Сказав это, дунул, и говорит им: Примите Духа Святого. (Ин 20,22)
Святой Лука в главе 19 Деяний святых Апостолов описывает, как святой
Павел прибыл в Ефес и обнаружил там христиан. «Он сказал им: приняли ли
вы Духа Святого, уверовав? Они же сказали ему: Мы даже и не слыхали,
есть ли Дух Святый» (Деян 19, 2). Уже почти две тысячи лет прошло с
того момента, а ситуация не очень-то изменилась... «Мы даже не знаем,
существует ли Святой Дух», и точно так же мы! А может быть, особенно
мы. Несмотря на II Ватиканский Собор, несмотря на харизматическое
обновление, Святой Дух для многих остаётся Богом непознанным.
«Неизвестный Бог». Чувственное почитание Матери Господа не приводит нас
к Святому Духу. Многим хватает почитания Девы Марии или Самого
Иисуса... Где-то в пути мы потеряли Отца и Святого Духа. Один
современный богослов очень верно подметил, что сегодня мы переживаем в
Церкви своего рода изгнание Пресвятой Троицы как в богословии, так и в
жизни и в религиозной практике верных. Своеобразное вавилонское
пленение Пресвятой Троицы.
Папа Иоанн Павел II прекрасно знал эту ситуацию в Церкви,
поэтому предложил интересную, поистине харизматическую программу,
которая была возвращением к глубинным корням христианства. Он предложил
трёхлетнюю программу подготовки к Великому Юбилею 2000 года: первый год
- год Христа, второй - год Святого Духа, третий - год Отца. В первое
воскресенье Адвента 1997 года Святой Отец торжественно начал второй
год, посвящённый Святому Духу. Этот год ставил целью «заново открыть
Святого Духа, который действует в Таинствах Церкви и посредством даров
(харизм)». «Заново открыть» означало, что Дух Святой где-то
«потерялся», оказался утрачен, и мы хотим Его снова обрести.
Место Святого Духа
в христианской жизни
Какую роль в жизни христианина играет Святой Дух? Это раскрывается в Слове Божием.
А) О первостепенной роли Святого Духа в жизни крещёных говорит
Евангелие (Ин 20, 19-23). Воскресший Иисус вечером первого дня явился
ученикам, стал посреди них, показал им руки и бок, потом «дунул» на них
и сказал: «Примите Духа Святого!» (20, 22). Выражение «дунул» идентично
выражению «вдунул» из Книги Бытия: «И создал Господь Бог человека из
праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею
живою» (Быт 2, 7). Это не вопрос случайности. Дуновение Яхве (то есть
Его Духа) присутствовало при сотворении первого человека. Дуновение
воскресшего Иисуса на апостолов указывает на новое творение. Дух
Святой, данный Церкви на кресте и «вдунутый» Воскресшим в учеников,
является Духом, Который одаривает новой жизнью, новым рождением, новым
возрождением. Иисус сказал Никодиму: «Истинно, истинно говорю тебе:
если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие»
(Ин 3, 5). В момент Таинства Крещения Дух Святой, Дух Творец, творит
нас по подобию Единородного Сына Божия Иисуса Христа. Мы становимся
сынами Божиими в Единородном Сыне. Мы имеем право так же, как Иисус,
обращаться к Богу с прекраснейшими словами: «Авва, Отче!» «Авва» - это
арамейское уменьшительное слово, означающее «папа», «папочка». Так
обращался к Отцу Небесному Иисус, и так Он заповедал обращаться к Отцу
нам. Всё это благодаря Святому Духу, которого Павел называет «Духом
усыновления» (Рим 8, 15). Таков смысл нового рождения. Мы рождаемся как
дети Божии. Это первая функция Святого Духа в христианской жизни.
Пророк Иезекииль учит нас, что это новое рождение является
одновременно нашим освящением, которое содержит два аспекта: лишение,
удаление старого сердца, каменного, не чувствительного к Божиим
повелениям, и получение нового сердца, чуткого и нежного. Сердце
означает глубинную сущность человека; стало быть, фактически происходит
уничтожение ветхого человека и сотворение нового. Это новая основа для
действия. Эта трансплантация каменного сердца, то есть ветхого
человека, происходит благодаря окроплению чистой водой. Это намёк на
Дух Божий (вода) и на крещение (окропление). Именно Дух Божий, Сила
Всевышнего, совершит эту перемену. Благодаря этому крещёный становится
другим человеком. Он получает новую основу для деятельности.
Б) От нового творения, от нового сердца должны исходить новые
поступки. Дар Святого Духа совершенствует также христианскую
деятельность. Эта поддержка деятельности Святым Духом бывает различной.
1. Дух Истины, Утешитель является внутренним Учителем учеников: Он
«научит вас всему и напомнит всё, что я вам говорил»(Ин 14, 26). Дух
Святой даётся нам не только для того, чтобы подогревать наши эмоции,
пробуждать говорение языками и дар пророчества, но, прежде всего, для
того, чтобы упорядочивать происходящее в наших головах. Дух Утешитель
не учит нас новой истине, но полностью находится на службе истины,
явленной Иисусом. Он вводит нас в глубины этой истины и приводит к
тому, что мы стремимся жить по ней, она становится для нас правдой
жизни. Дух Святой - это наш внутренний Учитель, поэтому Он поучает нас
изнутри. Слово Божие, произносимое человеком, только тогда принесёт
плод, когда к делу приступит этот Учитель, который в сердце. Святой
Августин говорит, что Тот, кто действительно учит, имеет свой амвон в
сердце человека.
Учительскую функцию Святого Духа подтверждают дары Духа. Первые три
дара - мудрость, благоразумие и добрый совет - касаются также сознания
человека. Эти дары следует понимать не в философском или абстрактном
значении, но в библейском смысле. Речь здесь идет о житейской мудрости,
об искусстве поступать мудро: ars bene Vivendi. Можно быть очень
образованным и вместе с тем духовно нищим, пустым человеком. В первом
перечне даров святой Павел называет мудрость слова и способность к
познанию. Этот дар Духа - учителя мудрости, показывает, что идеал
ученика Иисусова - отнюдь не наивность и темнота в вопросах веры. В
формации нельзя игнорировать этот аспект, сосредотачиваясь единственно
на видимых дарах Духа и эмоциональных переживаниях. Это ещё не весь
человек. А Святой Дух воздействует на всего человека.
2. Святой Дух - это учитель и вдохновитель сыновней молитвы: «...ибо мы
не знаем, о чём молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас
воздыханиями неизреченными» (Рим 8, 26). В этом случае Бог посылает в
наши сердца Дух Своего Сына, Который молится с нами и в нас: «Авва,
Отче!» Дух Святой возбуждает также в сердцах верных особую молитву,
которая называется «говорением на иных языках» (ср. Деян 2, 4). Это
молитва, которая исходит из сердца, наполненного Святым Духом. Она не
обязательно выражается артикулированной речью. Некоторые усматривают в
ней разновидность экстатической молитвы. Так молилась Дева Мария в день
Пятидесятницы вместе в другими женщинами и апостолами. Таким даром
молитвы обладал святой Павел. С такой молитвой мы встречаемся в
харизматических общинах. И если такой молитвой одарит нас Господь, да
примем мы её с благодарностью!
3. Дух Святой - это сила для свидетельства. Воскресший Господь обещал
Своим ученикам: «Когда сойдёт на вас Дух Святый, будете Мне свидетелями
в Иерусалиме и во всей Иудее, и Самарии, и даже до края земли» (Деян 1,
8; ср. Лк 24, 49). Деяния Апостолов показывают этих свидетелей,
которые, полные Святого Духа, дают свидетельство об Иисусе вплоть до
пролития крови. Иисус уверил учеников, что во времена преследований Дух
Святой будет говорить за них (Ср. Мф 10, 20). Эту тему углубляет святой
Иоанн: «Когда же придёт Утешитель, которого Я вам пошлю от Отца, Дух
Истины, который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать обо Мне. Но
вы тоже свидетельствуйте, так как были со Мной от начала» (Ин 15,
26-27). Сначала об Иисусе будет свидетельствовать Дух Истины, Он будет
свидетельствовать «в них», то есть в сердцах и в совести учеников. Он
будет укреплять их в вере и в убеждении, что Истина - на стороне
Иисуса. Ученики, укреплённые внутренним свидетельством Духа, будут
свидетельствовать об Иисусе во враждебном мире, в процессе против
Христа, который продолжается и поныне (ср. Ин 16, 8-14). Святой Дух
защищает дела Иисуса и истину Евангелия.
Как открыться Святому Духу?
Как почитать Святого Духа? К сожалению, мы пока не овладели
многими формами почитания и должны еще искать и учиться у восточных
братьев.
А) В восточном богословии известно призывание Святого Духа,
чтобы Он сошёл и преобразил человеческие сердца. Это призывание - из
глубины сердца. Примеры такого призывания Духа мы находим ещё в Библии.
Псалмопевец взывает: «Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый
обнови внутри меня. Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего
Святого не отними от меня» (Пс 51, 12-13). Это первый эпиклезис, первое
призывание Духа Яхве. Господь Бог велит пророчествовать Иезекиилю:
«Кости сухие, слушайте слово Господне! Вот, Я введу в вас Дух, и
оживёте» (ср Иез 37, 4-5). Из сухих костей силой Духа возник великий
народ. Человек без Духа -это всего лишь куча костей и немного плоти.
Павел использует здесь существительное sarks, которое означает то, что
покрывает кости людей и животных, то есть плоть. Из этого следует, что
человек, живущий по плоти, это всего лишь плоть.
В Новом Завете также есть примеры призывания Святого Духа.
Иисус в момент крещения в Иордане, молясь, исполнился Святого Духа (ср.
Лука 3, 21-22). Дар Духа - это ответ на молитву Иисуса. Дар
Пятидесятницы (ср. Деян 2) был ответом на молитву Девы Марии и других
женщин (ср. Деян 1, 14). В прощальной речи Иисус обещает ученикам: «Я
умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек,
Духа Истины, которого мир не может принять, потому что не видит Его и
не знает Его» (Ин 14, 16-17). Восточные богословы усматривают здесь
первый эпиклезис. Священное Писание также учит нас очень утешительной
истине, что просящим Бог не отказывает в Своём Духе (ср. Лк 11, 13).
Как следует из этих библейских свидетельств, человек всем своим
существом взывает к Святому Духу. Вся его внутренняя нищета и разлад
жаждут света и силы Духа, хоть и не всегда он сам хочет в этом
признаться. Дух Божий, Который привнес в первичный космический хаос
гармонию и порядок, тот самый Дух привносит порядок и во внутренний
хаос и смятение человека. Отцы Церкви называют человека микрокосмосом.
Именно «Дух Святой неустанно выводит мир из хаоса к космосу. Это
касается как макрокосмоса, вселенной, так и микрокосмоса. Каждый из нас
является таким микрокосмосом, маленьким миром. Святой Григорий
Назианзин говорил, что микрокосмос на самом деле больше мира, ведь
разумом мы способны объять вселенную, в то время как вселенная не может
объять нас, поскольку она не мыслит, не использует разума» (Р.
Канталамесса).
«Стало быть, Дух Святой выводит нас из хаоса к космосу. Чтобы
понять этот процесс, мы должны прежде всего усвоить (а это не просто),
что глубоко внутри нас существует хаос. Этот хаос - раздвоенность,
замешательство, рассеянность, разбросанность... Евангелие говорит нам,
что Иисус встретил как-то человека одержимого и спросил, как его зовут.
Одержимый ответил: "Имя мне - легион, ибо нас много..." (ср. Мк 5,
1-17). Похоже, мы порой могли бы ответить Иисусу точно так же: "Меня
зовут Легион, потому что во мне множество планов, проектов, решений..."
Внутри нас господствует хаос» (Р.Канталамесса).
Благодаря Святому Духу «мы хотим перейти снова от хаоса к
космосу, от ветхого творения к новому творению, к новому порядку, новой
гармонии, новой красоте в нашей жизни (...). Поэтому в наших сердцах
неустанно должен звучать этот призыв: "Приди, Дух Святой! Приди, Дух
Творец, Благословенный и Святой!"»(Р. Канталамесса).
Приди, надёжное ожидание всех,
предназначенных ко спасению,
Приди, пробуждение спящих.
Приди, воскресение мёртвых.
Приди, о, могучий, Который всегда действуешь,
Обновляешь и претворяешь волей Своей.
Приди, невидимый,
Никакой мерой не измеримый и неуловимый.
Приди, Ты, Которого жаждала и жаждет моя
несчастная душа.
Приди один ко мне одному, ведь Ты видишь,
что я одинок.
Приди, Ты, Кто отделил меня от всего
и сделал одиноким на этой земле.
Приди, Ты, Который сам стал во мне желанием
И сделал так, что я хочу Тебя,
совершенно недосягаемого.
Приди, моё дыхание и моя жизнь.
Приди, утешение моей бедной души.
Приди, моя радость, слава,
Бесконечное наслаждение...
В этом молитвенном гимне содержится весь человеческий опыт:
жажда, ожидание, одиночество, тоска, надежда и радость. Заставляет
задуматься язык этой молитвы, исполненный чувства тайны, бедности и
беспомощности всех человеческих слов.
В традиции Западной Церкви также есть прекрасные воззвания к
Святому Духу. Например, «О, Сотворитель Дух, приди» или красивый
эпиклезис новых евхаристических молитв: «Боже, Отче Милосердия, дай нам
Духа Святого, Духа любви, Духа Твоего Сына». Мы должны ежедневно
призывать Святого Духа, Который приходит к нам с дарами. Призывать Его
с уверенностью в том, что просящим Бог никогда не отказывает в Святом
Духе.
Мы должны не только призывать Святого Духа, но и слушать Его. Послания
к семи церквям Малой Азии заканчиваются призывом: «Имеющий уши да
слышит, что Дух говорит церквям» (Откр 2, 7.11.17.29; 3, 6.13.22). Этот
призыв актуален и сегодня.
Призывание Духа Господня и слушание Его - это первый способ
познать Святого Духа и открыться Ему. А не слушать Святого Духа - это
явный признак обмирщения. Ибо кто не слушает Духа Господа, кто не
чувствителен к Его вдохновению, тот слушает духа мира.
Помолимся вслед за Папой Иоанном Павлом II: «Пусть сойдёт Дух Твой и
обновит лик земли, этой земли!» Только Святой Дух может нас обновить.
Ты нам очень нужен, Дух Святой!
Б) Святое Причастие вместе с Духом Господа, получаемое
посредством чтения Библии, - второй способ открыться Святому Духу. И
этот способ почитания Святого Духа оказался очень недооценённым. Ведь
Библия не только была вдохновлена Святым Духом, но она источает Святой
Дух, она наполнена Духом Господним. Дух Господа касался души пишущего
пророка, тот же самый Дух касается сердца читающего (св. Григорий
Великий). Дух Святой действовал не только в момент вдохновения и
создания Писания, но действует также в написанной Книге. Упомянутый
Григорий Великий учит, что слово Библии оживляет нас дарами Духа. Эту
радостную христианскую истину также подтверждает официальный документ
Богословско-исторической комиссии Великого Юбилея 2000 года «Полна
земля Твоего Духа, Господи»: «Оживление слова Божьего - это дело
Святого Духа. Библия была бы мёртвой буквой, если бы Святой Дух не
делал её действенной сегодня. Слово оживает от Духа Святого, Который на
нём покоится, как почил на Сыне в момент Его крещения. «Все слова
Божьи, которые содержатся в Священном Писании, наполнены Святым Духом»
(св. Иларий из Пуатье)».
Эту мысль развил II Ватиканский Собор, уча, что Библия,
«вдохновлённая Богом (...) в пересказах Пророков и Апостолов позволяет
звучать голосу Святого Духа» (Догматическая Конституция «О Божественном
Откровении», 21). Когда читаешь Священное Писание, звучит голос Духа.
Читая с верой Библию, мы входим в контакт со Святым Духом, Который
присутствует в слове Писания.
В) Св. Павел показывает нам самый трудный способ почитания Святого
Духа. Он основан на поведении по Духу, а не по похотям плоти. Жизнь по
плоти рождает грехи: разлад, блуд, нечистоту, распущенность,
идолопоклонство, колдовство, ненависть, споры, зависть, гневливость,
пьянство, бесчинства. Поступающие так Царства Божия не наследуют (ср.
Гал 5, 19-21). Плод Духа - это любовь, радость, мир, долготерпение,
верность, мягкость, владение собой (ср. Гал 5, 22-23).
Но чтобы жить по Духу и принадлежать Христу, нужно постоянно
распинать своё тело с его страстями и похотями, нужно умирать для
ветхого человека и воскресать для новой жизни. Дух Господа хочет
сотрудничества свободного человека. Где Дух, там свобода.
Сотрудничество человека с Богом в очищении души от остатков
греха и от страстей, которые мешают отражаться в ней Лику Божию, в
христианской традиции называется аскетизмом.
Жизнь по Духу не исключает здорового аскетизма: умирания для
ветхого человека, греха и страстей. Этот процесс борьбы за очищение в
Святом Духе в Послании к Галатам (Ср. Гал 5, 13.16-18) и в Послании к
Римлянам (Ср. Рим 8, 1-12) называется борьбой против тела. И хотя
человек уже искуплен и Дух Святой уже обретен, все-таки остается
опасность печальной возможности вернуться к телесному существованию, то
есть стать человеком натуры, падшим, не искупленным, с преобладающим
господством собственного эгоизма, который подчиняет все себе как
кумиру. Дух Святой помогает верующему освободиться от этой радикально
негативной силы, делает его способным принять основополагающие законы
жизни, которые заключаются в том, чтобы открыться Богу и братьям,
привести своё существование в соответствие с критериями любви.
Христианин, призванный к свободе (ср. Гал 5, 13), может оставаться в
этом славном состоянии ребенка Божия лишь благодаря действию Святого
Духа, гарантии и действующему залогу свободы. Это - лейтмотив призыва
святого Павла поступать по Духу и быть ведомыми Духом: «Я говорю:
поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо
плоть желает противного духу, а дух - противного плоти. Они друг другу
противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы. Если же вы духом
водимы, то вы не под законом» (Гал 5, 16-18).
Известно, что противоречие между телом и духом есть в каждом
верующем; он уже дитя Божие и имеет Духа Святого, но в нем действуют
внутренние губительные тенденции - те «дела плоти, которые суть:
прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолопоклонничество,
волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, пьянство, бесчинства» (Гал 5,
19-21), - способные вернуть его в рабство и уничтожить дела Святого
Духа. В то же время христианская нравственность - это не нравственность
рабов, она основана не на тех нормах морали, которые навязаны извне, но
являются «сверхъестественным» проявлением поведения человека
«духовного», верующего, которого Дух Святой соделал «вторым Христом»,
имеющего «чувствования Христа» (ср. Флп 2, 5). Поэтому дар Духа Святого
- это дар гармоничной в моральном смысле жизни, к реализации которой
призван христианин и для которой характерно оживление Святым Духом.
Стало быть, жизнь христианина в различных проявлениях излучает
первозданный и фундаментальный дар: жертвенную любовь. Послание к
Галатам относит любовь к плодам Духа (Гал 5, 22-23).
Кроме того, существует плод Духа, который происходит
непосредственно от жертвенной любви и сыновства Божия: это свобода.
Поэтому чем больше в человеке жертвенной любви, тем он свободнее,
поскольку «где Дух Господень - там свобода» (2Кор 3, 17). «А кто имеет
совершенную любовь, тот в высшей степени свободен» (св. Фома
Аквинский).
Понятно, что это всё не механический процесс. Поэтому мы
говорим о плодах Святого Духа как о проявлении определённого пути,
соответствующего идее дозревания. Жизнь христианина - это не что иное,
как неустанное возрастание, продвижение в направлении Святого Духа и
благодаря Его импульсам, а это подразумевает, что мы слушаем Его,
слушаемся Его, формируя с Его помощью свою жизнь. «Если мы живём духом,
то по духу и поступать должны» (Гал 5, 25).
Г) Мы почитаем Святого Духа, если с благодарностью принимаем
Его дары. Для практических целей можно эти дары разделить на три
группы:
Дары, обогащающие наш ум: мудрость, умение, благоразумие,
добрый совет. Нам всем необходима мудрость, умение, советы Духа. Мы
должны часто просить: «Дай Твоим верующим, уповающим на Тебя, семь
Твоих даров». Мудрости, разума, совета много не бывает!
Вторая группа даров Духа Святого - это дары, так сказать,
служебные, «диаконские» (ср. Рим 12, 7), так называемые дары
евангельской Марфы. Дух Святой не только одаряет нас мудростью и
разумом, даром пророчества и говорения языками, но и повседневными
дарами, без которых община не может жить: они не менее нужны, чем
мудрость. Поэтому можно быть харизматичной медсестрой, можно быть
поваром по призванию, а не по нужде, поскольку «жизнь заставила». Можно
быть наёмным садоводом, а можно - поистине харизматичным. Эти дары тоже
даёт Святой Дух, Который наполняет мудростью и способностями
священников, преподавателей и студентов.
В конце списка даров святой Павел помещает харизмы видимые: говорение
языками, пророчество, целительство. Апостол, располагая их в конце,
учит коринфян и нас тому, что они не главные и не самые важные. Если
Господь одарит ими, то надо принять их с радостью и служить ими на
благо общины, а не для собственной славы. И помнить при этом, что
важнее всех даров - путь любви (ср. 1 Кор 13, 13). Без видимых даров
можно спастись, без любви - нет.
Мы заканчиваем это размышление о Святом Духе выдержкой из 5-й Евхаристической молитвы:
«Боже, Отче Милосердия, дай нам Духа Святого, Духа Любви, Духа Сына Твоего!» Дух Святой, мы очень нуждаемся в Тебе! Приди!