24. Любовь к Богу
1. Безграничная любовь Бога
к каждому человеку.
2. Господь всегда любит нас. Даже когда мы
оскорбляем Его, Он исполнен милосердной любви.
3. Первая заповедь. Любовь к Богу
в повседневной жизни.
24.1. Все Священное Писание
постоянно и разнообразным образом
свидетельствует нам о любви Божией по
отношению к нам. Бог уверяет нас, что хотя бы
мать забыла свое грудное дитя, Он никогда не
забудет о нас, поскольку Он начертал нас на
дланях Своих (Ис 49,15?17).
Первое чтение сегодняшней литургии слова
из книги пророка Осии (Ос 14,2?10) - это один из
тех текстов, который являет потрясающий триумф
любви Божией над неверностью и иллюзорным
обращением Его народа. Израиль наконец осознает,
что его не спасут ни политические союзы, ни божки,
сделанные человеческими руками, ни напрасные
жертвы всесожжения, но любовь, выражением
которой является верность по отношению
к Завету. Само обращение является делом Божией
любви, поскольку от Него все берет начало, а Он
искренне любит нас. Мы читаем: Уврачую отпадение
их, возлюблю их по благоволению; ибо гнев Мой
отвратился от них. Я буду росою для Израиля; он
расцветет как лилия, и пустит корни свои как
Ливан. Расширятся ветви его, и будет красота его,
как маслины, и благоухание от него, как от Ливана.
Мы не можем даже вообразить себе, как
сильно любит нас Бог. Когда мы были обречены на
гибель, Он послал Сына Своего Единородного, чтобы
Он отдал за нас Свою жизнь и тем самым вывел нас
из того ужасающего состояния, в котором мы
оказались. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал
Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий
в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин 3,16).
«Однако спросим, стараясь быть объективными
в своих рассуждениях, мог ли Бог пойти дальше
в Своем самоумалении, в Своем сближении
с человеком, с его реальными условиями
бытия, с его познавательными возможностями?
Как кажется, Он пошел так далеко, как только мог,
далее идти уже не мог. В некотором смысле Он
зашел даже слишком далеко!» (Иоанн Павел II,
Переступить порог надежды, 6). Та же любовь
побудила Его всецело предать Себя нам в самой
повседневности, когда Он восхотел пребывать
в наших душах, если они находятся
в состоянии благодати: кто любит Меня, тот
соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и мы
придем к нему и обитель у него сотворим
(Ин 14,23). Он захотел быть в общении с нами
в глубине нашего сердца во время молитвы и
в любой другой момент.
«Я даже буду служить тебе, ибо Я пришел
послужить, а не чтобы Мне служили. Я - твой
друг, член и глава, Я твой брат, и сестра, и матерь;
Я для тебя всем этим являюсь, а жажду лишь
близости с тобой. Я, бедняк тебя ради, нищий
тебя ради, распятый тебя ради, погребенный тебя
ради; на небесах Я ходатайствую за тебя перед
Богом Отцом; а на земле - Я посланник Его тебя
ради. Ты для меня являешься всем: братом и
сонаследником, другом и товарищем. Чего же ты
хочешь еще?» (Св. Иоанн Златоуст, Гомилия
о Евангелии от Матфея, 76). Чего же еще мы можем
желать? Вглядываясь в лик Господа в каждом
из стояний Крестного Пути, мы произносим
в сердце своем: «Кто же может оставаться
равнодушным, зная, что Бог так нас любит?»
24.2. Нет между богами, как Ты,
Господи… Ибо Ты велик, и творишь чудеса, - Ты,
Боже, един Ты (Пс 86,8?10). Одним из наибольших
чудес является Его любовь к нам. Он любит нас
любовью личной и индивидуальной, каждого по
отдельности. Он никогда не перестанет любить нас,
помогать нам, защищать нас, общаться с нами;
даже в минуты самой большой неверности
с нашей стороны, когда мы совершаем самые
страшные грехи, Он не перестает любить нас. Может
быть именно в таких обстоятельствах, Бог
в большей мере, чем когда-нибудь обращает на
нас внимание. Многие эпизоды рассказанных
Господом притч различным образом иллюстрируют
Его милосердие: заблудшую овцу несут на плечах,
отец устраивает пир по случаю возвращения
блудного сына, промотавшего свое наследство,
однако выказавшего способность к искреннему
раскаянию, хозяйка старательно ищет потерянную
драхму, до тех пор, пока не разыщет ее… (ср.
Лук 15,1).
Любовь и забота Божия сопровождает нас
в течение всей нашей жизни. Он знает о всех
обстоятельствах и всех жизненных ситуациях,
которые нам пришлось пережить. И се, Я с вами
во все дни до скончания века (Мф 28,20), вплоть
до последнего мгновения нашей жизни.
Как же часто Он давал нам очевидный повод
для встречи! в радости и страдании, в том,
что поначалу казалось нам величайшим несчастьем,
посредством друга, коллеги по работе, священника,
проявлявшего заботу о нас… «Попытайтесь
вместе со мной поразмышлять об этом чуде Божией
любви: Господь, Который выходит нам навстречу,
Который ждет нас, Который стоит на обочине
дороги, так, чтобы мы увидели Его. Он обращается
к нам лично, беседует с нами о волнующих
нас проблемах, считает их своими собственными. Он
побуждает нас к сокрушению о грехах,
к великодушию. Он наполняет нашу душу
блаженством при мысли о том, что мы сохранили
верность, что мы можем называться Его учениками»
(Эскрива).
Как доказательство Своей любви, Господь
оставил нам таинства, «каналы милосердия Божия».
Особым образом поблагодарим Его сегодня за те из
них, к которым мы можем приступать часто: за
исповедь, во время которой Он прощает нам
грехи, и за святую Евхаристию, которая является
знамением Его присутствия среди нас и особенным
доказательством Его любви к людям.
Та же любовь побудила Его дать нам Свою
Матерь, как Матерь нашу. Из-за любви Своей он
даровал нам также Ангела Хранителя, чтобы Он
защищал нас, давал нам добрые советы и оказывал
нам бесчисленные услуги, до тех пор, пока не
закончится наш з земной путь. Он ожидает нас на
Небесах, где мы имеем приготовленное от Бога
место.
Обратимся к Нему словами молитвы
сегодняшней Мессы: Господи, пусть действие Духа
Твоего до глубины проникнет наши сердца, дабы мы
некогда получили в полное владение то, что
ныне вкушаем в Евхаристии (Молитва после
Причастия). Мы благодарим Его за столь великую
любовь к нам и заботу о нас, которой мы вовсе
не заслуживаем. Будем стараться также пробудить
в себе желание ответить на Любовь любовью. Эту
мысль поэтически выразила Франциска Ксавье дель
Валле: «Я тысячу раз отдала бы Тебе свою жизнь,
если бы могла столько раз жить и владеть ею… и
дала бы в тысячи, тысячи раз больше, если бы
могла любить Тебя… той любовью чистой и сильной,
которою Ты, будучи Тем, Кем есть, любишь нас
неустанно».
24.3. Евангелие сегодняшней
святой Мессы повествует нам: один из книжников,
слыша их прения и видя, что Иисус хорошо им
отвечал, подошел и спросил Его: какая первая из
всех заповедей? Иисус отвечал ему: первая из всех
заповедей: «слушай, Израиль! Господь Бог наш есть
Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего
всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем
разумением твоим, и всею крепостию твоею»: вот
первая заповедь (Мк 12,28?30). Бог от каждого из
людей ожидает ответа на Свою безусловную любовь
к нам.
Наша любовь к Богу имеет свое
выражение в «тысяче мелочей» повседневной
жизни. Мы любим Бога посредством добросовестно
исполняемых служебных обязанностей, семейной
жизни, дружеских отношений, отдыха… Все, что
угодно, может стать делом любви. «Когда мы
стараемся исполнять обязанности, связанные
с нашим общественным положением, либо
порученную нам работу как можно лучше, несмотря
на всю нашу ограниченность и возможные ошибки,
душа наша стремиться вырваться. Она устремляется
к Богу, как железо, притягиваемое магнитом. Она
начинает любить Иисуса несравненно более
глубоко, в сладком восторге» (Эскрива).
Когда мы отвечаем взаимностью на Божию
любовь, проблемы отступают; и наоборот, без любви
даже самые незначительные препятствия кажутся
непреодолимыми. В Единении с Господом все
становится легким. «Тем, кто не любит, все это
кажется очень трудным; тем, кто любит, как раз
наоборот, все кажется легким. Нет такого
страдания, хотя бы оно казалось неимоверно
страшным, которое любовь не могла бы сделать
легким, либо вовсе упразднить» (Св. Августин,
Речь 70). Радость, расцветающая даже среди
трудностей, является очевидным признаком того,
что любовь руководит всеми нашими поступками,
ибо - как поясняет святой Августин - «если мы
любим нечто, то, либо мы не ощущаем трудностей,
либо любим сами трудности… Труды тех, кто любит,
никогда не бывают утомительными»
(Св. Августин, De bono viduitatis, 21,26).
Наша любовь к Богу должна быть
абсолютной и ничем неограниченной. В рамках
этой любви находит свое место всякая чистая и
достойная земная любовь, в соответствии
с тем призванием, которое каждый из нас
получил от Бога. Неправильно было бы сказать:
«Или Бог, или человек». Следует любить и Бога, и
человека, но человека никогда более, нежели Бога,
и не против Бога либо так, как Бога. Библия
называет Иакова святым, человеком, которого
возлюбил Бог, потому что он семь лет трудился,
чтобы получить Рахиль в жены, и эти годы
промелькнули как семь дней - такой огромной была
его любовь к ней. Святой Франциск Сальский
писал: «Иаков любит Рахиль всей крепостью своею и
всею крепостью своею любит Бога; однако при этом
он не любит Рахиль так, как Бога, а Бога так, как
Рахиль. Он любит Бога, как своего Бога, превыше
всего и более нежели себя самого; он любит Рахиль,
как свою жену, больше, чем какую-либо другую
женщину и так, как себя самого. Он любит Бога
любовью абсолютной и возвышенной, а Рахиль
любовью супружеской; одна любовь не противоречит
другой, ибо любовь к Рахили не повреждает все
превосходящей абсолютной любви к Богу» (Иоанн
Павел II, Общая аудиенция, 27.IX.1978).
Любовь к Богу должна иметь свое
выражение в любви к другим людям. Внешним
признаком нашего единения с Богом является то,
каким образом мы проявляем нашу любовь
к людям, с которыми нам довелось жить бок
о бок. По тому узнают все, что вы мои ученики,
если вы будете иметь любовь между собою (Ин 13,35)
- сказал нам Господь: по нашей деликатности по
отношению к другим, доброжелательности,
мелких услугах, оказываемых в семье и на
работе, вежливых и своевременных замечаниях,
делаемых из братского расположения…
Ныне попросим Господа нашего, чтобы Он
научил нас отвечать на Свою любовь взаимностью, и
чтобы мы сумели выразить свою любовь к братьям
в наших делах.