20. Послушание и должное
поведение при встрече с Иисусом
1. Вера и ответ на дар благодати.
Следует очищать душу, дабы она могла узреть
Иисуса.
2. Исцеление Неемана. Послушание и смирение.
3. Послушание в духовном водительстве.
20.1. Истомилась душа моя, желая
во дворы Господни; сердце мое и плоть моя
восторгаются к Богу живому (Пс 84,3) - читаем
мы во Входном антифоне сегодняшней Мессы.
Чтобы попасть во дворы Господни, нам следует
иметь смиренную и чистую душу. Чтобы узреть
Иисуса, необходимо иметь соответствующее
расположение. Евангелие сегодняшней Мессы
в очередной раз напоминает нам об этом
(Лк 4,16?30).
После периода, посвященного проповеди
в городах и селениях Галилеи, Господь вернулся
в Назарет, где был воспитан. Здесь Его знали
все: Он был сыном Иосифа и Марии. В субботу Он
по обыкновению Своему вошел в синагогу
(Лк 4,16). Там Иисус встал читать Священное
Писание и выбрал при этом мессианский отрывок из
пророка Исаии. Евангелист Лука описывает
чрезвычайные ожидания собравшихся: И, закрыв
книгу и отдав служителю сел; и глаза всех
в синагоге были устремлены на Него. Они
слышали, как о сыне Марии рассказывали дивные
вещи и надеялись стать у себя в Назарете
свидетелями еще более необычайных событий.
И однако, хотя поначалу все
засвидетельствовали Ему, и дивились словам
благодати, исходившим из уст Его (Лк 4,22), они не
имели веры. Иисус объяснил, что планы Божии не
зиждутся на кровных или национальных узах.
Недостаточно просто находиться или жить рядом
с Ним. Необходима глубокая вера.
Иисус воспользовался примером из Ветхого
Завета: Много было прокаженных в Израиле при
пророке Елисее; и ни один из них не очистился,
кроме Неемана Сириянина. Изливая дары Своей
благодати, Бог не знает никаких ограничений, не
принимает во внимание национальность - ведь
Нееман не принадлежал к избранному народу -
возраст, социальное положение. Иисус, проповедуя
в городе, где воспитывался, не нашел веры у
слушателей и потому не совершил там никакого
чуда. Эти люди видели в Нем только сына Иосифа,
который мастерил для них столы и чинил им двери.
Не Иосифов ли это сын? - спрашивали они. Они не
сумели разглядеть в Нем ничего кроме этого.
Они не узнали Мессию, Который посетил их.
Чтобы узреть Господа также и мы должны
очистить свои души. «Тот Христос, Которого ты
видишь, не является Иисусом. В лучшем случае
это может быть Его неясный образ, созданный твоим
мятущимся воображением… Очисться. Очисть свое
духовное зрение посредством смирения и покаяния.
Тогда ты не будешь лишен чистого света Любви. И
обретешь совершенное зрение. Образ, который ты
увидишь, действительно будет Его образом: это
Он!» (Эскрива).
Великий Пост - это подходящее время, для
того, чтобы приумножить нашу любовь, творя дела
покаяния, подготавливая свою душу, дабы она
смогла принять свет свыше, от Бога.
20.2. Первое чтение святой Мессы
повествует нам о исцелении Неемана,
военоначальника сирийского царя (4 Цар 5,1?14),
о котором Господь упоминает в Евангелии.
Заболевший проказой Нееман, услышал от
рабыни-иудейки, что в Израиле живет пророк,
достаточно могущественный, чтобы исцелить его от
болезни. Совершив долгое путешествие, прибыл
Нееман на конях своих и на колеснице своей, и
остановился у входа в дом Елисеев. И выслал
к нему Елисей слугу сказать: пойди, омойся семь
раз в Иордане, и обновится тело твое у тебя, и
будешь чист.
Однако Нееман не понимал путей Господних,
которые так сильно отличались от того, что он мог
себе представить. Вот, я думал, что он выйдет,
станет, и призовет имя Господа, Бога своего, и
возложит руку свою на то место, и снимет проказу.
Разве Авана и Фарфар, реки Дамасские, не лучше
всех вод Израильских? разве я не мог бы омыться
в них и очиститься?
Сирийский военоначальник хотел
исцелиться и ради этой цели совершил длительное
путешествие, но у него было свое мнение, что
касается формы этого исцеления. Когда он, считая
свое путешествие напрасным, уже собирался
в обратный путь, рабы его сказали ему: отец мой,
если бы что-нибудь важное сказал тебе пророк, то
не сделал ли бы ты? а тем более, когда он сказал
тебе только: «омойся и будешь чист».
Нееман прислушался к словам своих
спутников и со смирением исполнил то, что ему
рекомендовал пророк Елисей. И пошел он, и
окунулся в Иордане семь раз, по слову человека
Божия, и обновилось тело его, как тело малого
ребенка, и очистился. Он послушно и со смирением
принял совет, который, по человеческим меркам,
мог показаться бессмысленным, и был исцелен. Его
сердечное расположение способствовало тому, что
молитва Елисея принесла свой плод.
Также и мы часто страдаем духовными
болезнями, будучи неспособны искоренить из
нашего сердца заблуждения и пороки. Господь
требует от нас, чтобы мы были смиренны и послушны
советам и указаниям тех людей, которых Он
поставил, дабы они помогали нам в нашем
стремлении к святости в профессиональной
деятельности и в семейной жизни. Не будем
настаивать на правильности наших решений, если
Господь указывает нам Свои собственные, даже
если они противоречат нашим вкусам и желаниям.
В том, что касается нашей души, мы не являемся
ни хорошими советчиками, ни хорошими целителями
по отношению к себе самим. Поэтому Господь
обычно использует иных людей. «Господь лично
призвал апостола Павла и разговаривал с ним.
Он мог там и тогда указать ему также путь, ведущий
к святости, но предпочел отправить его
к Анании, дабы из уст последнего он узнал
истину: встань и иди в город; и сказано будет
тебе, что тебе надобно делать (Деян 9,6)» (Иоанн
Кассиан, Конференция с отцами, 2). Апостол Павел
позволил руководить собой. Он был сильной
личностью, что проявлялось различным образом
в различных обстоятельствах. В этом же
случае именно сила его характера помогла ему
быть послушным. Сначала его спутники привели его
в Дамаск. Затем Анания вернул ему зрение, и
с этого времени он стал неустрашимым воином
Христовым.
«Меня охватывает страх - писала
св. Фаустина Ковальская в своем дневнике -
когда неоднократно мне приходится слышать, как
кто-то говорит, что он не имеет исповедника или
духовного руководителя. И это потому, что я помню
какие неимоверные трудности приходилось
переносить мне, когда я сама не имела такого рода
помощи. Не имея духовного руководителя, очень
легко сбиться с пути» (Св. Фаустина
Ковальская, Дневничок).
Благодаря такого рода духовному
руководству, душа настраивается на встречу
с Господом и научается распознавать Его
присутствие в событиях повседневной жизни.
20.3. Вера в данные нам от
Господа средства способна буквально творить
чудеса. Однажды Господь приказал человеку
с высохшей рукой сделать нечто такое, что
с точки зрения всего прежнего опыта было
решительно невозможно: вытянуть перед собой
«сухую», недвижимую руку. И именно послушание,
проявление действенной веры соделали чудо: И он
протянул: и стала она здорова как другая
(Мф 12,9?13). И нам иногда Господь приказывает
сделать нечто такое, что, как нам кажется, мы
исполнить неспособны. Однако все возможно, если
мы позволим благодати действовать в нас.
Благодать эта будет частой нашей гостьей, если мы
будем послушны своему духовному руководителю.
Господь требует от нас, чтобы в нашей
жизни мы не опирались исключительно на
человеческие силы, поскольку, таким образом,
очень легко впасть в пессимизм. Он предлагает
нам иметь упование на помощь свыше. Он хочет,
чтобы мы были «реалистами благодати», т.е.
рассчитывали на Него и знали, что Господь Иисус
Христос постоянно действует в нашей жизни.
Десять прокаженных исцелились, потому
что они были послушны Господу. Иисус Христос
сказал им только: пойдите, покажитесь
священникам. И когда они шли, очистились
(Лк 17,14).
В другой раз Господь сжалился над слепым
от рождения нищим. Евангелист Иоанн повествует:
Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и
помазал брением глаза слепому, и сказал ему:
пойди, умойся в купальне Силоам. Нищий не
колебался ни секунды. Он пошел, умылся и пришел
зрячим (Ин 9,1?7).
«Какой великолепный пример несгибаемой
веры дает нам этот слепец! Это живая, действенная
вера. а ты ведешь себя так, как он, когда Бог
поручает тебе сделать нечто, или твои заботы
делают тебя слепым? Или может быть вода купальни
сама по себе имела целительную силу, так что
могла излечить слепоту при одном лишь
прикосновении? Нет; тут подходящей была бы некая
таинственная смесь, полученная в лаборатории
ученого алхимика. Однако слепец верует; он
исполняет то, чего требует от него Господь, и
возвращается с глазами, сияющими светом»
(Эскрива).
Слепота, пороки, растерянность являются
болезнями, требующими лекарства. Мы сами не можем
ничего, однако Иисус Христос всемогущ. Вода
в купальне оставалась водой, брение - брением,
но слепой получил зрение, а кроме того - еще
более живую веру в Господа. На страницах
Евангелия засвидетельствована вера тех людей.
Которым довелось встретиться с Иисусом. Без
послушания духовное руководство было бы
бесплодным. а послушным не может быть тот, кто
желает оставаться упрямым, неуступчивым,
неспособным принять иное решение, нежели его
собственное, тот, кто в своей жизни
руководствуется лишь собственным жизненным
опытом, не принимая во внимание помощь
благодати. Человек гордый также не в состоянии
быть послушным. Ведь для того, чтобы чему-то
научиться, необходимо прежде признать, что
существует нечто такое, чего мы не знаем и чему мы
можем научиться от других людей. Чтобы
совершенствоваться духовно, мы должны быть
уверены, что мы вовсе не так хороши, как этого
требует от нас Бог.
В нашей духовной жизни мы должны быть
весьма осторожны, иметь мудрое недоверие по
отношению к собственному суждению, дабы быть
восприимчивым к иным, отличным от наших
критериям. Позволим Богу формировать нас
посредством событий и вдохновений, а также
посредством света духовного руководства. Мы
должны быть послушны подобно глине в руке
гончара, не сопротивляться, слышать в другом
человеке Самого Иисуса Христа. Священное Писание
говорит нам: И сошел я в дом горшечника, и вот,
он работал свою работу на кружале. И сосуд,
который горшечник делал из глины, развалился
в руке его; и он снова сделал из него другой
сосуд, какой горшечнику вздумалось сделать… Вот,
что глина в руке горшечника, то вы в Моей
руке. дом Израилев (Иер 18,1?5). Бодрствование,
послушание, позволение Богу формировать нас.
Пусть это будет нашим намерением во время
сегодняшней молитвы, которую мы завершим
в уповании на заступничество Богородицы.