ВОПРОС:
«С детства нас учили, что первородный грех – это
непослушание Богу первых двух человеческих существ, и после этого все
человеческое потомство утратило первоначальную благодать, появилась
смерть, развращенность, грехи. Но недавно учитель сказал, что никакого
Адама не было («Адам» означает «человек», то есть он как бы представляет
всех людей), а историю сотворения мира нужно приспособить к теории
эволюции, добавив, что именно Бог «руководит» процессом эволюции. И
будто бы первородный грех заключался не в первоначальном непослушании
Богу, а в склонности ко греху, присутствующей в самой человеческой
природе. Хотелось бы узнать: когда в катехизисе говорится о
«прародителях», имеются в виду конкретный Адам и конкретная Ева или же
некая «первая человеческая община»? Является ли истиной веры то, что
человечество произошло от одной пары, или же можно считать, что оно
произошло от определенного количества пар?»
ОТВЕТ:
Действительно,
слово «Адам» означает «человек». Но из этого нельзя заключить, что в
начале была целая община людей, тем более не происходящих от одного и
того же корня. Из священного текста очевидно, что Бог говорит с одним
конкретным человеком, точнее, с двумя – ведь Он обращается также к Еве.
Бог говорил к обоим нашим прародителям. Что касается истины веры о
происхождении человечества, давайте сначала определим, что значит сам
этот термин – «истина веры». Обычно он относится к догматам, хотя это
вовсе не означает, что по тем вопросам, которые не причислены к
догматам, могут существовать какие угодно суждения. Здесь нужно
упомянуть о том, что такое «безошибочное вероучительство». Оно
существует в двух смыслах. Во-первых, существует «экстраординарное
учительство»: к нему мы относим высказывания ex cathedra, догматы,
положения церковных соборов. Во-вторых, существует ординарное
учительство, которое также может быть безошибочным. Об этом можно
прочитать, например, в 25-м параграфе конституции Второго Ватиканского
собора Lumen gentium: «Безошибочность, которой Божественный Искупитель
пожелал наделить Свою Церковь в определении учения о вере и нравах,
простирается столь же широко, сколь и сокровищница Божественного
Откровения, которая должна свято храниться и верно излагаться». Наконец,
существует ординарное учительство Пап, выражающееся на разных уровнях:
это апостольские конституции, энциклики, увещания и послания. Верующие
католики призваны внимать -- волей и разумом -- и этим наставлениям.
Итак, возвращаясь к вопросу о происхождении человечества: мы не
обладаем на этот счет никаким догматическим утверждением. Тем не менее,
Церковь располагает авторитетными высказываниями по этому вопросу.
Приведем только некоторые из них.
В первую очередь, нужно обратиться
к энциклике Папы Пия 12 "Humani generis”, обнародованную 12 августа
1950 года. Согласно учительству, содержащемуся в этом документе, после
Адама на нашей земле не было людей, которые бы не происходили от него
посредством естественного продолжения рода. Таким образом, он является
прародителем всех людей. Далее, в энциклике указано, что Адам не может
считаться символом целого ряда прародителей. Вот точный текст энциклики:
«Когда речь идет о другой гипотезе, которую называют полигенизмом, чада
Церкви не обладают более подобной свободой (имеется в виду свобода
разночтений). Ибо верные не могут принять учения, защитники которого
утверждают, что либо на земле после Адама были истинные люди, не
произошедшие от него путем естественного воспроизводства, как от праотца
всех людей; либо что Адам представляет собой совокупность этих
многочисленных праотцев. Мы действительно не видим способа сочетать
подобное учение с тем, чему учат источники Откровения, и с тем, что
предлагают тексты Учительства Церкви о первородном грехе, грехе, который
имеет свой корень в поистине личном грехе Адама и передаваемом всем
через их происхождение, и во всяком пребывающем, как его собственный».
Есть и еще один документ – это «Символ веры» Папы Павла VI.,
датированный 30 июня 1968 года. Тогда Святейший Отец не сказал ничего
нового, но развил утверждения предыдущего учительства. В частности, там
говорится: «Мы веруем, что все имеют грех Адама, а это означает, что
первоначальная его вина привела к тому, что человеческое естество, общее
для всех людей, пало до такого состояния, когда оно несет последствия
своей ошибки».
Теперь – о теории эволюции. В 1996 году Папа Иоанн
Павел 2 направил послание участникам пленарной ассамблеи Папской
академии наук. В нем он напоминает, что тема жизни и эволюции
«представляет живой интерес доля Церкви, поскольку Откровение, в свою
очередь, содержит учение о естестве и происхождении человека».
Иоанн Павел 2 пишет, что контрасты между вероучением и научной теорией,
принимающей гипотезу эволюции, не являются непреодолимыми, поскольку
некоторые положения разделяются обеими сторонами.
Папа пишет: «В
энциклике «Humani generis» мой предшественник Пий 12 уже утверждал, что
нет противоречия между эволюцией и доктриной веры о человеке и его
призвании, при условии, что мы соблюдаем некоторые положения.
Учитывая состояние научных изыканий той эпохи и потребностей богословия,
энциклика «Humani generis» рассматривала доктрину эволюционизма как
серьезную гипотезу, заслуживающую изучения и внимательного размышления,
-- точно такого же, как и противоположная гипотеза. Пий 12 говорил также
о двух методологических условиях: что эта гипотеза не должна быть
воспринята как точная и доказанная доктрина и утверждать, что можно было
бы обойтись и без Откровения, трактуя содержащиеся в этой теории
вопросы».
Нас интересует сейчас вопрос о появлении человека,
которое нельзя объяснить просто как плод эволюции. Ведь человек наделен
разумом, позволяющим ему иметь высшее знание о мироздании и войти в
отношения познания и любви с Богом. Иоанн Павел 2 напоминает, что
человек с самого начала был задуман в виду воскресшего Христа. И если
тело человека происходит от материи, которая существовала и до него, то
душа – духовная составляющая -- создана непосредственно Богом. Поэтому
такая теория эволюции, которая считает дух проистекающим от сил живой
материи или неким побочным феноменом этой материи, несовместима с
истиной о человеке и неспособна дать основание достоинству человека. Как
пишет Иоанн Павел 2, в человеке мы видим «онтологический скачок». И
далее: «Наука наблюдения описывает и измеряет с растущей точностью
многообразные проявления жизни и помещает их на линию времени. Момент
перехода к духовному не является предметом подобных наблюдений, однако
его возможно обнаружить на экспериментальном уровне целым рядом ценных
признаков специфичности человеческой природы».
Из всего этого можно
сделать вывод, что, раз Бог создал человека из уже существующей
материи, вдохнув в него душу, то он преобразил и саму материю. В этом и
заключается онтологический скачок: он касается не только вдыхания души,
но и преображения самого тела, которое в тот момент становится телом
человека. Человек был сотворен в состоянии первоначальной святости,
которое затем было нарушено.
К этому надо добавить, что
генетический код каждого человека абсолютно неповторим, но он является
общим для всех людей во всех основных чертах. Генетический код – это
самое «антиэволюционистское» открытие, какое только могла сделать
современная наука.
Можно было бы сказать еще очень многое на эту
тему, но пока мы ограничимся сказанным, приглашая всех интересующихся
ознакомиться с положениями Катехизиса Католической Церкви и с
цитированными документами.