25. Фарисей и мытарь
1. Необходимость смирения. Гордыня все
повреждает.
2. Лицемерие фарисеев. Проявления гордыни.
3. Следует учиться у мытаря из притчи. Следует
молиться о смирении.
25.1. Помилуй меня, Боже… Ибо
жертвы Ты не желаешь, - я дал бы ее;
к всесожжению не благоволишь. Жертва Богу дух
сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты
не презришь, Боже (Пс 51). Бога может тронуть
смиренное сердце, и Он изливает на него Свою
благодать.
Св. Лука в Евангелии сегодняшней
мессы показывает нам двух людей, которые пришли
в храм помолиться: мытаря и фарисея. Фарисеи
считали себя людьми чистыми, исполняющими закон
в совершенстве; мытарей презирали, поскольку
они собирали налоги. Их считали людьми, которые
больше заботятся о своих интересах, нежели
исполняют закон. Прежде, чем привести данную
притчу, Евангелист отметил, что Иисус обратился
к некоторым, которые уверены были о себе,
что они праведны, и уничижали других.
Из притчи видно, что фарисей, который
пришел в храм, не имел ни смирения, ни любви.
Стержнем его мышления и предметом восхваления
является он сам: Боже! благодарю Тебя, что я не
таков, как прочие люди, грабители, обидчики,
прелюбодеи, или как этот мытарь. Пощусь два раза
в неделю; даю десятую часть из всего, что
приобретаю (Лк 18, 11?12). Вместо того, чтобы
прославлять Бога, он начинает с прославления
себя самого. Он действительно совершает хорошие
поступки: постится, дает десятину; но сам же
уничтожает все доброе, что несут эти поступки,
гордыней: он приписывает все заслуги себе самому
и унижает других. Ему недостает смирения и любви,
без чего не может быть никакого хорошего
поступка.
Он стоит на видном месте. Молится,
благодарит за все, что делает. Однако во всем
этом огромное самовосхваление. Он сравнивает
себя с другими, считает себя более праведным,
лучше исполняющим закон. Гордыня - это самое
большое препятствие, которое человек может
поставить благодати Божией. Это самый опасный из
числа главных грехов. Гордыня стремится
проникнуть собой добрые поступки, чтобы отобрать
у них их благодатное значение и заслугу; ее корни
проникают глубоко в человеческую природу
(коренится в неупорядоченном самолюбии), и нет
ничего, что было бы так трудно искоренить и даже
распознать.
«Себе самому с восхищением, которым
обязан самому себе» - написал некий автор на
первой странице книги. То же самое могли бы
напечатать многочисленные бедняги на последней
странице своей жизни.
Как жаль, если ты и я живем и умираем
с такими мыслями! - Проведем серьезное
испытание совести. Будем просить у Господа, чтобы
Он умилосердился над нами и не позволил нам дойти
до такого состояния. Будем ежедневно молить Его
о добродетели смирения и примем сегодня
решение, как мы будем противодействовать
различным и многочисленным проявлениям греха
гордыни. Будем исправлять намерения наших
поступков всякий раз, когда возникнет такая
потребность.
25.2. Некоторые из фарисеев
обратились и стали друзьями и верными учениками
Господа, но вместе с тем, многие другие не
сумели узнать Мессию, жившего бок о бок
с ними. Гордыня стала причиной того, что они
утратили смысл своего существования и их
религиозная жизнь, которой они так гордились,
стала пустой и суетной. Их благочестие свелось
к бесполезным формам и пустому притворству,
дабы произвести впечатление на окружающих. Когда
постились, хотели выглядеть понурыми, чтобы это
видели другие люди; когда молились, любили
напоказ останавливаться на видных местах
в синагогах и на площадях; когда давали
милостыню, повсюду трубили об этом.
Господь завещал своим ученикам: Не будьте
как фарисеи, и объясняет почему мы не должны
брать с них пример: все дела свои делают
с тем, чтобы видели их люди (Мф 23,5).
Употребляя сильные выражения, чтобы вызвать
реакцию с их стороны, Господь называет их
лицемерами, подобными окрашенным гробам, которые
снаружи кажутся красивыми, а внутри исполнены
всякой нечистоты (ср. Мф 23,27). Суетность
отделила их от Бога; побудила их искать иного
поприща, где они могли бы приложить силы и,
в конце концов, погубила их. «Ибо если кто-то
хочет понравиться своим зрителям, то тогда какие
зрители, такие и схватки» (св. Иоанн Златоуст).
Если мы хотим быть смиренными, мы никогда не
должны забывать, что сам Господь видит нашу жизнь
и наши поступки и именно Ему мы должны стремиться
понравиться.
Вследствие своей гордыни фарисеи были
весьма требовательны к своим собратьям, и
очень снисходительны к себе: Налагаете на
людей бремена неудобоносимые, а сами и одним
перстом своим не дотрагиваетесь до них (Лк 11,46).
а нам Господь сказал: Больший из вас да будет
вам слуга (Мф 11,23). Дух Святой устами
ап. Павла говорит: Носите бремена друг друга, и
таким образом исполните закон Христов (Гал 6,2).
Одним из наиболее очевидных признаков смирения
является служение и помощь другим людям, причем
постоянно, а не только от случая к случаю.
Один из самых суровых упреков Господа
звучал так: сами не вошли и входящим
воспрепятствовали (Лк 11,52). Преградили путь
тем, кого должны были вести. Слепые вожди! -
назовет Он их в другой раз. Гордыня ведет
к утрате света свыше, как для самого гордого
человека, так и для других.
Гордыня проявляется во всех аспектах
жизни. В отношениях с ближними себялюбие
делает нас чрезвычайно чувствительными,
негибкими, нетерпеливыми, преувеличенно
подчеркивающими собственное я и собственные
права, холодными, равнодушными, несправедливыми
в суждениях и словах. Такой человек
наслаждается, говоря о своих делах, своих
внутренних переживаниях, трудностях, страданиях,
когда в этом нет никакой необходимости.
Во время молитвы в церкви он любит смотреть
на других, наблюдать их и осуждать; хочет
сравнивать себя с ними, находя при этом
в них одни недостатки и не признавая за ними
никаких достоинств, приписывая им не слишком
нравственные желания и намерения, и даже желая им
зла. Себялюбие побуждает нас чувствовать себя
обиженными, когда нас унижают, очерняют или
отвергают либо когда нас не уважают, в той мере
в какой мы этого ожидали.
Мы должны быть далеки от позиции фарисея,
а учится у мытаря: Боже, будь милостив ко мне
грешнику! Это короткое молитвенное воззвание,
которое следует повторять многократно,
пробуждает в душе любовь к смирению, также и
во время молитвы.
25.3. Близок Господь
к сокрушенным сердцем и смиренного духом
спасет (Пс 34,19). Мытарь обращает к Богу
смиренную молитву, он доверяет милосердию Божию,
а не своим заслугам: стоя вдали, не смел даже
поднять глаз на небо; но ударяя себя в грудь
говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!
Господь, который гордым противится,
а смиренным дает благодать (Иак 4,6), прощает
и оправдывает его. Сказываю вам, что сей пошел
оправданным в дом свой более, нежели тот.
Мытарь стал вдали и поэтому Богу легче
было приблизиться к нему… От тебя зависит,
близко Он или далеко от тебя. Люби, и Он
приблизится; люби, и Он будет жить в тебе (св.
Августин).
У мытаря мы также можем научиться тому,
какой должна быть наша молитва: смиренная,
внимательная, доверчивая. Одним из основных
условий, необходимых во время молитвы,
является «смиренное и доверчивое сердце,
позволяющее нам обратиться и быть как дети; ибо
именно младенцам открывается Отец» (Катехизис
Католической Церкви, 2785). Постараемся, чтобы это
не был монолог, в котором мы обращаемся
к самим себе и концентрируемся на своих
добродетелях, которыми мы якобы обладаем.
Посредством этой притчи Господь хочет
внушить нам необходимость смирения как
основания, на котором должны строиться все наши
отношения с Богом и с другими людьми.
Смирение - это краеугольный камень строения,
которым является наша внутренняя жизнь. «Не
стремись светить подобно позолоченному петуху
на кровле высокого дома. Как бы сильно он не
блестел и высоко не возносился, это не имеет
никакого значения для качества здания.
Будь скорее старой глыбой, положенной
в фундамент, спрятанной под землей, где тебя
никто не будет видеть. Благодаря тебе дом не
обрушится» (Эскрива).
Когда кто-то чувствует себя отстраненным,
раненным какой-то мелочью, он должен знать, что не
является по настоящему смиренным: это
благоприятная ситуация, чтобы примириться со
своей малостью, чтобы быть менее гордым: «Не
являешься смиренным, когда смиряешь себя, но
когда тебя смиряют, а ты терпишь это ради
Христа».
Помощь Пресвятой Девы Марии гарантирует,
что мы будем возрастать в этой добродетели.
«Мария является вместе с тем Матерью
милосердия и доброты, к которой никто не
прибегает напрасно; доверься, исполненный
упования, Ее материнскому лону, проси Ее, дабы
даровала тебе ту добродетель (смирение), которую
Она так ценила; не бойся, что не выслушает тебя.
Мария будет предстательствовать за тебя у того
Бога, который возносит смиренных и низвергает
гордых; а поскольку Мария все может испросить
у Своего Сына, Он обязательно выслушает Ее»
(Эскрива). Будем размышлять над этим поучением
Господа, взирая на пример смирения Пресвятой
Девы Марии. Завершим нашу молитву следующей
просьбой: «Господи, удали от меня гордость
житейскую; уничтожь мое себялюбие, желания
превозноситься и навязывать свое я другим.
Соделай, чтобы основанием моей личности было
отождествление с Тобою».