Первым и древнейшим свидетельством выделения Страстной недели как
особого времени литургического года являются дошедшие до нас
«Воспоминания» Сильвии Аквитанской (Этерии), которая около 385 г.
совершила паломничество из Галлии в Иерусалим и оставила подробное
описание увиденного. В разделах 30-41 ее труда можно обнаружить
свидетельства существования развитой литургической традиции, начиная от
воскресенья, предшествующего Пасхе, и кончая самим Пасхальным
воскресением. У Этерии эта неделя называется Septimana Maior – «Великая Седмица».
Известны и другие ее названия: «Великая неделя» (греч. Мегале Хебдомас; так – у св. Кирилла Александрийского), «Страстная неделя», а в Галлии – Septimana Paschale,
т.е. «Пасхальная седмица». У истоков выделения этой седмицы в особый
литургический период лежит, с одной стороны, желание особенным образом
подчеркнуть события из жизни Христа (Страдания, Смерть, Воскресение), а с
другой – хорошо известная тенденция, стремящаяся привести различные
спасительные события в соответствие с определенными датами
(«историзация»). В данном конкретном случае для такого сопоставления
есть солидная основа в евангельских повествованиях. Сравнивая сведения,
приводимые во всех четырех Евангелиях, можно проследить день за днем
путь Иисуса Христа, начиная с Его торжественного вхождения в Иерусалим и
заканчивая восхождением на Голгофу.
Страстная неделя начинается с празднования Вербного воскресенья,
которое в Западной литургической традиции носит официальное название
«Пальмового Воскресенья Страстей Христовых».
Начало торжественного празднования Вербного воскресенья было положено
в Иерусалиме в IV веке – в то время, когда стремились как можно точнее
воспроизвести события из жизни Христа. Согласно описанию Этерии, в
субботу вечером в Иерусалиме совершалась процессия из Вифании к базилике
Воскресения. Эта процессия была по существу радостным приветствием,
обращенным к Иисусу Христу. Паломница отмечала, что в процессии
принимает участие большое количество детей. Ее также поразил дух
радости, весьма характерный для песнопений этого дня. Обычай совершать в
этот день процессию укоренился впоследствии на всём Востоке. Процессия
включала в себя и некоторые драматические элементы. Так в Египте во
главе процессии несли украшенный крест, а в Иерусалиме ее возглавлял
епископ верхом на осле, представлявший таким образом Христа.
Вербное воскресенье праздновали также в Испании и Галлии. Документы
VII века говорят о благословении пальм, но не упоминают о процессии, о
которой первым отчетливо свидетельствует Феодульф Орлеанский (IX век). В
Риме при папе Льве Великом воскресенье перед Пасхой было воскресеньем
Страстей Христовых, когда читалось описание Его страданий по Матфею.
Свидетельства о совершении в этот день в Риме процессии восходят к
началу IX века. Очевидно, этот обычай был заимствован с Востока и
внедрился постепенно. Процессия проходила с большой торжественностью и
включала в себя посвящение и несение пальм, пение гимна, написанного
вышеупомянутым Феодульфом, возгласы «Осанна». В папскую литургию
процессия, как полагают, была включена лишь в XI веке.
Начиналась она обычно за пределами города, а заканчивалась у дверей
храма. Участники процессии расстилали на земле свои плащи, а в момент
пения антифона Ave Rex noster («Радуйся, Царь наш…») творили
земной поклон. Во время процессии несли Евангелие или Святые Дары. Во
многих районах епископ имел право в этот день освободить нескольких
узников. После окончания процессии в храме служилась Месса Страстей
Господних, в ходе которой прочитывался длинный Евангельский текст,
описывающий события от входа Иисуса в Иерусалим до Его смерти на кресте и
погребения. Таким образом, можно утверждать, что в данном случае
произошло слияние двух ранее независимых друг от друга традиций
(восточной и римской), что нашло свое выражение также в «двойном»
названии этого литургического дня: и «Пальмовое воскресенье», и
«воскресенье Страстей Господних».
Литургия Вербного воскресенья в Церкви латинского обряда обновлялась в
ХХ веке дважды: в 1955 и 1970 годах. Ныне тон этой литургии задает
текст из Послания к Филиппийцам (Флп 2,6-11). Процессия исполнена
переживания радостного триумфа Христа, тексты, как и пурпурный цвет
литургических одежд, подчеркивают царственное достоинство Мессии, чтобы
затем перейти к теме Его унижения в Страстях и пролитой Им крови,
открывшей путь Победе Креста.
Процессия Вербного воскресенья является, с одной стороны,
воспоминанием о триумфальном вступлении Христа в Иерусалим, а с другой –
шествием Народа Божия за Христом на Голгофу, где будет принесена
Жертва, актуализируемая в Евхаристии. Провозглашая Христа Царем, мы тем
самым принимаем тот факт, что Его и наш жизненный путь ведет через
Крест к победе. Участие в литургии Вербного воскресенья означает
согласие на Крест, на страдание вместе со Христом, дабы таким образом
обрести жизнь вечную, что особенным образом подчеркнуто в молитве после
Причастия: «дабы мы Его Воскресением достигли цели наших упований».
Освящение пальм (верб) также способствует прославлению Христа.
Послание Конгрегации Культа от 16 января 1988 года специально
подчеркивает торжественный характер процессии с ветвями в руках. В том
же документе рекомендуется, чтобы верные хранили освященные пальмы
(вербы) в своих домах как воспоминание о победе Христа, которая
праздновалась во время процессии.
Тексты литургических молитв этого дня подчеркивают пример Страстей
Христовых, их добровольность и заместительный характер. Христос
представлен как невинный Отрок Господень (Ис 53,4-12), чья невинность
противопоставлена греху мира. Демонстрируется также единство Пасхального
таинства – Христовых Смерти и Воскресения.
С древних времен богослужения Страстной недели концентрируются на
Страстях Христовых. Утренние часы Великого четверга некогда были
посвящены принятию в церковное общение публично кающихся грешников. До
VI века это происходило под аккомпанемент многочисленных молитв и
символических жестов, имевших глубокое богословское содержание. В
завершение служилась Евхаристия «за примирённых» (Missa pro reconciliatione). По этой причине Великий четверг иногда называют «четвергом примирения» – indulgentiae.
С Великим четвергом также было связано благословение на специальной «Мессе елеев» (Missa chrismatis)
мира и елея, используемых при совершении Святых Таинств Крещения,
Миропомазания, Елеопомазания (Соборования) и Священства. Ныне Missa chrismatis
служится епископом в окружении коллегии его пресвитеров, причем она
может совершаться также и в другой день Страстной недели (чтобы как
можно больше священников могли принять в ней участие). В связи со
значительными расстояниями, в нашей Преображенской епархии «Месса елеев»
по традиции проходит утром во вторник в Кафедральном соборе
Новосибирска. Елей для помазания больных благословляется перед
окончанием Евхаристической молитвы. Благословение елея катехуменов и
освящение мира совершается после Причастия. Весь обряд можно также
совершить после Литургии слова. Начиная с понтификата Павла VI (6 марта
1970 г.), Missa chrismatis включает и обновление обетов, данных священниками в день их рукоположения.
Диак. В. Дегтярев
SibCatholic.ru