Исповедь довольно часто у нас ассоциируется прежде всего с
Великим постом, ибо сказано, что христианин должен хотя бы раз в году в
пасхальное время исповедоваться. Такой подход настолько укоренился, что
сегодня бытует несколько упрощенное, формализованное, и даже искаженное
представление о таинстве исповеди.
Найти новое качество жизни
Исповедь — это не некий ритуал, не формальность, которую надо отбыть, и
даже не гигиена души, которую надо периодически очищать. Это таинство,
которое неразрывно связано с другим таинством — крещением, потому что в
исповеди мы можем восстановить то состояние чистоты, безгрешности,
которое получили при крещении.
Как писал русский православный богослов о. Александр Шмеман, первородный
грех состоит не в нарушении определенных богоустановленных правил, а в
отпадении от Бога, в том, что вместо Бога человек выбрал нечто другое:
то ли мир, то ли самого себя. И мы каждый раз обречены делать этот
выбор. Мы осознаем свою греховность, которая является нашим
онтологическим состоянием, ибо нет человека, который бы жил и не
согрешил.
«Исповедь не является самоцелью. Исповедь есть возможность очистить
душу, перейти в состояние, которое богословие называет «состоянием
освящающей благодати», чтобы смочь войти в единство [с Богом] через
Причастие», — говорит духовник Украинского католического университета,
доктор богословия о. Игорь Пецюх.
Это не значит, что каждое Причастие требует исповеди, но исповедь
позволяет нам оставить свои грехи и просить Бога о силе, которую он дает
в Причастии, чтобы больше не грешить, чтобы жить в святости. Причастие
является такой силой, ибо входит в нас, становится частью нас на
молекулярном уровне, становится для нас пищей, чтобы мы могли жить Его
жизнью, чтобы, выйдя из церкви, мы могли любить, как Он, прощать, как
Он, воспринимать других, независимо от того нравятся они нам или нет.
Наконец, чтобы жить другим качеством жизни, ибо все, что мы делаем в
церкви, все наши песни, все богослужения только для того служат, чтобы
мы могли жить иначе, жить любовью.
Подготовить ясли души
«Вся лирика рождественского периода побуждает нас надлежаще приготовить
ясли своей души, чтобы они были чистые, убранные, чтобы Христос,
родившийся более 2000 лет назад в Вифлееме, мог также родиться в моей
душе, — говорит о. Игорь. — И исповедь — необходимый элемент этих
приготовлений.» Но, как отмечает отец, хотя Пасха и Рождество — два
крупнейших праздника, к которым мы стараемся достойно приготовиться, и
дважды в году исповедоваться мало, ведь трудно проанализировать свою
жизнь на протяжении шести месяцев. «Возможно ли вспомнить, что было со
мной три месяца назад, кто меня или я кого обидел в трамвае, почему я
тогда был такой злой, на кого?» — вопрошает священник.
Но если у вас возникла мысль, что один раз в году исповедоваться
мало, то отец Игорь советует обязательно пойти к исповеди и перед
Рождеством, приступить к Причастию, почувствовать его силу, ощутить
потребность в святости. А тогда на Иордан следует спросить себя, готов
ли я приступить к причастию, насколько мне это необходимо. Ведь исповедь
— это поворотный момент в жизни, который побуждает изменению, ко
внутреннему преображению.
Наша задача — стремиться к святости, работать над тем, чтобы
определенных грехов уже не повторять. То, что священник говорит в конце
исповеди: «Иди и больше не греши», — не может остаться пустой фразой,
ритуалом. Это должно быть действительной установкой — делать все, чтобы
не грешить. «Мы осознаем: что бы мы ни делали, все равно упадем, но
важно, когда и где я упаду. Даже если дьявол приступит ко мне с другой
стороны, о другой грех я споткнусь, то к этому я уже не хочу
возвращаться, в следующий раз я уже буду бороться с другой проблемой», —
говорит священник.
Важно экзаменовать свою совесть как можно чаще. Древняя традиция
говорит: ежедневно перед сном проанализируй свой день, поблагодари Бога
за то, что было хорошо, попроси прощения за то, что было плохо. Если
таким образом подходить к жизни, чтобы в конце дня подвести его итог, то
в конце недели возникнет желание сказать, что больше с тем я жить не
хочу, не могу.
Соревнования за святость
Нельзя рассматривать исповедь как рутинное дело, поскольку она является
соревнованием за святость. Это соревнование продлится всю жизнь, оно не
будет иметь конца. Оно должно быть духовным прогрессом, даже если
покажется, что я становлюсь еще хуже. По словам о. Игоря, это
характерное явление для людей, которые начинают жить духовной жизнью,
пока исповедовался раз в году, все было хорошо. Начал исповедоваться
чаще — и тут не так, и там не так.
«Это не ты становишься хуже, но лучше начинаешь видеть себя,
становишься более требовательным к себе, — отмечает он. — Наоборот,
очень часто другие видят в тебе какое-то развитие, а ты в себе —
регресс. Если человек определенные вещи видит, то есть шанс, что начнет с
ними бороться.»