчитывается
около 8 000 000 последователей секты. Свидетели Иеговы только
с 1961 по 1975 гг. увеличили свою численность на 2 996 545
человек. (Почти 3 миллиона за 14 лет!) В настоящее время их
численность перевалила за 7 000 000. Не приходится уже
говорить о мелких сектах, исчисляющихся сотнями тысяч. Их
небывалое рвение в борьбе с Церковью при обескураживающей
пассивности большинства христиан не может не вызывать тревоги.
Удивительно более всего то, что многие христиане не видят,
насколько опасные враги противостоят сегодня Церкви:
неогностицизм (теперь под именем "NEW AGE"), пытающийся взять
реванш за поражения прошлых веков, неоязычество, взявшее на
вооружение паранаучную терминологию, религиозный либерализм,
разъедающий Церковь изнутри, террористический исламский
фундаментализм, "бытовой" материализм и, наконец, сатанизм,
открыто существующий в виде многочисленных общин
дьяволопоклонников почти во всех крупных городах мира.
В такой ситуации представляется, мягко говоря, несвоевременным
выбрасывать апологетику за ненадобностью.
Второе заблуждение, успокаивающее совесть
пассивных христиан — представление о том, что все религии (а,
по мнению некоторых, и секты) являются равнозначными путями к
Богу, поэтому миссионерская деятельность вообще не имеет
никакого смысла. "Христос умер за всех, Бог Един только имена
разные... Неважно, кто во что верит — живи по совести и
спасешься..." Это "кредо" религиозных либералов. Редко кто из
христиан не слышал подобных речей от части своих единоверцев.
Вопрос о том, все ли равно как верить подробно рассматривался
нами в статье "Все ли религии от Бога",
поэтому мы не будем подробно останавливаться на этой
проблеме. Скажем только, что если такой взгляд верен, то
Христос, в честь Которого мы именуем себя
христианами, — обманщик, потому что Его слова
"Никто не приходит к Отцу как
только через Меня" (Ин. 14,6) — заведомая ложь. Его страдания
и крестная смерть, в этом случае, также не имеют никакого
смысла, потому что если все религии в равной степени истинны,
то истинно и учение нехристианских религий о том, что для
спасения никакой Христос не нужен. Позволим себе не
согласиться с таким "виденьем" христианства.
И, наконец, третье заблуждение гласит: "Бог
Сам спасет, кого посчитает нужным. Не следует вмешиваться в
Его работу. Он Сам защитит свое учение и свою Церковь". Из
этого следует, что христиане должны сидеть, сложа руки, и
никому не мешать, созерцая как Бог делает все Сам.
Утверждение, надо признать, также весьма
далекое от подлинного христианства. Оно более склоняется к
даосизму, с его принципом "у вэй" (недеяния) и пассивного
созерцания. Господь учит нас совершенно противоположному:
"Вы — соль земли" (Мф. 5,13), "Вы — свет мира" (Мф. 5,14). Все Писание говорит нам о том, что Бог предпочитает действовать
через людей. Он и Сам стал Человеком, чтобы спасти нас. Именно
на нас, христиан, Он возлагает обязанность распространять и
защищать свою веру. Конечно, мы действуем не сами, мы — Его
орудия, и мы — работники на Его ниве. Это нас он посылает на
жатву, это нас призывает научить все народы, крестя их во Имя
Отца и Сына и Святого Духа (ср. Мф. 28, 19). Если мы не нужны
Богу для обращения и спасения мира, зачем тогда Христос основал
Церковь? Зачем тогда он посылал апостолов на проповедь?
Неужели все великие святые, защищавшие христианскую веру
занимались бесполезным делом?
Несомненно, сегодня, в изменившихся
исторических условиях, апологетика также претерпела ряд
изменений, как в методах, так и в содержании. Прежде всего,
мы более не рассматриваем апологетику только в
узкоконфессиональном смысле. Это означает, что мы не ставим
основной акцент на доказательстве своей правоты в вопросах
богословских разногласий между христианскими конфессиями.
Конечно, католик должен знать позицию Католической Церкви и
уметь обосновать ее, но он вовсе не должен, доказывая свою
правоту, обвинять в ереси христиан других конфессий.
Единственное, что мы должны, — это,
как говорит Св. Писание, быть готовы, всякому, требующему у нас
отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением
(ср. 1 Пет. 3, 15). Наша позиция по данному вопросу основана на
учении современной Церкви, особенно подчеркивающей
необходимость сближения христиан на основе взаимного уважения
(См. "Постановление об экуменизме II Ватиканского Собора"). Мы
уже не понимаем под апологетикой сравнительное богословие,
детально указывающее на ошибки оппонентов. Современная
апологетика призвана не осуждать позицию другого, а
аргументировано разъяснять свою. Мы оставляем в стороне
конфессиональную апологетику и из чисто практических
соображений. На наш взгляд, в нынешних условиях христиане
должны отложить все внутренние разногласия, для того чтобы
вместе противостоять общему врагу, который по-прежнему не
дремлет, и сегодня, быть может, более опасен чем когда-либо в
прошлом.
Сегодня, вступив в третье тысячелетие, мы
видим, что наша вера как и всегда, нуждается в распространении
и защите. Бог призывает всех нас к участию в этой непростой
работе. И если это для кого-то не очевидно, пусть он
прислушается к голосу Самого Бога, обращающегося к нам словами
Св. Писания: "Ибо будет время, когда здравого учения принимать
не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей,
которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся
к басням. Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби,
совершай дело благовестника, исполняй служение твое" (2 Тим.
4. 3 — 5).