ВОПРОС: «Вот уже несколько лет как наш приход посещает одна разведенная
женщина, живущая с разведенным же мужчиной. Это замечательная женщина,
по ее словам, она пережила развод очень тяжело – муж бросил ее вскоре
после свадьбы. Она одна растила ребенка, родившегося от мужа. Наш старый
настоятель отнесся к ней с пониманием, он давал ей отпущение грехов и
позволял подходить к Причастию. Сейчас у нас новый настоятель, и эта
прихожанка боится, что он не будет ее исповедовать. Однако она не хочет
отказываться от Причастия. Конечно, это не мое дело, но она иногда об
этом заговаривает, а я считаю, что и прежний настоятель не должен был ее
причащать. Но, с другой стороны, не хочется обижать замечательного
человека, любимого всеми нашими прихожанами. Хотелось бы узнать,
существуют ли какие-то исключения, когда разведенные и повторно
вступившие в брак могут причащаться, например, на венчание или крещение
их детей. И еще: является ли само участие в Святой Мессе уже духовным
причащением?»
ОТВЕТ:
Практика Католической Церкви,
основанная на Священном Писании, такова: к евхаристическому Причастию не
допускаются разведенные люди, вступившие в новый брак. Это правило
закреплено в апостольском увещании Иоанна Павла 2 «Familiaris
consortio». Оно не является только дисциплинарным, но отражает
объективную ситуацию, в которой невозможно приобщение Святых Тайн. Иными
словами, не Церковь исключает из Причастия этих верующих, а они сами.
Они не могут приступать к Причастию, поскольку их статус и жизеннная
ситуация объективно противоречит тому единству любви между Христом и
Церковью, которое обозначает и актуализирует Евхаристия (читаем об этом в
том же «Familiaris consortio», 84 параграф). Евхаристия укрепляет
супружескую любовь и взаимную жертву супругов, так же, как Христос
пожертвовал своей жизнью за Церковь. В том случае, когда один из
расставшихся супругов соединяет свою жизнь с другим человеком, в то
время как он связан церковным Таинством брака со своим супругом, он
объективно противоречит этому смыслу Евхаристии. Кроме того, причащение
разведенных, вступивших в новый брак, противоречит учительству Церкви о
нерасторжимости брака.
Об этом еще раз упоминается в Послании
Конгрегации вероучения от 14 сентября 1994 года: «Верный, который
постоянно сожительствует more uxorio (то есть как муж и жена) с лицом,
не являющимся законным мужем или законной женой, не может приступать к
Евхаристическому Причастию. В тех же случаях, когда он считает это
допустимым, пастыри и исповедники, учитывая важность предмета и духовные
потребности человека, а также общего блага Церкви, строго обязаны
предупредить их о том, что подобное суждение находится в явном контрасте
с учением Церкви. Они обязаны также напоминать об этом учении в
наставлении всей вверенной им паствы».
Если же разведенные расстаются с новым супругом или живут с ним как брат и сестра, то они могут быть допущены к Таинствам.
Для того, чтобы разведенные люди, вступившие во второй брак, смогли
приступать к Таинству Покаяния, которое открывает путь к Причастию, они
должны быть самым серьезным образом готовы изменить свою жизненную
ситуацию, чтобы она не была в контрасте с нерасторжимостью брака. Это
означает, что они должны раскаяться в совершенном – то есть в заключении
нового брака при наличии нерасторжимого брака с прежним супругом (ведь
развод, о котором мы говорим, может существовать только на гражданском
уровне, таким образом, перед Богом и Церковью человек в любом случае
остается связан брачными узами, даже если развелся в ЗАГСе). Чтобы
получить отпущение грехов и возможность принимать Причастие,
разведенные, вступившие в новый брак, должны раскаяться в нарушении
брачной верности и расстаться с тем, кто не является супругом перед
Богом. Если по серьезным причинам это невозможно – например, ввиду
воспитания общих детей, -- то сожительствующие могут жить совместно, но в
полном воздержании, о чем и говорится в апостольском увещании
Familiaris consortio. С помощью благодати, на которую должен уповать
каждый верующий, и посредством их личных усилий отношения между
сожительствующими должны преобразиться в отношения дружбы, взаимного
уважения и взаимной помощи.
Таким образом, разведенные, вступившие в
новый брак, которые искренне раскаялись и расстались, или же живут как
брат и сестра, могут получить отпущение грехов и причащаться.
К
этому Послание Конгрегации вероучения однако добавляет, что при таком
решении следует избегать соблазна для других верующих. Ведь им-то
неизвестно, что сожительствующая пара приняла решение прекратить
незаконное сожительство. Поэтому настоятель прихода может причащать их в
частном порядке, или же они будут причащаться не в своем приходе, а в
другом, где их не знают.
Цитируемое нами Послание Конгрегации
вероучения напоминает также, что вопрос участия в церковной жизни не
может сводиться лишь к вопросу о допустимости Причастия, как часто его
ставят разведенные. Во-первых, разведенные, вступившие в новый брак,
призываются к духовному причащению. И участие в Святой Мессе уже
является духовным причащением.
Автор вопроса спрашивает также, могут
ли они в исключительных случаях принимать Причастие, например, в день
Крещения и Венчания детей. Ответ однозначен: нет. И даже если они живут
как брат и сестра, в описанной в вопросе ситуации, – когда эту
прихожанку знает весь приход, -- причащение также не будет допустимым,
так как оно бы привело к соблазну для других прихожан. Ведь они могут
подумать, что сожительствующим возможно иногда причащаться. А Венчание и
Крещение – как раз события, когда вокруг прихожанина собирается вся
община.