«Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения» (2 Кор.
6, 2) Эти слова, взятые из чтения в Пепельную среду, кратко выражают
цель Великого поста.
Хотя св.Бенедикт в своем «Уставе» часто ссылается на различные сезоны
литургического года, время Великого поста было несомненно настолько
важным для него, что он посвятил ему отдельную главу. Он начал с того,
что вся монашеская жизнь должна иметь постный характер. Возможно, он
базировался на жизни отцов и матерей пустынников, которые, по мнению
св.Бенедикта, стали для нас выдающимся примером святости («Устав» г. 19,
73).
Бенедикт видел в «этих святых днях Великого Поста» возможность
личностного духовного обновления. Он предполагал, что это время может
стать для нас возможностью подвести итоги того, какую позицию мы
занимаем по отношению к Богу, к другим и к самим себе. Постные духовные
упражнения не несут в себе отрицательного характера; скорее это
приглашение открыть себя для Бога во всей полноте и внимательно
вслушаться в Его голос, говорящий в глубине наших сердец.
Бенедикт предлагает нам некоторые советы, которые могут помочь нам в
нашем Великопостном пути: обратиться к Богу через покаяние,
самоотречение, дополнительные молитвы, Lectio Divina, пищевые
ограничения и т.д. Тем не менее, он настаивает, что, какими бы ни были
наши жертвы, они должны быть принесены исключительно добровольно. Здесь
нет места для принуждения: также «детали этих персональных обетов должны
быть сообщены аббату для одобрения и благословения». Бенедикт трактует
это как своего рода защиту, потому что в его дни по-прежнему сохранялась
тенденция к переусердствованию. Здесь в монастыре мы обращаемся к нашей
аббатисе; что касается участников движения «монастырь без стен» (так
о.Джон Мейн охарактеризовал движение христианской медитации), они,
по-видимому, должны говорить со своим духовником.
Традиционно Церковь поощряет нас сфокусироваться на молитве, посте и
милосты; все это упоминается или подразумевается в словах Бенедикта. Как
же мы можем интерпретировать это для себя сегодня?
Молитва. Можем ли мы увеличить время медитации, или добавить к
утренней и вечерней медитации еще и дневную? Или же мы можем уделить
больше времени Lectio Divina, чтобы действительно услышать Слово Божие в
молчании и тишине.
Пост. В первую очередь мы думаем, что он относится к пище, но,
возможно, намного важнее воздерживаться от нетерпеливости,
предубеждения, уверенности в собственной правоте.
Милостыня. Что касается благотворительности, предложение финансовой
поддержки для достойной причины заслуживает самой высокой оценки. Но
иногда не менее важно подарить «милостыню» сострадания, понимания,
терпения и любви тем, кто в этом нуждается, — всем, кто окружает нас
ежедневно в наших семьях, общинах, в церкви и во всем мире.
Изначальное значение английского слова «Lent», сейчас обозначающего
«Великий пост», — «весна», «весеннее время». Это тесно связано с
радостью новой жизни, когда все живое пробуждается к новому бытию. И
точно так же Бенедикт никогда не забывает истинной цели всех наших
постных упражнений, призванных «увеличить духовную жажду, с которой мы
должны стремиться вперед, к святому периоду Пасхи». Если монашеская
жизнь и должна всегда иметь постный характер, то не менее верно, что она
также характеризуется и радостью Воскресения. Воскресший Иисус всегда
присутствует в наших сердцах. Мы люди Пасхи, мы празднуем пасхальные
мистерии каждый день нашей жизни. Но особенно в Пасхальный период мы
вспоминаем радость Воскресения и празднуем его с восхвалением и
благодарением.
Как поется в одном из наших Великопостных гимнов: «Приходит время
особой благодати: да принесет Бог обновление в наши сердца […] Вскоре мы
увидим этот величайший день, когда все творение возрождается, и мы
воспоем Пасхальную песнь хвалы».
Желаю всем вам плодотворного Великопостного периода и счастливой Пасхи.
С любовью, с.Хильда OSB.
Общество христианской медитации
с.Хильда Фрост OSB (Sr. Hilda Frost OSB) — бенедиктинская
монахиня из Канады (St. Benedict’s Monastery, Winnipeg Canada).
Занимается исследованием Священного Писания, историец монашества. Также
практикует христианскую медитацию более 20 лет, является координатором
бенедиктинских облатов WCCM в Канаде, ведет медитативную группу в своем
монастыре. Организует и проводит многочисленные семинары, посвященные
Уставу св.Бенедикта, христианскому мистицизму и медитации.